Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

Цель – поиск оптимальной технологии экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
2. систему организации экологического воспитания;
3. наметить методику организации экологического воспитания дошкольников.
Методы:
1.анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2.анализ государственного стандарта Республики Беларусь и учебных программ для детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3 1ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..6
1.1 Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников .Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …………………………………………..……………………. …………6
Экологическое воспитание в процессе образования
дошкольников …………………………………………………………………….14
Экологическая тропа ,как основа экологического образования
дошкольников …………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….........30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...31

Работа состоит из  1 файл

эковоспитание ДОУ.doc

— 625.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3 1ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..6

1.1 Теоретические основы экологического воспитания

дошкольников  .Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема  …………………………………………..……………………. …………6

    1. Экологическое воспитание в процессе образования

дошкольников  …………………………………………………………………….14

    1. Экологическая тропа ,как основа экологического образования

дошкольников  …………………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………….........30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ ………………………...31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ВВЕДЕНИЕ 

“Через  красивое – к человечному 

  • такова закономерность воспитания”

В.А. Сухомлинский    

     Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

     Почему  это так необходимо и что послужило  тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные  с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Днепр, Сож, Березина, Припять – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания детей не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.

     Актуальность  взаимодействия общества и природной  среды выдвинула детскому саду задачу формирования у детей ответственного отношения к природе [1]. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

     Детям дошкольного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование  экологической ответственности детей.

     Индивидуальный  анализ учебников подтверждает, что  предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами  знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у детей и их родителей, но и у воспитателей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности детского сада [2].

     Все сказанное определило выбор темы исследования: экологическое воспитание младших школьников.

     Актуальность  обусловлена противоречием между  всем увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.

     Объект  – процесс экологического образования и воспитания детей.

     Предмет – экологическое воспитание дошкольников в воспитательной деятельности.

     Цель  – поиск оптимальной технологии экологического воспитания дошкольников.

     Задачи:

     1. раскрыть сущность экологического  образования и воспитания;

     2. систему организации экологического  воспитания;

     3. наметить методику организации  экологического воспитания дошкольников.

     Методы:

     1.анализ  психолого-педагогической и методической  литературы;

     2.анализ  государственного стандарта Республики Беларусь и учебных программ для детского сада. 
 
 
 
 

     1 ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ

     1.1 Теоретические основы  экологического воспитания          дошкольников . Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

     Глобальные  проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования [1].

     Дальнейшее  исследование это проблемы, проведенное  философами и педагогами, позволило  выделить новый аспект  воспитания – экологический.

     Экология  – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой  и окружающей средой. А под экологическим  воспитанием понимается формирование у широких слоев населения  высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

-  углубить и расширить экологические знания;

- привить начальные экологические навыки и умения поведенческие, познавательные, преобразовательные,

-  развить познавательную, творческую, общественную активность детей в ходе экологической деятельности,

-  сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе [3].

     В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания детей. Однако, многообразие трудов, детского сада, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.

     Представляет  интерес вопрос о том чему учить,  каков общий состав знаний доступен детям, каковы требования к экологической подготовке детей, как учить?

     Зарождение  современных тенденций экологического образования и воспитания в детскому саду можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у воспитателей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения детей к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания детей. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры детей представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

     Экологическое образование с его направленностью  на воспитание ответственного отношения  к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной  частью подготовки детей. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.

     Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался  с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных  форм экологического воспитания, данными  опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания детей:

- целенаправленно координируется деятельность детских садов, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

-  урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;

- наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;

-  в экологическом воспитании и образовании детей возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным [4].

     Тенденцию развития экологического образования  дополняют: максимальный учет возрастных возможностей детей, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека..

     На  основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей детей были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

     К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории детского сада, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке детского сада.

     К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

     Индивидуальные  форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Информация о работе Экологическое воспитание детей дошкольного возраста