Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель: дать теоретическое обоснование применению русских народных подвижных игр в качестве средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект, направленный на укрепление и сохранение здоровья у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы здоровьесбережения у дошкольников
1.1 Здоровьесбережение у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема………..
7
1.2 Русские народные подвижные игры: история возникновения, их значение, особенности, классификация и методика проведения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….

18
1.3 Русские народные подвижные игры как средство здоровьесбережения у старших дошкольников…………...
31
Глава 2. Проектирование деятельности педагога направленной на сохранение и укрепление здоровья у детей старшего дошкольного возраста через применение русских народных подвижных игр
2.1 Психолого-педагогическое исследование методик и результатов первичной диагностики уровня здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….

37
2.2 Педагогическое проектирование по здоровьесбережению у детей старшего дошкольного возраста через использование русских народных подвижных игр………..
47
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Готово все!!!.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

     Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

     Одна  игра может включать в себя развитие не только одного, но и несколько физических качеств. Например: игра «Переправа» способствует развитию быстроты, выносливости и ловкости одновременно.

     VIII. По отношению к структуре занятия. 

     Игры  могут использоваться  в подготовительной, основной, заключительной части занятия. При этом надо учитывать нагрузку, которую получают дети. В начале занятия проводятся игры малой и средней подвижности, в основной части высокой интенсивности, а в заключительной малой подвижности. Например: «Фигуры», «Салки», «День-ночь» и т.д.

     IX. По видам спорта.

     Игры, включающие задания и упражнения, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности.

     X. По признаку взаимоотношений играющих. 

     Игры  с соприкосновением с противником  и игры без соприкосновения.

     XII. По месту занятий.

     Игры, предназначенные только для спортивного зала, спортивной площадки или для местности.

     Методика  проведения русских народных подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста

     Методика  проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.

     Методика  проведения русских народных подвижных  игр у  детей дошкольного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ребенка и  владеющего разнообразными двигательными навыками. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий ребенок, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.

     Методика  проведения подвижных игр нашла  свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осоки-ной, Е. А.Тимофеевой и др. Эти  работы существенно пополнили и обогатили методику проведения данных игр в дошкольном учреждении[17;86].

       Дети 5—6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе. Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений. Для детей старшего дошкольного возраста  педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. И в этой группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Во время проведения игр и упражнений воспитатель приучает их выполнять определенные правила, ибо это позволит экономить время на организацию и увеличить продолжительность игр. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры — «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и т.д.[18;31].

     Дети  в старшем дошкольном возрасте должны научиться:

     1. Начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;

     2. Быстро и четко занимать места  для начала игры;

     3. Играть честно, без обмана; если  был пойман или осален во время игры, быстро выходить на определенное место;

     4. Во время ловли не ударять  товарищей, не хватать за одежду, а легко касаться рукой;

     5. Не наталкиваться во время  бега на других, уметь ловко  увертываться, а если кто-то нечаянно  натолкнулся — не обижаться;

     6. Не убегать далеко за границы  площадки;  если во время игры  кто-то поскользнулся, упал —  не смеяться над ним, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу  подняться; 

     7. Играть дружно, не зазнаваться  при победе, но и не унывать  после проигрыша[1;188].

     Этапы проведения русских народных подвижных игр[29]:

  1. Выбор игры. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, с учетом уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.
  2. Создание интереса к игре.

     Прежде  всего, нужно создать у детей  интерес к игре. Тогда они лучше  усвоят ее правила, Более четко будут  выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок.

  1. Организация играющих, объяснение игры.

     Объясняя  игру, важно правильно разместить детей. Старшую группу он может построить  в шеренгу, полукругом или собрать  около себя (стайкой). Воспитатель  должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг). В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точные и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала иди в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

     Успешное  проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие.

     Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

  1. Проведение игры и руководство ею.

     Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. В старшей группе воспитатель вначале тоже выполняет главную, роль сам, а затем передает ее детям Он участвует в игре и тогда, когда не хватает нары («Найди себе пару») Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

     Воспитатель подает команды или звуковые и  зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный  аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным  флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.

     Воспитатель делает указания, как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает  действия и поведение детей. Однако, не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение трудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.

     Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая  должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении ока достигает предельной нормы, а на пятом-шестом ― снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.

     Игры  большой подвижности повторяются 3―4 раза, более спокойные ― 4―6 раз. Паузы между повторениями 0,3―0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста.

     Руководя  игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.

  1. Окончание игры и подведение итогов.

     Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму. В старших- группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, к го нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

     Итак, у детей всех возрастов, в частности, у детей старшего дошкольного  возраста, существует огромная потребность в игре. И очень важно использовать русские народные подвижные игры не только совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.

     Русские народные подвижные игры имеют свои особенности и характеристики, которые  необходимо учитывать при выборе и проведении игр. Продуманная методика проведения игр способствует раскрытию  индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. 

1.3. Русские народные подвижные игры как средство формирования здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста

     Невозможно  переоценить значение игры в жизни  ребенка любого возраста. То же самое  можно утверждать и по отношению  к русским народным подвижным  играм в период дошкольного детства. Это положение подтверждается тем, что все известные педагоги-исследователи, врачи, научные деятели, занимающиеся вопросами физического развития и воспитания дошкольников, придавали огромное значение подвижным играм и рассматривали их как средство всестороннего воспитания.

     На  современном этапе развития теории и методики дошкольного воспитания русские народные подвижные игры дошкольников начинают рассматриваться в несколько другом ракурсе: с точки зрения здоровьесберегающих технологий.

     Одним из средств, широко используемых во всех современных здоровьесберегающих  технологиях, является соблюдение правильного режима двигательной активности. Поэтому актуальным становится вопрос об использовании русской народной подвижной игры как средства оптимизации двигательного режима дошкольника, тем более, что сами игры можно одновременно применять для профилактики и пропедевтики определенных заболеваний у дошкольников. Таких как: гиподинамия, гипокинезия, ожирение, нарушение осанки, координационных способностей и т.д. Поэтому они становятся одним из постоянных элементов любых занятий, которые проводятся на улице, во время проведения Дней здоровья в детском саду. Тем более, что оздоровительный эффект русских народных подвижных игр усиливается на свежем воздухе.

     Подвижные игры обладают огромным диапазоном воздействия  на дошкольников. Прежде всего, в них ребенок удовлетворяет свою врожденную потребность в двигательной активности, от которой зависит успешность физического развития. Здесь уместно вспомнить об эффективном правиле физического развития: «расходуя, приобретаем». При ежедневной двигательной активности не менее 50% (младшие дошкольники) и 60% (старшие дошкольники) от всего объема активности организм укрепляется, формируются не только двигательные навыки и умения, но и развиваются такие физические и психические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость организма, повышается общая работоспособность. Детские сады не уделяют внимание стремлению дошкольников к реализации потребности в двигательной активности, в этом и заключается проблема[27;35].

Информация о работе Русские народные подвижные игры как средства здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста