Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….

18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….

37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Готово все!!!.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

     Лазание – лазание по гимнастической стенке (до верха) и слезание с нее ритмично, не пропуская реек, ползание на четвереньках, толкая головой мяч, на четвереньках назад, на животе, пролезая под скамейкой.

     Метание – свободное отбивание мяча от пола на месте и с продвижением вперед, перебрасывание мяча друг другу и умение ловить его стоя, сидя и разными способами, овладение элементарными приемами волейбола и баскетбола, метание мяча в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 3-4 м. Равновесие – уметь выполнять сложные упражнения на равновесие («ласточка», «пистолетик», «цапля») на полу и на гимнастической скамейке, стоя на гимнастической скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю ступню, поворачиваться кругом, после бега и прыжков приседать на носках, руки в стороны, оставаться и стоять на одной ноге, руки на поясе.

     Все полученные данные фиксируются в  начале (Н) курса и в конце (К) курса  и оформляются таблицу 9.   

     Оценка  психомоторного развития

     Таблица 9

Ф.И.ребенка Психомоторное развитие
  1 2 3 4
  Н К Н К Н К Н К
                 
                 
                 

 

     Итак, по результатам диагностики можно определить уровень физической подготовленности и психомоторного развития группы, также выявить наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение обучающего курса занятий. 
 
 
 
 
 

     2.2. Педагогическое проектирование  по здоровьесбережению  у детей старшего  дошкольного возраста  через русские  народные подвижные  игры

     Проблема здоровьесбережения у дошкольников является ведущей проблемой современности. От ее реализации зависит всестороннее развитие организма детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры являются естественным средством укрепления и сохранения здоровья. Как показывает практика, потенциал этих игр не используется в должной мере, поэтому необходимо способствовать внедрению и применению этих игр в организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Они будут иметь оздоровительное значение только в том случае, если учитывать такие факторы как: индивидуальные способности ребенка, уровень развития двигательной активности и т.д.

     Русских народных подвижных игр много, они разнообразны, хороши ещё и тем, что ребенок сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. А это очень важно для здоровья. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит, познать природу детства. Старший дошкольный  возраст – наиболее благоприятное время для включения русских народных подвижных игр в процесс воспитания и развития.

     С учетом этого мы предлагаем проект с использованием русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста.

     Проект  построен на основе главных методических принципов: учет

возрастных  особенностей детей (от 5 до 6 лет), доступность материала, постепенность его усложнения и предназначен для реализации педагогами  дошкольных учреждений. Представлен комплекс игр на один квартал, игры делятся на 3 блока. Каждый блок имеет свою специфику. Тематический план составляется в соответствии с перечнем игр в данных блоках. Подбор и планирование русских народных подвижных игр зависят от условий работы возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья, времени года, особенностей режима, место проведения и интересов детей.

     Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность  занятий составляет 25-30 минут. Проводить  занятия можно как на свежем воздухе, так и в спортивном зале. Русские народные подвижные игры используются в качестве структурной части занятия. Как правило, проводятся в основной и заключительной частях занятия.

     Цель  проекта: способствовать укреплению здоровья и повышать работоспособность детей через организацию русских народных подвижных игр.

     Задачи:

     Оздоровительная:

     1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

     2. Способствовать сохранению положительного  психоэмоционального состояния у детей.

     3. Удовлетворять потребность детей  в движении.

     Образовательная:

     1. Формировать и совершенствовать  жизненно необходимые двигательные  умения и навыки (ходьба, бег, лазание,  метание и т.д.).

     2. Развивать основные физические  качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).

     3. Формировать умения выполнять  правила русских народных  подвижных  игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

     Воспитательная:

     1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

     2. Поощрять двигательное творчество  и разнообразную игровую деятельность  детей.

     3. Содействовать развитию положительных эмоций, самоконтроля, самооценки, умению общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

     I. блок: комплекс игр разной интенсивности используемых в игре движений:

       Цель: способствовать развитию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

  • Малоподвижные игры: «Фанты», «Колечко», «Телефон» и т.д.
  • Средней подвижности игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Почта» и т.д.
  • Высокой подвижности игры: «Салка», «Пчелки и ласточка», «Зайки» и т.д.

     II.блок: комплекс игр, отличающихся  физическими качествами, преимущественно проявляемыми в игре.

     Цель: способствовать дальнейшему развитию физических качеств.

  • Быстрота: «Кот и мышь», «Ловишка в кругу», «Челночок» и т.д.
  • Гибкость: «Слепая Лисица», «Пролезай- убегай», «Через обруч пролезай- выше палку поднимай» и т.д.
  • Сила: «Мяч кверху», «На другую сторону» и т.д.
  • Выносливость: «А на море шторм», «Пятнашки», эстафета: «Мой веселый мяч» и т.д.
  • Ловкость: «Малечена-калечена», «Снежки», «Наседка и коршун» и т.д.

     III. блок: комплекс игр, отличающихся по типу двигательных действий в игре:

     Цель: способствовать развитию интереса к игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

  • Игры с бегом: «Дорожки», «Змейки» и т.д.
  • Игры с мячом: «Мячик с горки», «Зевака», «За мячом» и т.д.
  • Игры с прыжками: «Огородник и воробей», «Здравствуй, сосед!», «Мешочек» и т.д.
  • Игры со скакалкой: «Смелые ребята», «Удочка» , «На скакалках прыг, да скок»и т.д.
 

     Примерный тематический план на один квартал  для детей старшего дошкольного  возраста

Месяц № занятия Игры Назначение игр
Сентябрь 1 1.«Фанты».  

2.«У  медведя во бору».

1.Способствуют  развитию мышления, быстроты реакций;

2. способствует  развитию физических качеств: быстроты, ловкости.

  2 1.«Салка». 
 
 
 

2. «Краски».

1.Способствует развитию двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;. Воспитывает уважение к друг другу;

2. Способствует развитию мыслительных процессов: внимания, памяти, воображению.

  3 1.«Кот и мышь». 
 
 
 

2.«Слепая Лисица».

1.Способствует  развитию физических качеств:  ловкости, выносливости, быстроты; Направлена на развитие интереса к игровой деятельности;

2. Способствует  развитию внимания, координационных  способностей.

  4 1.«Мяч кверху».  
 

2.«Дорожки».

1.Способствует развитию координационных способностей, силы, ловкости;

2.Способсткует  развитию координации, равновесия, гибкости.

  5 «А на море шторм».

1.Обееспечивает двигательную активность на высоком уровне, способствует развитию быстроты, выносливости.

  6  
«Огородник и воробей»

Способствует  развитию физических качеств: ловкости, выносливости, быстроты. Направлена на развитие интереса к игровой деятельности

  7  1.«Смелые ребята». 

2.«Малечена-калечена»

1.Способствуют развитию мышления, быстроты реакций.

2. Способствует развитию равновесия.

  8 «Молчанка». Способствует  развитию способностей не реагировать  на внешние раздражители
Октябрь 1 1.«Колечко». 

2.«Гуси-лебеди». 

1.Способствует развития внимания, быстроты реакций;

2. Способствует развитию двигательной активности, быстроты, внимания.

  2 «Пролезай- убегай!». .Направлена  на развития ловкости, гибкости, быстроты, смены направления.
  3 «Пятнашки». Способствует  развитию быстроты, выносливости, ловкости, направлена на межличностные отношения.
  4 1.«Снежки». 
 

2.«Змейка».

1.Способствует  развитию мелкой моторики, воспитывает  чувство уважения к сверстникам;

2. Способствовать  развитию координации, равновесия.

  5 «Зеваки». Способствует развитию моторики рук, движений, взаимодействию в коллективе.
  6 «Здравствуй,сосед!» Способствует  сплочению коллектива.
  7 1.«Удочка».

  
 

2.«Пчелки и ласточки».

1.Способствует  развитию быстроты реакции, ловкости  и вызывает «+» отношение к  игровой деятельности;

2. способствует  развитию быстроты, ловкости.

  8 «Ловишка в  кругу».       Игра направлена на развитие интереса к игровой деятельности
Ноябрь 1 1.«Телефон». 

2.«Челночок».

1.Игра способствует  развитию слуховых анализаторов;

2.Способствуют  взаимодействию друг с другом.

  2 1.«Почта». 
 

2.«Зайки».

1.Развивает  способность у детей согласованности  действий со словами;

2. Способствует  развитию быстроты, ловкости, формирует  межличностные отношения.

  3 «Через обруч пролезай- выше палку поднимай» Развивает способность  выполнять движения слитно, переход одного действия в другое.
  4 «На другую сторону». Способствует  развитию волевых качеств и физических качеств.
  5 эстафета«Мой  веселый мяч». Способствует  развитию всех физических качеств, также  воспитывает у детей чувство  коллективизма, взаимопомощи.
  6 1.«Наседка и коршун». 
 

2.«За мячом».

1. игра воспитывает  чувство ритма движений в коллективе- согласованность движений;

2.Игра способствует развитию моторики, овладевают простыми навыками ловли и передачи мяча.

  7 1.«Мешочек». 

2.«На скакалках прыг,  да скок».

1.Игра способствует  развитию координации, равновесия;

2. Игра способствует повышению двигательной активности у детей.


 

     Содержание  игр используемых в сентябре. 

     
  • Игра  «Фанты».

     Игра  начинается так. Ведущий обходит  играющих и каждому говорит: Вам прислали сто рублей.

     Что хотите, то купите,

     Черный, белый не берите,

     «Да»  и «нет» не говорите!

     После этого он ведет с участниками  игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в  разговоре произнес одно из запрещенных  слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.

     Играют  не более десяти человек, все участники  игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают  вопросы и следят за своей речью.

     Ведущий ведет примерно такой разговор: 

     – Что продается в булочной?

     – Хлеб.

     – Какой?

     – Мягкий.

     – А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

     – Всякий.

     – Из какой муки пекут булки?

     – Из пшеничной. 

     И т. д. При выкупе фантов участники  игры придумывает для хозяина  фанта интересные задания: дети должны спеть песню, загадать загадки, прочитать стихи, рассказать короткие смешные истории, вспомнить пословицы и поговорки, прыгать на одной ножке. Фанты могут выкупаться стразу же после того, как проиграют несколько человек.

  • Игра: .«У медведя во бору».

     Медведь, выбранный жеребьевкой, живете лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

     У медведя во бору

     Грибы, ягоды беру!

     – Медведь постыл

     – На печи застыл!

     Когда играющие произнесли последние слова, Медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот Медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

     Правила игры. Медведь выходит из берлоги  только после произнесения последних  слов зачина. Дети в зависимости  от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песенкой.

Информация о работе Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста