Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….

18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….

37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Готово все!!!.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

     Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием.

       Хотелось бы отметить проблемы  в организации здоровьесберегающей   деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ. К их числу относятся:

  • высокий процент (12,5%) часто болеющих детей;
  • недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики (22,9%) и прироста психофизических качеств за год (12,4%);
  • 14,5 % воспитанников ДОУ испытывают психоэмоциональный дискомфорт;
  • практически половина семей воспитанников не ориентированы на здоровый образ жизни и не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности здоровьесбережения дошкольников;
  • знания детей о гигиене, режиме, безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек здорового образа жизни (31,3%);
  • не все педагоги демонстрируют в профессиональной деятельности здоровый стиль поведения, ориентируются в воспитании привычек здорового образа жизни детей;
  • разрозненность усилий медицинского персонала, педагогического коллектива, семьи, социума в медико-педагогическом и психолого-педагогическом сопровождении ребенка;

     Овчинникова Т. отмечает, что планирование оптимальной системы здоровьесбережения в ДОУ требует решения целого комплекса задач:

  • поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и оздоровительной деятельности;
  • выстраивания результативной стратегии управления здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
  • определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность изучаемой деятельности[16].

     Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды.

     Волошина  Л. определяет ее как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи [16].

     Во-первых, формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе. В учреждении должен быть оборудован физкультурный зал. На прогулочной территории учреждения оборудована спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование и мн.др. Кроме этого, мелкое физкультурное оборудование должно быть доступно для детей большую часть дня.

     Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

     Во-вторых, использование в образовательной  деятельности ДОУ духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры. Сюда относятся: организация походов, экскурсий, наблюдений за окрестностью, проведение спортивно-оздоровительных праздников, мероприятий  с использованием традиций, обычаев и русских народных игр разной интенсивности.

     В-третьих, эффективное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих  детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала. Постановка цели и задач для всех субъектов процесса здоровьесбережения. Большое внимание уделяется расширению творческого потенциала педагогов и родителей в процессе организации игр и прогулок  с детьми с позиций физического развития.

     И, в-четвертых, обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

     В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

    • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
    • реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
    • специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

           Вся физкультурно-оздоровительная  работа в детском саду строится с  учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей  каждого возраста.

           Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию [21;35].

     Кроме этого, здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание должны уделять внедрению технологии "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста". Наиболее проработанным направлением данной программы  являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения, о мерах пожарной безопасности и т.д.

     Формирование  здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из важных задач физического воспитания, где целью является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка [21;23]

     Физическое  воспитание - составная часть воспитания. Это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства. В процессе физического воспитания осуществляется одновременно умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание[26;132].

     Физическое  воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает раскрыть ему свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы.

     В системе физического воспитания используются психогигиенические, эколого-природные факторы, а также движения и физические упражнения, выступающие в форме целого двигательного режима [19;25].

     Психогигиенические  факторы включают общий режим  труда и отдыха, питание, гигиену  одежды, обуви физкультурного оборудования и т. д. Любой из этих факторов способствует осуществлению цели и задач физического воспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке данных факторов учитывается то, насколько каждый из детей их принимает, понимает и старается им следовать.

     Эколого-природные  факторы связаны с природой, которая является средой обитания человека, источником его здоровья, физического и двигательного развития. Солнце, воздух, вода могут щедро одарить ребенка здоровьем, научить его с благодарностью принимать этот дар.

     Особенно  важно использовать природные факторы  в качестве закаливающих процедур. Их следует органически включить в режимные процессы [21;15].

     Однако  нельзя забывать об экологии, к сожалению, есть "загрязненные" места, поэтому, собираясь с детьми на прогулку необходимо убедиться, что с точки зрения экологии все в порядке

     Движения - это  важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирование его психики, способностей, жизненной  активности[27;9].

     Двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития двигательных качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.

     Физические  упражнения - это элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития. Исследования показали, что возможности физических упражнений неизмеримо шире, чем только укрепление здоровья, гармоничное развитие его тела и двигательных способностей. Процесс усвоения любого сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой[6].

     Система физического воспитания строится на определенных принципах:

  1. Принцип оздоровительной направленности.

     Создание  рационального двигательного режима в дошкольном учреждении для каждого  ребенка, по правилу – "не навреди  здоровью".

  1. Принцип разностороннего развития личности.

     При решении специфических физкультурных  задач решается так же задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

  1. Принцип гуманизации и демократизации.

     Вся физкультурная работа строится на основе комфортности – ребенку нужны  приятные эмоции от общения со сверстниками, физических упражнений ("мышечной радости"). Демократизация обеспечивает воспитателю право свободного выбора форм и средств работы с детьми.

  1. Принцип индивидуализации.

     Планирую  работу с дошкольниками, воспитатель  должен учитывать особенности каждого  ребенка. Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся[21;66]:

     1) физкультурные занятия. Образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе).

     2) Физкультурно-оздоровительная работа  в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры  и физические упражнения на  прогулке, закаливающие мероприятия).

     3) Активный отдых (физкультурные  досуги и праздники, дни здоровья и каникулы, туризм).

     4) Самостоятельная двигательная деятельность  проводится на прогулке.

     Также большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обязательное условие здоровьесбережения  ребенка. 

     Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности [28].

     Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

     У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

     Если  изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

     У детей, воспитывающихся в детском  саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и  подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и  т.д. (Приложение №1 , таблица1).Родителям остается следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным.

Информация о работе Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста