Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….

18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….

37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Готово все!!!.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

     Таблица 2

Метание медбола (1 кг) стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см)

Возраст Мальчики Девочки
5 лет 187-270 138-221
6 лет 221-303 156-256

 

     Скоростно-силовые  способности нижних конечностей определяется по результатам в прыжках в длину с места, в высоту с места, в длину и высоту с разбега (в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»).

     Таблица 3

     Средние результаты прыжков (см)

Возраст, лет Пол      В длину      В высоту
С места С разбега С места С разбега
5 лет Мальчики 81,2-102,4 118-139 20,2-25,8 36-42
Девочки 66-94 105-124 20,4-25,6 34-40
6 лет Мальчики 86,3-108,7 139-170 21,1-26,9 42-54
Девочки 77,7-99,6 124-160 20,9-27,1 40-51

 

     Другие  результаты определения скоростно-силовых способностей представлены в таблице 8:

     Контрольное упражнение № 1 – ползание по скамейке 6 м на животе подтягиваясь руками;

     Контрольное упражнение № 2, «пресс» – поднимание туловища из положения, лежа, согнув ноги, максимально быстро в течение 30 секунд.

     Ловкость - способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

В связи  с таким широким понятием, ловкость можно определять комплексом различных  упражнений показывающих разные стороны развития ловкости. [21;196].

       Цель: Определить способность быстро  и точно перестраивать свои  действия в соответствии с  требованиями внезапно меняющейся  обстановки в челночном беге 3*10 м.

     Методика: В забеге могут принимать участие  один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

     Ловкость  в беге можно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Е.Н. Вавилова рекомендует использовать разницу пробегания дистанции 30 м по прямой и 3 х 10 м (челночный бег) или 30м с оббеганием препятствий (змейкой), количество препятствий Е.Н. Вавилова не указывает. Чем меньше разница, тем выше уровень ловкости.

     Таблица 4

     Результаты  челночного бега 3 х 10 м и оббегания  препятствий (сек).

Возраст, лет Челночный бег 3 x 10 Оббегание препятствий
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
5 14,5 13,0 7,2 8,0
6 11,7 12,1 5,6 6,0

 

     - ловкость в координации (равновесие «фламинго»), таблица  5; Координационные способности (ловкость). Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек).

Таблица 5

     «Фламинго» - равновесие на одной ноге (сек).

Пол 5 лет 6 лет
Мальчики 8,7-15,0 15,1-27,9
Девочки 7,3-13,6 13,7-26,7

 

     - ловкость в лазании (влезание  по гимнастической лестнице 3 м), таблица 8 (№ 3);

     - ловкость в точности (метания в цель), таблица 8(№ 4);

     Выносливость - способность противостоять утомлению. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов[21;154].

       Таблица 6

     Общая выносливость определяется скоростью  пробегания длинных дистанций

Бег на выносливость Пол Возраст Показатели
90 м Мальчики и  девочки 5 лет 30,6-25,0
120 м Мальчики и  девочки 6 лет 35,7-29,2
300 м Мальчики 6 лет 105,1-85,8
Девочки 6 лет 107,2-84,2

 

     Силовая выносливость рук определяется по времени виса на прямых руках на гимнастической стенке, спиной к стенке. Упражнение начинается по команде и заканчивается при попытке изменить положение рук, тела (перехватиться), упоре ногой в перекладину.

       Таблица 7

     Вис на прямых руках (сек).

Пол 5 лет 6лет
Мальчики 17,0-25,4 25,6-32.5
Девочки 18,9-21,2 21,3-28,5

 

     Другие  показатели уровня физического состояния  и развития детей (скоростно-силовые – 1,2; ловкость – 3,4; выносливость – 5; гибкость – 6)

     Таблица 8

Показатель Пол      5-6 лет
1 Ползание 6 м Девочки      18,4-15,1
Мальчики 17,7-11,3
2 Пресс количество раз за 30 сек Девочки 10,8-12,7
Мальчики 9,7-14,8
3 Лазанье 3 м (сек) Девочки 10,1-7,9
Мальчики 8,5-6,7
4 Метание в мишень(очки из 25) Девочки 3,9-7,9
Мальчики 5,8-8,9
5 Вис на согнутых руках(сек) Девочки 19,9-23,4
Мальчики 14,2-21,8
6 Наклон  вперед сидя(см) Девочки 16,9-18,8
Мальчики 16,6-18,0

 

     В таблице 8 приведены некоторые показатели физической подготовленности, полученные нами опытным путем и помогающие определить различные стороны подготовленности.

     Упражнение 1 и 2 определяют скоростно-силовые способности рук и туловища соответственно.

     Ползание  выполняется по гимнастической скамейке длиной 6 м (две скамейки по 3 м подряд). Ребенок становится перед торцом скамейки в положении согнувшись, руки в упоре о скамейку. По сигналу  – ложится на живот и ползет, подтягиваясь руками. Доползая до конца скамейки – хлопок по подставленному кубику или полу как сигнал финиша.

     «Пресс» - поднимание туловища ил положения  лежа. Ребенок принимает положение  лежа, согнув ноги в коленях (можно  до прямого угла). Ноги закреплены. Руки сложены на груди, ладонями на плечи. По сигналу – поднимание туловища до касания локтями колен. Делать максимально быстро в течение 30 секунд.

     Упражнения 3 и 4 определяют ловкость в лазании и ловкость в точности.

     Лазанье выполняется по гимнастической лестнице соответствующего стандарта. На высоте 3 м укрепляется ориентир (колокольчик, флажок и др.), до которого необходимо дотронуться рукой. Ребенок становится в основную стойку возле лестницы и по сигналу начинает выполнять влезание произвольным способом координации рук и ног с максимально возможной скоростью. Влезание заканчивается, когда ребенок коснется рукой ориентира на высоте 3 м. Спуск выполнять медленно, под контролем руководителя.

     Метание выполняется с дистанции 3 метра. Мишень диаметром 70-75 см с 5-ю концентрическими кругами от 1 до 5 очков. Центр мишени – круг диаметром 15 см (5 очков). Ребенок становится напротив мишени на расстоянии 3 м и выполняет 5 бросков малым мячом (7-8 см) стараясь попасть в центр мишени. Результат попаданий записывается суммой «выбитых» очков.

     Упражнение 5 – «вис на согнутых руках» определяет силовую выносливость рук. Ребенок, при помощи взрослого фиксирует вис, подтянувшись на согнутых руках до уровня ключиц-плеч. Перекладина может прижиматься к груди, нельзя удерживаться подбородком.

     По  сигналу, помощь взрослого прекращается, и ребенок старается удержаться в положении виса максимально возможное время. Положение виса считается от сигнала старта (начала виса) до опускания тела с разгибанием рук до прямого угла. Это время фиксируется в секундах.

     Гибкость - монофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Наиболее важное оздоровительное значение имеет уровень гибкости позвоночника. Определяется контрольным упражнением «наклон вперед сидя». Для выполнения упражнения ребенок садится с торца гимнастической скамейки, вытягивает руки вперед, фиксируется вертикальное положение позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем производится наклон вперед со скольжением пальцами и ладонями по поверхности скамейки. Измеряется величина наклона по длине пути кончиков пальцев рук в сантиметрах (таблица 8;№6). При наклоне необходимо помогать ребенку фиксировать выпрямленные колени. Помогать самому наклону нельзя[21;187].

     Диагностика психомоторного развития детей дошкольного возраста проводится по  диагностическим методикам Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич[23;115].

     Они используются для оценки психомоторного развития дошкольников. Просты в применении, информативны по содержанию и статистически достоверны.

     Критерии оценки выполнения:

     3 балла – правильное выполнение  движений, навык сформирован и  автоматизирован;

     2 балла – неправильное выполнение  после третьего движения, есть  отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован;

     1 балл – ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;

     0 баллов – отказ от выполнения  движения.

     Задания для детей 5-6 лет (занимающаяся группа):

     А пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой), ноги, стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища. Необходимо сохранить заданную позу (устоять на носках) с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 сек.

     В ребенку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см вперед, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и «свобода» совершаемого движения.

     С Ребенок должен поразить мячом цель размером 25x25 см с расстояния 1,5м (диаметр мяча 8 см). Оценивается выполнение для каждой руки отдельно.

     D ребенку предлагается скатать шарики из листа бумаги размером 5x5 см, рука вытянута вперед (помощь другой рукой отсутствует). Для ведущей руки норма 15 сек., для второй – 20 сек.

     Контрольные упражнения для оценки сформированности основных движений у детей 5 -6 лет :

     Ходьбана носках, руки за голову; на пятках; перекатом с пятки на носок; в ритм на месте и с продвижением, гимнастическая ходьба, на наружных сторонах стопы, приставным шагом с хлопком.

     Бег – бег в ритм на месте и с  продвижение, с преодолением препятствий(обегать, перепрыгивать, пролезать), высокий бег, бег с захлестыванием голени, уметь убегать от водящего, догонять убегающего. При беге следует обращать внимание на положение головы, туловища, согласованность движений рук и ног, легкость бега, отрыв стоп от почвы и сохранение направления бега.

     Прыжки прыжки на месте с поворотом на 90 гр., ноги вместе – ноги врозь, поскок в ритм с продвижением, прыжки с места в высоту, глубину, длину, прыжки на одной ноге с продвижением вперед, подпрыгивать на месте одна нога вперед, другая назад.

Информация о работе Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста