Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Введение
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия,

Работа состоит из  1 файл

Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 1.29 Мб (Скачать документ)

      Прыжок  требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем  уровне двигательной подготовленности и развитии опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.

      Прыжок  в длину с места. Выполнение прыжков в длину с места дошкольниками разных возрастных групп во многом сходно. Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперед, руки отведены назад в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед — вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед в стороны, обеспечивая таким образом мягкое и устойчивое приземление (рис. 2) [1].

Рис. 2.

      Обучение  детей прыжку в длину с места  следует начинать с трех лет, после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед (как зайчики, мячики и т. д.). В этом возрасте дошкольники уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут довольно точно повторить показанное им движение. Вначале ребенку предлагают прыгать через «ручеек» (ширина 15 см), выложенный из двух лент или скакалок. Это обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия [3].

      Дети  младшего возраста прыгая в длину  с места, обычно приземляются на пятки  с последующим перекатом на всю  ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления  кладут мягкий коврик.

      Дошкольникам  четырех лет прыжки уже знакомы. Перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Ребенок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40—50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.

      Дети  пяти лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60—70 см, прыжки с продвижением вперед, как лягушки (4—6 раз подряд). Причем движение у ребенка получается лучше, если он отталкивается не в полную силу. Расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим мышечные усилия детей во время отталкивания.

      Для детей шести-семи лет наиболее сложным  элементом в прыжке является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок  отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии «•полета»), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому внимание его акцентируют на мягком и устойчивом приземлении. Дошкольники этого возраста прыгают в длину с места на 90—110 см [2].

      Прыжок  в глубину (с невысоких  предметов). Обучать данному прыжку следует тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места.

      Прыжок  в глубину имеет общую структуру  движения с прыжком в длину  с места. Различие состоит, лишь в характере отталкивания и в степени на грузки на опорно-двигательный аппарат при приземлении. Детей трех-четырех лет обучают правильно отталкиваться и устойчиво приземляться при выполнении прыжков в глубину. Для этого из двух лент или скакалок выкладывают «дорожку» (ширина 20 см) на расстоянии 50 см от стульчика (высота 15 см), с которого выполняется прыжок, предлагают ребенку точно приземлиться на «дорожку».

      С детьми пяти лет прыжок в глубину  совершенствуют в такой последовательности: прыжок со скамейки или какого-нибудь другого возвышения (высота 20 см), прыжок с приземлением в обусловленное место — на «дорожку» или лист бумаги размером 20x30 см, прыжок с высоты 20—25 см с правильным выполнением всех его элементов. С детьми шести-семи лет навыки прыжка в глубину совершенствуют в различных условиях, увеличивая высоту до 30—40 см. Дети учатся спрыгивать с пеньков, бревна, которое лежит на земле, зимой — со снежных валов и т. д. [1].

      Постепенно  прыжки усложняют: прыжок в обозначенное место или за указанную линию, прыжок с поворотом на 90° влево и вправо.

      Прыжок  в длину с разбега. Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников, поэтому изучать его рекомендуется с пяти-шести лет.

      В длину с разбега прыгают таким  образом: разбег равноускоренный, последний шаг перед отталкиванием несколько короче, отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед — вверх, в фазе полета ноги сгибают и перед приземлением выносят вперед, приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости руки выносят вперед в стороны (рис. 3.).

Рис. 3.

      Формирование  навыка в этом движении осуществляется в такой последовательности: прыжки с одного — двух — четырех  — шести шагов, совершенствование  отталкивания одной ногой и приземления на две ноги, энергичного маха руками в момент отталкивания, полета (согнув ноги) и устойчивого приземления. Когда ребенок освоит правильное отталкивание и приземление с укороченного разбега (6—8 шагов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с полного разбега (до 10 м) [1].

      Основными ошибками у детей на начальном  этапе разучивания данного прыжка являются неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием, быстро подтянуть толчковую ногу к маховой, неустойчивость приземления. Первую ошибку можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).

      Неустойчивость  приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесие. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2—2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.

      Учитывая, что дети семи лет уже умеют  прыгать в длину с разбега с согнутыми ногами, основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега (10—12 м). Это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно [7].

      Прыжок  в высоту с разбега. По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют способом «согнув ноги». Разница заключается лишь в характере отталкивания.

      Дошкольникам  не рекомендуют приземляться на одну ногу, как  
этого требуют другие способы прыжков (перетягивание, перекат, перекидной), поскольку возникает большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Прыжок в высоту с разбега с согнутыми ногами является самым приемлемым для детей пяти-семи лет, так как здесь они приземляются на обе ноги. В этом прыжке разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревка или резинка, натянутая между двумя стойками), отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх, в фазе полета ноги максимально сгибают, приземляются на обе ноги, руки выносят вперед в стороны (рис. 4.) [1].

Рис. 4.

      Детей пяти-шести лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности: прыжок через веревку высотой 10—15 см с одного  
шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги, прыжок с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх, прыжок с 3 — 5 шагов с правильным выполнением всех его элементов, равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет с согнутыми ногами, устойчивое  
и мягкое приземление, прыжок через веревку высотой 30—35 см с 6  
шагов.

      С детьми семи лет совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8—10 м., а высоту — до 50—55 см.  [7]. Обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть его техникой.

      Прыжки  со скакалкой. Прыжки со скакалкой вызывают большой интерес у детей пяти-семи лет. Скакалку подбирают в соответствии с ростом ребенка. Став обеими ногами на середину скакалки (ноги на ширине плеч), натягивают ее за ручки вверх вдоль туловища. При оптимальной длине скакалки ручки должны быть немного выше пояса ребенка.

      Вначале скакалку вращают только вперед, чтобы ребенок мог лучше ее видеть и ему было легче выполнять прыжки. Вращают скакалку кистями рук, ноги во время прыжков немного согнуты, туловище прямое. На начальном этапе формирования навыка прыжки выполняют в медленном темпе, затем темп вращения скакалки ускоряют. Ребенку напоминают о том, чтобы он прыгал на обеих ногах или поочередно на правой и левой. Все это способствует гармоничному развитию силы обеих ног.

      Во  время прыжков у детей должны быть небольшие паузы для отдыха (1—2 минуты). Длительность прыжков во скакалкой у старших дошкольников может быть доведена до одной минуты.

Метание

 

      Упражнения  в метании предметов развивают  глазомер, меткость, координацию движений, укрепляют мышцы рук и туловища. В дошкольном возрасте детей обучают метанию предметов на дальность и в цель с места.

      При метании предмета правой рукой ребенок  поворачивается левым боком в  сторону броска, отставляет назад  правую ногу и переносит на нее  тяжесть тела, выполняя при этом широкий замах рукой; во время броска вес туловища переносят на левую ногу (рис. 5) [1].

Рис. 5.

      Для детей трех-четырех лет упражнения в метании представляют значительную трудность, так как требуют координации  движений, умения рассчитать силу и  точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальное или вертикальное). В этом возрасте рекомендуются упражнения, которые подготовляют ребенка к метанию: прокатывание, бросание и ловля мяча, шарика и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать или бросать предмет в заданном направлении [7].

      Дети  пяти лет упражняются в прокатывании мяча или шарика с попаданием в  предметы (кегли, кубики) с расстояния 1,5—2 м. Широко используют метание мяча, снежков на дальность и в цель (дерево, стенка, обруч на земле, корзина) с расстояния 2,5—3 м.

      Упражнения  в метании предметов у детей  шести-семи лет значительно усложняются. В этом возрасте ребенок должен овладеть элементарными навыками передачи мяча в парах, по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд, подбрасывать вверх и, а вернувшись, ловить его и т. д. У детей данного возраста совершенствуют навыки метания предметов на дальность и в цель способом «из-за спины через плечо». Расстояние для метания в цель увеличивают до 3,5—4 м. [2].

      Большинство детей предпочитают метать предметы более сильной рукой (обычно правой), вследствие чего отмечается значительная разница в результатах бросков  правой и левой рукой. Поэтому им предлагают выполнять упражнения и той и другой рукой. Это обеспечит равномерную нагрузку на мышечные группы обеих сторон туловища ребенка и будет способствовать гармоническому его развитию.

      В дальнейшем навыки в метании предметов  на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера. 

Общеразвивающие упражнения

      В организации физического воспитания в дошкольных учреждениях значительное место занимают общеразвивающие упражнения, так как они просты в выполнении и имеют большое значение для гармоничного развития детского организма. Общеразвивающие упражнения способствуют всестороннему развитию ребенка и обязательно должны присутствовать на каждом занятии.

      Детям младшего возраста (3 - 4 года) вполне доступны имитационные движения, которые используются как общеразвивающие упражнения: прыгаем как зайчики, машем крылышками. Подражательные упражнения заинтересовывают, радуют ребенка, помогают ему лучше справиться с заданием, а их игровая форма вызывает у него желание повторить движение в самостоятельной деятельности [3]. Для детей старшего возраста (5 - 7 лет) упражнения можно усложнить, добавив дополнительные движения или увеличив время выполнения упражнений. Старшие дети уже хорошо понимают речь воспитателя и им можно предлагать не имитационные упражнения, однако начало занятий все равно должно сопровождаться показом [2].

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста