Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание

Цель – поиск оптимальной технологии экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
1. раскрыть сущность экологического образования и воспитания;
2. систему организации экологического воспитания;
3. наметить методику организации экологического воспитания дошкольников.
Методы:
1.анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2.анализ государственного стандарта Республики Беларусь и учебных программ для детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3 1ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..6
1.1 Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников .Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема …………………………………………..……………………. …………6
Экологическое воспитание в процессе образования
дошкольников …………………………………………………………………….14
Экологическая тропа ,как основа экологического образования
дошкольников …………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….........30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...31

Работа состоит из  1 файл

эковоспитание ДОУ.doc

— 625.50 Кб (Скачать документ)

     Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие детей в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

     Критерий  эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы [5].

     Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса детей к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

     Определены  также условия развития взаимосвязи детского сада, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.

     Для успеха необходимо выполнение следующих  условий:

-  планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев с детским садом и между собой

- организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования

-  регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними

- контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу

-  изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности [6].

     Были  определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в  воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между детями и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для детей способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Воспитатель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой воспитатель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения детей, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности [7].

     Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением  детей в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа – приучение детей к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

     На  материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода воспитателей  к формированию трудовых и экономических отношений детей. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств дошкольников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая воспитателям, нуждается в системной организации. Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия воспитателей, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

     На  втором этапе построения воспитательного  процесса ведущей стала воспитательная деятельность дошкольников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Стремление дошкольника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.

     Особым  этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности дошкольников.

     Необходимо  различать попутное формирование качеств  личности, которое происходит в разнообразной  деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия воспитателя  и вовлечения дошкольников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между воспитателем и дошкольником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода[5].

     Необходимо  усиление экологического воспитания дошкольников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы детского сада. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

  1.   Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.
  2.   Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.
  3.   Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

     Наконец, другая сторона дела – красота. Человек  едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

     Важная  воспитательная задача: убеждать дошкольников в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете» [9].

     Чтобы успешно осуществлять экологическое  воспитание дошкольников, сам воспитатель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на  вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма  живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.

     Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе [14].

     Детский сад как центральная система экологического воспитания дошкольников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.  

         1.2 Экологическое воспитание в процессе образования

          дошкольников 

     Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и дошкольной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды [15].

     В системе подготовки молодого поколения  к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

     Живая природа издавна признавалась в  педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

     Основу  для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры дошкольников составляет содержание воспитательной деятельности детского сада, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений дошкольников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств [10].

     Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

     Содержание  природоведения обеспечивает естественную основу понимания дошкольниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

     В курсе изучения природоведения можно  выделить три уровня изучения природы:

     1 уровень: объекты природы рассматриваются  в них отдельными, без акцентирования  внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого  невозможны последующие, но и  им нельзя ограничиваться.

       2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

     3 уровень: это уровень, когда  рассматриваются не только предметы  природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

     Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными  и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет  в материальной и духовной жизни человека [12].

     Целевые установки экологического воспитания в детском саду обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания дошкольников в духе любви  и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в детскому саду. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, дошкольники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды [13].

     Не  менее важна раскрываемая перед  дошкольниками посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.

Информация о работе Экологическое воспитание детей дошкольного возраста