Влияние рекламы на детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 16:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей восприятия рекламы детьми дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по психологии рекламной деятельности, как метод управления людьми
2. Рассмотреть восприятие как психологический процесс, выявить особенности детского восприятия
3. Изучить основные методы рекламного воздействия
4. Выявить особенности восприятия рекламы детьми
5. Провести эмпирическое исследование восприятия рекламной продукции детьми
6. Разработать практические рекомендации, способствующие защите детей от рекламного воздействия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы рекламного воздействия на детей дошкольного возраста……………………………………………………..6
1.1 Возрастные особенности восприятия детей дошкольного возраста……………6
1.2 Влияние рекламной продукции на психофизиологиическую и эмоциональную сферу ребенка……………………………………………………………………….11
1.3 Методы рекламного воздействия…………………………………………...15
Глава 2. Эмпирические исследования восприятия рекламной продукции детьми дошкольного возраста……………………………………………..20
2.1 Методы и этапы эмпирического исследования………………………………20
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования…………………………...24
2.3 Способы защиты детей от рекламногго воздействия…………………………31
Заключение………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………....37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. С. ПУШКИНА» 

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Влияние  рекламы на детей  дошкольного возраста» 
 
 
 

Выполнила: студентка II курса,

27 группы психолого –

педагогического факультета

специальности «Психология»

Позняк Екатерина Юрьевна 

Научный руководитель:

Ковалевич Ирина Васильевна 
 
 
 
 
 

Брест 2010

Содержание  

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы рекламного воздействия на детей дошкольного возраста……………………………………………………..6

1.1 Возрастные  особенности восприятия детей  дошкольного возраста……………6

1.2 Влияние рекламной  продукции на психофизиологиическую и эмоциональную сферу ребенка……………………………………………………………………….11

1.3 Методы рекламного воздействия…………………………………………...15

Глава 2. Эмпирические исследования восприятия рекламной  продукции детьми дошкольного возраста……………………………………………..20

2.1 Методы и  этапы эмпирического исследования………………………………20

2.2 Анализ результатов  эмпирического исследования…………………………...24

2.3 Способы защиты  детей от рекламногго воздействия…………………………31   

Заключение………………………………………………………………….35 

Список литературы………………………………………………………....37     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В середине двадцатого века началось серьезное изучение того, без чего уже трудно представить нашу жизнь – рекламы. Мы сталкиваемся с рекламой повсюду – сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учебу – везде, где бы мы не находились мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о новых товарах или услугах. Из мирового опыта известна сила и роль рекламы. Прежде всего, она несет в себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенную и доводит до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует отметить, что реклама – всегда информация, а информация – не всегда реклама.

      Существует  несколько видов рекламы на телевидении, например: рекламные ролики, размещение слогана или логотипа рекламодателя на экране, а также спонсирование спортивных матчей и телепередач и т.д. Самым высоким уровнем психологического воздействия обладают рекламные ролики.

      Реклама - явление социально - психологическое. Это многоплановый товар, затрагивающий самые затаенные участки психики современного человека.

      В условиях современного общества изучение рекламы с точки зрения психологии приобретает все большое значение. Сегодня реклама становится частью повседневной культуры и выступает одним из показателей развития общества. При этом приходит понимание того, что реклама не связана лишь с коммерческими интересами, но и с формированием у потребителей системы определенных ценностей, идей и стандартов.

      Психологическое воздействие рекламной информации проявляется в процессах переработки рекламных сообщений - эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты покупателя. Так или иначе, в рекламный процесс оказываются вовлеченными феномены переработки информации - ощущение, восприятие, внимание, память.

      Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу  нескольких анализаторов.    В  зависимости от того, какой из них  работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

      Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров, с другой, - сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях. Основная задача рекламы состоит в том, чтобы создавать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобретать рекламируемое.

      Дети  – идеальная аудитория для  рекламодателей. Критичность к рекламе в этом возрасте небольшая, поэтому ребенок просит всё и верит во всё. Детям присуща высокая эмоциональность, отклик на позитивные яркие рекламные символы. Они самозабвенно напевают прилипчивые рекламные мелодии, повторяют слова и фразы и не устают сотни раз смотреть понравившийся рекламный ролик. Наивный малыш всерьез будет ждать, что из банки шоколадного напитка выпрыгнет кролик и возьмет его с собой в путешествие или из пачки чая выйдет добрый старичок и заведет с ним милую беседу.

      Реклама сильно воздействует на детскую психику, играя на детских эмоциях. По мнение Д. Рисмана, основной функцией телевизионной  рекламы является подготовка детей  к их «главной жизненной профессии  – быть квалифицированными потребителями». В силу возрастной специфики развития детей наибольшее влияние оказывают: психологическое заражение (результат воздействия на эмоциональную сферу личности), подражание (присваивание увиденных моделей поведения), внушение.

      При этом, с точки зрения психологической защиты, дети в силу своего возрастного отличия не в состоянии противостоять воздействию телевизионной рекламы, используя собственные установки и взгляды.

      Таким образом, важность рассмотрения данной темы заключается в доказательстве влияния рекламной продукции на детей, поскольку в рекламной деятельности широко используются методы и способы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на ребенка.

      Представленное  исследование показывает, что проблема воздействия телевизионной рекламы  до сих пор не изучена до конца, а также доказала существования различий воздействия телевизионных роликов.

      Основная  гипотеза исследования – реклама воздействует на психику ребенка, навязывает ему несуществующие потребности, влияет на формирование вкусов.

      Объект данного исследования - возрастные особенности восприятия. Предмет - особенности восприятия рекламы детьми дошкольного возраста.

      Целью данной работы является изучение особенностей восприятия рекламы детьми дошкольного  возраста. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по психологии рекламной деятельности, как метод управления людьми
  2. Рассмотреть восприятие как психологический процесс, выявить особенности детского восприятия
  3. Изучить основные методы рекламного воздействия
  4. Выявить особенности восприятия рекламы детьми
  5. Провести эмпирическое исследование восприятия рекламной продукции детьми
  6. Разработать практические рекомендации, способствующие защите детей от рекламного воздействия.

      Данная  работа предназначена для разработки практических рекомендаций, позволяющих защитить детей от агрессивного воздействия рекламы, а также изучение характера воздействия рекламы на личность, так как на этой основе могут быть скорректированы новые подходы к производству рекламы.

      В данной работе используются следующие методы исследования:

  1. Наблюдение за поведением детей в период просмотра рекламной продукции.
  2. Беседа с детьми.
  3. Анкетирование родителей.

      Основа  эмпирического исследования – средняя и старшая группы дет. сада № 61 (дети 5-7 лет).

Теоретической базой данного исследования послужили  труды таких ученых как Ананьев  Б. Г.,  Дворяшина М. Д.,  Кудрявцева Н. А. «Индивидуальное развитие человека и константность восприятия»; Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»; Вит Ценев «Психология рекламы»; Викентьев И.Г. «Приемы рекламы: методика для рекламодателей и рекламистов»; Зазыкин В.Г. «Психология в рекламе»; Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием»; Василькина Ю. «Детский маркетинг: некоторые психологические особенности восприятия рекламы детьми». Также использовались труды З. Фрейда о подсознательных комплексах, активизация которых может влиять на отношение к товару и мотивировать его приобретение.

      Работа  состоит из введения; двух глав, включающих в себя 6 разделов; заключения, списка литературы. Объем работы 38 листов, библиографический список литературы содержит 21 наименование. 
 
 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы рекламного воздействия на детей дошкольного возраста.

1.1 Возрастные особенности восприятия детей дошкольного возраста. 

      Восприятие  — это отражение целостных  предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных  ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

        Выделяют основные особенности восприятия:

      1) целостность и структурность  — восприятие отражает целостный  образ предмета, который, в свою очередь, складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета;

      2) константность — сохранение определенных  свойств образа предмета, которые  кажутся нам постоянными;

      3) предметность восприятия — это  акт объективации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру;

      4) осмысленность. Хотя восприятие  возникает в результате непосредственного  воздействия раздражителя на  рецепторы, перцептивные образы  всегда имеют определенное смысловое значение;

      5) активность. При процессе восприятия  участвуют двигательные компоненты  анализаторов (движения руки при  осязании, движения глаз при зрительном  восприятии и т. д.). Кроме того, необходима возможность в процессе  восприятия активно перемещать  свое тело;

      6) свойство апперцепции. Перцептивная  система активно «строит» образ  восприятия, избирательно используя  не все, а наиболее информативные  свойства, части, элементы стимула.

        Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта — конкретного человека. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким образом, тесно связано с содержанием психической жизни человека [19, C.: 57].

Информация о работе Влияние рекламы на детей дошкольного возраста