Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Введение
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия,

Работа состоит из  1 файл

Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 1.29 Мб (Скачать документ)

      Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказываться на деятельности сердца и приводить к нарушениям его функции. Поэтому следует с большой осторожностью дозировать физическую нагрузку на организм ребенка. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

      Если  малыш испытывает положительные  эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься — принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

      Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию  зрения и слуха [1].

Возрастные  особенности детского организма

      При планировании занятий обязательно  следует учитывать и возрастные особенности детского организма, т. к. на протяжении 2-7 лет они весьма изменчивы.

      Дети  в возрасте от двух до четырех лет  проходят нелегкий путь накопления жизненно необходимых умений, навыков и привычек.

      Двухлетние  дети начинают осваивать прыжки. Вначале  это ритмичные полуприседания с  попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем подпрыгивания на месте, прыжки с небольшого возвышения, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. У трехлетних детей отталкивание при прыжке становится энергичным, они могут регулировать силу толчка.

      На  третьем году жизни ребенка развитие движений у него преобладает над  развитием других функций. Малыши овладевают всеми основными движениями. Совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения. В этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и спуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия. Малыши успешно лазают по вертикальной лесенке, любят нажимать на педали велосипеда, с удовольствием играют с мячом [3].

      К четвертому году жизни завершается  анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний  ребенок легко бегает, прыгает  на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия.

      К пяти годам жизни значительно  увеличивается мышечная масса, особенно нижних конечностей, возрастают сила и  работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям и длительным физическим нагрузкам.

      К шести-семи годам в основном завершается  формирование ткани легких и дыхательных  путей. Однако развитие органов дыхания  в этом возрасте еще полностью  не заканчивается: носовые хода, трахеи и бронхи сравнительно узкие, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка и ребра не могут опускаться на вдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не могут делать глубоких вдохов и дышат чаще, чем взрослые [4].

      Забота  о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.

 

Раздел II. Условия нормального  развития и  
укрепления здоровья детей

Режим дня ребенка

      Если  изо дня в день повторяется  ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это  благоприятно влияет на состояние нервной  системы и на то, как протекают  все физиологические процессы в  организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.

      В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа  воспитания, которая обязательно  включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.

      Особенно  важное значение в режиме дня имеет  правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).

      Дети  трех—пяти лет должны спать 12—13 часов в сутки (днем 1,5—2 часа), а  старшие—11—12 часов (днем 1 — 1,5 часа). Если ребенок перенес какое-нибудь заболевание, имеет хронический недуг или  быстро утомляется, ему нужно спать  на 1—1,5 часа больше.

      Значительное  место в режиме дня дошкольника  отводится прогулкам. Ребенок должен быть на свежем воздухе ежедневно  не менее 3—4 часов зимой и 5—6 часов  летом. Прогулки проводятся регулярно, независимо от погодных условий. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма малыша и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и глубокий сон [1].

      Для того чтобы приучить ребенка к  режиму дня, взрослым необходимо проявить последовательность и выдержку.

Питание

      Пища  — основной источник выработки всех видов энергии в организме, необходимый  материал для роста и развития его органов и систем. Учтем  еще, что процессы обмена веществ  протекают у детей значительно  интенсивнее, чем у взрослых. Дети больше двигаются и гуляют, что также вызывает значительные энергетические затраты.

      В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые  входят в состав тканей человеческого  организма: белки, жиры, углеводы, минеральные  соли, витамины, вода.

      Одно из основных требований рационального питания заключается в том, что калорийность пищи, употребляемой ребенком ежедневно, не должна быть меньше суточной затраты энергии организмом. Детям трех—пяти лет ежедневно необходимо 1800 калорий, пяти—семи — 2500 калорий.

      Дошкольников  кормят четыре раза в день, с перерывом  в 3,5—4 часа. За это время желудок  заканчивает переработку пищи и  освобождается от нее, пищеварительные  железы начинают вырабатывать соки, у  ребенка появляется аппетит. Суточная норма питания в процентном соотношении распределяется так: завтрак—калорийность около 20—25% суточной нормы, обед — 35—40%, полдник—10—15%, ужин — 20—25 %.

      Если  ребенок не получает необходимого количества пищи, организм его истощается, у  него развивается малокровие. Недостаток некоторых химических компонентов в пище может быть причиной различных заболеваний. Следует также помнить и то, что чрезмерное переедание перегружает желудочно-кишечный тракт, нарушает обменные процессы организма и приводит к ожирению. Ошибаются те взрослые, которые считают, что полнота ребенка — главный признак здоровья. Переедание порой приносит непоправимый вред: ребенок набирает избыточный вес, становится малоподвижным [1].

      Следует помнить, что важными факторами, способствующими повышению аппетита, являются достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе и активная двигательная деятельность.

Воспитание  культурно-гигиенических  навыков

      В дошкольном возрасте следует воспитать  у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое  значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

      Ребенка нужно научить содержать в  чистоте свое тело, помещение и  вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

      При воспитании культурно-гигиенических  навыков большое значение имеет  пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и  для малыша это становится законом.

      После утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Необходимо, чтобы после приема душа или умывания ребенок вытерся насухо.

      Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило соблюдать летом.

      Определенное  внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических  навыков, связанных с едой. Напоминайте  ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.

      Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

Закаливание

      Основное  средство предупреждения простудных заболеваний  детей-дошкольников — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и  воды помогает выработать у ребенка  приспособительные реакции к  изменяющимся внешним условиям, т. е. закалить его организм. На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны.

      Закаливание для дошкольников целесообразно  начинать летом, когда температура  воздуха выше, чем в другие периоды года и ее колебания не бывают резкими, а затем систематически проводить его в течение года. Однако средства и методы закаливания должны быть для разных детей разными. Одного ребенка сразу же приучают к сравнительно низким температурам, для других переход от теплого до прохладного должен быть постепенным, почти незаметным.

      Закаливание воздухом. Воздух — наиболее доступное средство закаливания для дошкольников разного возраста. Использование воздуха в целях укрепления здоровья детей начинается с проветривания помещения, где они находятся.

      Можно организовать послеобеденный сон на свежем воздухе, если для этого есть соответствующие условия (веранда  или широкий балкон).

      В любое время года ребенку полезны  воздушные ванны. При проведении таких процедур ребенок в течение определенного времени остается полностью или частично обнаженным. Воздушные ванны подразделяют на горячие (температура свыше +30°С), теплые ( + 24°... + 30 °С), индифферентные ( + 20°...+ 24°С), прохладные ( +15°...+ 20 °С) и холодные ( + 6°... + 15 °С). Осенью и зимой воздушные ванны принимают в хорошо проветренной комнате, во время утренней гимнастики сначала в майке и трусах, а по мере закаливания — только в трусах и босиком. Продолжительность первых воздушных ванн пять минут. Постепенно это время увеличивают, а температуру воздуха снижают.

      Принимая  воздушные ванны, ребенок должен двигаться: выполнять гимнастические упражнения, играть в подвижные игры. Движения способствуют активизации  деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, дают наилучший оздоровительный эффект [5].

      Закаливание водой. Водные процедуры достаточно просты, легко дозируются. Кроме того, всегда можно поддерживать нужную температуру воды.

      Во  время водных процедур организм приблизительно в 28—30 раз интенсивнее теряет тепло, чем при воздушных ваннах. Вначале кровеносные сосуды суживаются, кровь отливает во внутренние органы, кожа бледнеет и ребенок иногда даже ощущает озноб. Через некоторое время сосуды вновь расширяются, что способствует интенсивному притоку крови, кожа краснеет, температура тела повышается. Таким образом, происходит определенная тренировка как нервной, так и сердечно-сосудистой системы. Все это способствует укреплению организма. В связи с тем, что водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их рекомендуют применять после утренней гимнастики или дневного сна.

      Водные  процедуры начинают с умывания. Теплую воду постепенно охлаждают. Ребенок  моет лицо, руки, шею и верхнюю  часть груди. Через некоторое  время можно приступить к обтиранию тела смоченной в воде рукавичкой, губкой или влажным полотенцем. Все движения выполняют быстро и энергично. Процедура длится не более 1—2 минут. Затем вытираются сухим полотенцем до тех пор, пока кожа не покраснеет и не появится приятное ощущение тепла

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста