Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Введение
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия,

Работа состоит из  1 файл

Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 1.29 Мб (Скачать документ)

      «Ступающий  шаг» напоминает аналогичную ходьбу на лыжах, только с большим наклоном туловища вперед и с большей опорой на палки. Он используется при подъеме на пологие (6—8°) склоны.

        «Полуелочка» (рис. 8) применяется при  подъеме на горку наискось. Одну  лыжу, которая находится по склону  выше, переставляют в направлении движения, а другую — с разворотом носка поперек склона; обе лыжи, особенно нижняя, опираются на ребро.

       При подъеме «елочкой» носки лыж  широко разводят в стороны, а пятки  переносят одну через другую.

       Чем круче склон, тем шире разводят носки, а лыжи ставят на внутренние ребра. Палки используют как опору и ставят поочередно сзади лыж (рис. 9) [1].

      На  крутые и обрывистые склоны поднимаются  способом «лесенка». Вначале его  изучают на ровной площадке, где  ребенок, передвигаясь на лыжах боком (влево и вправо), старается ставить ноги параллельно. Затем технику подъема закрепляют на склоне. Опираясь на палку и лыжу, которые расположены выше по склону, к ней приставляют вторую лыжу, а затем палку. Таким образом ребенок преодолевает склон (рис.10) [1].

Рис. 10.

      Подъемы «елочкой» и «лесенкой» применяются  только старшими дошкольниками, так  как для малышей они еще  очень сложны.

      С горки дети спускаются в основной стойке: туловище немного наклонено  вперед, ноги согнуты, руки отведены назад и согнуты в локтях.

       Детей обучают  простейшим способам торможения —  «плугом» и «полуплугом». Торможение применяется не только для полной остановки, но и для замедления движения. При торможении «плугом» пятки лыж  разводят, а носи сводят вместе, лыжи ставят на внутренние ребра, колет сводят внутрь, руки выносят вперед (рис11) [1]. Торможение «полуплугом» удобно при спусках с горки наискось. Для этого только одну лыжу, расположенную ниже по  склону, ставят на внутреннее ребро под углом по направлению движения. Колени сближаются, сведенными придерживаются и носки лыж.

      При обучении передвижению на лыжах значительное место отводится играм. Они дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять спуски, подъемы и торможение.

Бадминтон

 

      Играть  в бадминтон можно на любой  ровной площадке. Эта игра развивает  у детей пяти — семи лет быстроту реакции, ловкость, силу мышц рук, ног  и туловища, координацию движений, выносливость и глазомер.

      Вначале ребенка обучают правильно держать ракетку. Ее берут более сильной рукой (перпендикулярно к земле), обхватывают всеми пальцами, а большим придерживают слева. Этот способ дает возможность отбивать волан из любых положений (слева, справа и сверху), не перемещая ручку ракетки в кисти.

      Перед тем как обучать технике ударов, ребенок должен овладеть правильной стойкой: бадминтонист стоит немного  с согнутыми ногами в коленях, левая нога впереди на расстоянии полушага (если ракетка в правой руке), ракетку держат одной рукой, обод ее несколько приподнят вверх. Стойка бадминтониста должна быть непринужденной, чтобы иметь возможность быстро выполнить движение за воланом в любую сторону (рис. 12) [1].

Рис. 12.

      При игре приходится постоянно двигаться  приходится постоянно двигаться по площадке, перемещаются приставными шагами, избегая перекрещивания ног, чтобы не потерять равновесие и не упасть. Все удары по волану с левой и правой стороны выполняются легким и отрывистым движением кисти руки. Во время удара игрок как бы наваливается на волан, продвигаясь с ракеткой немного вперед. Удар над головой применяется во время подачи, а также в том случае, когда нужно отбить волан, который летит над головой. Поднятую вверх ракетку наклоняют кистью руки назад (под углом 30—45°), и после того как волан приблизится к ракетке на 25—30 см, резким движением кисти ударяют по нему. Рука при этом выпрямляется в локтевом суставе, а вес тела перемещается вперед на левую ногу [1].

      Игру  в бадминтон через сетку с  соблюдением всех правил с дошкольниками обычно не практикуют. Основная цель двухсторонней игры — научить детей наиболее простым элементам техники игры, чтобы они могли в будущем использовать их в занятиях этим видом спорта.

 

Раздел V. Педагогический контроль занятии  
по физической культуре

 

      Занятие по физической культуре должно проходить  в хорошем темпе с учетом возрастных особенностей детей. Для того чтобы  определить рациональное использование  времени, предусмотренное для занятия, проводится хронометраж. Это дает возможность оценить эффективность применяемой методики организации детей, выявить объем моторной и общей плотности занятия. Моторная плотность — время, затраченное на непосредственное выполнение детьми движений. Общая плотность — время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснение воспитателя, построение и перестроение детей.

      Педагог секундомером фиксирует и записывает время: одним секундомером определяется общее время занятия с момента  его проведения и до конца, вторым — отдельные отрезки действия одного ребенка в течение всего занятия. Затем время суммируется и вычисляется общая и моторная плотность занятий (в %) [7].

      Анализируя  содержание занятия и время можно  судить о правильности подбора упражнений, их сочетании. Все это поможет  в дальнейшем более четко организовать занятие.

      На  любом занятии в любой деятельности дети совершают различного рода движения. Качественное выполнение определенного  вида движений — одна из задач занятий  по физической культуре. В основу проверки основных видов движений положен  анализ элементов движения, характерных для данного вида. Но притом необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей при выполнении движений.

      Движения  ребенка раннего возраста (2 - 3 года) считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

      У детей младшего дошкольного возраста наблюдается быстрая утомляемость от выполнения однообразных движений, они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Новые движения детьми выполняются не точно, с излишним напряжением [3].

      Дети  четвертого года жизни, хотя и выполняют  упражнение по подражанию, уже могут  выполнить упражнение более качественно, движения их приобретают преднамеренный характер. Дети с большим вниманием наблюдают за показом и объяснением воспитателя. В этом возрасте они увлекаются самим процессом движения, не проявляя большого интереса к результатам своих действий.

      На  пятом году жизни значительно улучшается качество выполнения физических упражнений. Дети следят за движением частей своего тела, придают им то или иное положение в пространстве. Они практически осваивают знания о функциональных возможностях своего организма. Начинается так называемый золотой период для развития их координационных способностей. На занятиях по физической культуре дети пятого года жизни участвуют в показе физических упражнений, выполняют ответственные роли в подвижных играх [7].

Показатели  правильного выполнения детьми  
основных видов движений

      Ходьба  ребенка считается правильной, если он держит корпус прямо, смотрит вперед, движения рук и ног согласованные, ногами не шаркает, сохраняет заданное направление. При обследовании ребенок проходит расстояние 10 м и выполняет задание дважды. Время учитывается с точностью до 1/10 с, начиная с момента, когда ребенок переступит линию старта, и кончая, когда перейдет линию финиша.

      Бег можно считать правильным, если в  момент движения ребенок немного наклоняет туловище вперед, голову держит прямо, согласовывает движения рук и ног, сохраняет заданное направление. Дистанция бега 10 м. Ребенок бегает два раза и оба результата заносятся в протокол. Время учитывается с точностью 1/10 с, начиная с момента, когда ребенок переступит линию старта, и кончая, когда переходит линию финиша.

      Метание на дальность считается выполненным  правильно тогда, когда ребенок  в момент действия стоит по направлению  броска, слегка расставив ноги, туловище держит прямо, замах выполняет от плеча и делает энергичный бросок в указанном направлении. Дети бросают мешочек массой 150 г 3 раза правой и левой рукой (без перерыва). Результаты замеряются металлической сантиметровой лентой (рулеткой).

      Прыжок  в длину с места на двух ногах считается выполненным правильно, если ребенок слегка расставит ноги, немного согнет колени, корпус несколько наклонит вперед, оттолкнется одновременно обеими ногами и мягко приземлится на них. Прыжок ребенок выполняет 3 раза подряд [3].

      Результаты  обследования можно использовать для того, чтобы проследить динамику развития основных видов движений у каждого ребенка. Чтобы определить уровень двигательной подготовленности мальчиков и девочек, обследование проводится в начале и конце учебного года.

      В таблице 2 [1] представлены средние показатели уровня сформированности навыков в основных движениях и отклонения от них в пределах нормы. Если на результаты выполнения основных движений ребенка превышают средние показатели, это свидетельствует о его хорошей двигательной подготовленности, если же они ниже, преподавателю следует обратить особое внимание на физическое развитие данного ребенка.

 

      

      Таблица 2

Средние показатели уровня сформированных навыков  в основных движениях  

Возраст Пол Виды  основных движений
Бег (10 м), с Прыжок  в длину с места, см Прыжок  в высоту с разбега, см Прыжок  в длину с разбега, см Метание мешочка с песком (100—200 г) на дальность, м
городские дети сельские дети городские дети сельские дети городские дети сельские дети городские дети сельские дети городские дети сельские дети
3 м 4,0 ±0,3 3,9±0,3 51 ±9 53±9 _ 3,22±0,8 3,46±0,8
д 4,0 ±0,3 4,1 ±0,3 46±8 47±9 _ 2,61±0,6 2,75±0,7
4 м 3,5 ±0,3 3,8±0,4 66±9 72±8 _ 3,97±0,7 3,64±0,9
д 3,7 ±0,3 4,0±0,4 64±9 64±8 __ 3,32±0,5 3,18±0,8
5 м 3,3 ±0,2 3,4±0,5 80±8 83±11 46±4 41±4 144±20 140±21 5,8±0,9 5,87±1,3
д 3,4 ±0,2 3,7±0,3 76±9 81±10 45±4 40±4 123±16 121±18 4,55±0,6 3,79±0,9
6 м 3,1  ±0,2 2,9±0,3 99±10 97±12 54±6 49±7 167±17 160±23 7,9б±1,4 7,65±1,5
д 3,2 ±0,2 3,0 ±0,5 95 ±9 89±И 53±4 46±7 152±14 141 ±23 5,54+0,5 5,21±1,3
7 м 2,9 ±0,2 2,7±0,2 115±8 107±9 66±8 58±5 203±27 184±27 9,64±1,4 9,99±1,6
д 3,0 ±0,2 2,9±0,2 106±8 104±12 60±8 52±6 182±25 161 ±25 6,75±1,0 6,31±1,4

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста