Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Введение
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия,

Работа состоит из  1 файл

Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 1.29 Мб (Скачать документ)

      Обливание из лейки или под душем проводят после солнечной ванны или  утренней гимнастики (когда ребенок  привыкнет к обтиранию). Эта процедура  считается более сильным средством  закаливания, чем обтирание, поскольку  вода попадает сразу на все тело.

      Высота  падения воды во время этой процедуры  не должна превышать 40—50 см. Длительность обливания под душем постепенно увеличивается от 15 до 35 секунд.

      В дошкольных учреждениях все дети систематически (1 раз в год) проходят медицинское обследование, по результатом которого и определяется способ закаливания для каждого ребенка индивидуально.

      Методика  использования естественных факторов природы для ослабленных детей  такая же, как и для здоровых дошкольников. Однако следует быть более внимательным к изменению дозировки закаливающих средств, учитывая принцип постепенности их воздействия.

      Многочисленные  примеры из практики работы дошкольных учреждений свидетельствуют о большой  эффективности закаливающих процедур в сочетании с режимом оптимальной  двигательной активности для укрепления здоровья ослабленных детей [1].

Формирование  осанки и профилактика плоскостопия

      Следует знать, что гармоничность строения тела человека зависит от осанки, которая  формируется в период роста и  развития организма, т.е. в дошкольном возрасте.

      Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются  до шести-семи лет. Из-за неблагоприятных  условий внешней среды могут  возникнуть различные нарушения  осанки, которые характеризуются  такими признаками: голова опущена, спина  согнута, плечи сведены вперед и т. д. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.

      Среди начальных дефектов осанки чаще всего наблюдается так называемая вялая осанка. Это нарушение возникает из-за недостаточного развития мышц спины и живота. Ребенок с такой осанкой часто меняет положение тела и имеет утомленный вид.

      Предупредить  дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в семье и дошкольных учреждениях в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.

      На  протяжении всего дошкольного периода  ребенка учат правильно сидеть, стоять, ходить и спать в соответствующей  позе.

      Одним из основных средств, укрепляющих организм и способствующих формированию правильной осанки, являются общеразвивающие упражнения утренней гимнастики с последующим обтиранием или обливанием прохладной водой. Для предупреждения нарушений осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, который направлен на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц.

      Чтобы дошкольники научились во время  ходьбы сохранять правильную позу, они должны выполнять такие упражнения: ходьба с предметом на голове: тонкая книжка в твердом переплете, фанерная дощечка или мешочек с песком весом 500 г (2—3 мин), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2—4 мин). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать [6].

      Обучая  детей метанию предметов на дальность  и в цель, добиваются, чтобы они  выполняли эти упражнения правой и левой рукой. Большинство детей  выполняют броски более сильной рукой (в основном правой), вследствие чего мышцы туловища развиваются асимметрично.

      На  формирование осанки значительное влияние  оказывает статико-динамическая функция  стопы. Даже незначительное изменение  ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого — патологических дефектов осанки.

      Любое патологическое изменение стопы  отрицательно сказывается на опорной  функции нижних конечностей. Дети быстрее  утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами, походка у них неуверенная и напряженная.

      Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного  свода. При значительной деформации вся стопа касается опорной поверхности. Часто плоскостопие сопровождается отклонением большого пальца наружу.

      Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать  ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении [1].

      Систематическое выполнение дошкольниками разнообразных  физических упражнений, оптимальные  гигиенические условия их быта, закаливание  организма способствуют формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.

 

Раздел III. Методические указания к проведению занятий  по физической культуре с  
детьми дошкольного возраста

Структура и организация  занятий

      С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 20 мин).

      Занятия по физической культуре в старшей  группе детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 30 - 40 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).

      Физические  занятия с детьми в дошкольных учреждениях имеют свою структуру, делятся по содержанию и методам  проведения.

      Дети  во время занятий должны быть в  физкультурной форме: в майке  и трусах, босиком (где имеется  утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. К проведению занятия следует тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д.

      Воспитатель подготавливает крупный и мелкий физкультурный инвентарь перед началом занятия и располагает его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики, а по окончании упражнений кладут их на место [2].

      Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части:

    • вводную (18 % общего времени занятия);
    • основную (67 % общего времени занятия);
    • заключительная (15 % общего времени занятия).

      Такое распределение материала соответствует  возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.

      Цель  первой части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к  основной части. В первой части занятия  предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные  игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).

      Вторая часть (основная) занятия наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это часть отличается наибольшей физической нагрузкой [1].

      Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные  мышечные группы и суставы, а также  способствуют улучшению координации  движений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функции организма. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.

      Общеразвивающие упражнения с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием  играют с погремушкой, мячом, флажком, куклой. В упражнениях с предметами используются также имитационные упражнения («цыплята», «воробышки» и др.).

      В зависимости от того, какой инвентарь  будет использован на занятии, воспитатель  продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.

      В основной части занятия используются игры большой подвижности, включающие движения, которые по возможности выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание, ползание и др.), например: «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лошадки» [6].

      Третья, заключительная часть занятия небольшая  по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности. В ней используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания. Она обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность [1].

      Систематическое, постепенное и доступное повышение  нагрузки благоприятно влияет на общее  развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности. Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

      Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число  раз).

      Повторение  не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.

      Я считаю, что, планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитывать такие факторы:

    • помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;
    • предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;
    • не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2—3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);
    • предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;
    • избегать длительного статического положения, ожидания;
    • методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
    • давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;
    • умело вызывать у ребенка положительные эмоции;
    • учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

      Речь  воспитателя во время занятий  должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения.

      По  содержанию и методам  проведения занятия  они могут быть игровыми, сюжетными и смешанными.

      Игровые занятия отличаются тем, что для  решения задач подбираются подвижные  игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа включают знакомые движения, в них ставится задача закрепить двигательные навыки, развивать физические качества в меняющихся ситуациях.

      Сюжетные  занятия (двигательный рассказ) повышают интерес детей к движениям. Сюжетные занятия по физической культуре также  состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

      Подготовительная  часть повышает эмоциональное состояние  детей, активизирует их внимание, готовит  организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается  игровая мотивация и ставится игровая задача. Но на некоторых занятиях мотивировка двигательной деятельности, основанная на игре, переносится и на начало основной части, а привлечение детей к выполнению упражнений носит опосредованный характер: музыкальное сопровождение, звучание бубна, напоминающее знакомые упражнения, и др.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста