Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Введение
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия,

Работа состоит из  1 файл

Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 1.29 Мб (Скачать документ)

      Во  время ходьбы и бега взрослый становится впереди и выполняет все движения вместе с малышом. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых.

      Во  время показа используют «зеркальный» способ. При этом взрослый становится лицом к ребенку, направление  его движений определяет направление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо [7].

      Дошкольникам  трех-четырех лет не рекомендуется  часто давать стойку ноги врозь, так  как это отрицательно сказывается  на формировании свода стопы (может привести к ее уплощению). Наилучшей будет стойка с параллельными ступнями (на ширине 4—5 см), тогда ее свод испытывает наименьшее давление.

      Подбирая  упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины), затем с большей нагрузкой (для укрепления мышц ног и туловища — сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и последними — для мышц ног (приседания или прыжки).

      Заканчивают гимнастику кратковременным бегом  в среднем темпе, который сменяется  медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание  с движением рук (например, поднять руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние.

      Во  время выполнения упражнений детей  приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.

      Комплексы утренней гимнастики меняют через две  недели, однако этот срок может колебаться в зависимости от их усвоения и  интереса детей. Если ребенок выполняет  упражнение четко и интерес к  нему уменьшается, его заменяют более  сложным.

      При повторении упражнения можно вносить некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Например, наклоны туловища вперед дети трех-четырех лет выполняют, касаясь пальцами колен, а старшие — носков ног.

      При проведении гимнастических упражнений следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам — более резких и четких.

      Утреннюю  гимнастику желательно выполнять под  музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и  выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.

      Если  ребенок перенес какое-нибудь респираторное, инфекционное заболевание, ему временно могут быть противопоказаны физические упражнения. В этом случае следует проконсультироваться у врача в отношении возможности выполнения ребенком комплекса утренней гимнастики [1].

Обучение  основным движениям

      Развитие  основных видов движений старших  дошкольников имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи  с увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качеств (скорости, выносливости, быстроты и т. д.) появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений.

      Систематическое выполнение основных движений оказывает  положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат.

      Для младших дошкольников характерны образное мышление и сравнительно небольшой  двигательный опыт, поэтому показ  движений для них имеет первостепенное значение. С приобретением двигательного опыта слово играет все большую роль [3]. Для детей шести-семи лет ведущее место занимают объяснения и указания.

      В возрасте 5—6 лет у детей имеется  определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности [7].

      Ребенок усваивает основные движения быстро и правильно только в том случае, если периодически упражняется в их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно).

      Упражнения  в основных движениях подбираются  с учетом анатомо-физиологических  особенностей детей двух — семи лет. Не следует предлагать дошкольникам упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок прикладывает максимальные усилия н задерживает дыхание, а также длительные висы, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или перенесение тяжелых предметов и т. д.

      Отрицательно  влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может привести к травмам связок и мышц голеностопа, к уплощению свода стопы ребенка.

      Не  желательны также асимметричные  упражнения, которые выполняются  одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только на одной ноге. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног, туловища и не способствуют гармоничному развитию организма ребенка.

      Рассмотрим  особенности выполнения основных движений.

Ходьба

 

      Ежедневное  упражнение ребенка в ходьбе рано формирует прочный навык в  этом движении.  Ходьба — составная  часть каждого занятия по физической культуре. Главное требование к обучению правильной ходьбы детей этой возрастной группы — научить выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног.

      На  втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном  ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку — малышам она не под силу. Умение ходить хорошо закрепляют игровые подражательные упражнения, например «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат» и т. д. [3].

      Любая двигательная деятельность при перемещении  в пространстве способствует развитию равновесия. Ходьба по прямой, остановка, смена направления (особенно в первом полугодии второго года жизни) требуют  затраты усилия для сохранения равновесия.

      Детям рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления, с переступанием  через предметы, которые стоят  на полу.

      Дошкольникам  всех возрастных групп рекомендуется  ходьба с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью, с мешочком на голове, а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, в стороны, за головой). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике. Детям также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках и пятках, внутренней и внешней сторонах стоп, с высоким подниманием бедра. Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений: пройти, как косолапый мишка, лошадка, цапля, лисичка и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия [7].

Бег

 

      Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Работа рук при беге несколько отличается, чем при ходьбе: они согнуты в локтях и мах ими более энергичен. При беге нагрузка на мышечный аппарат и особенно на дыхательную и сердечнососудистую системы значительно больше.

      Начиная с пяти лет, основная цель в обучении бегу состоит в том, чтобы приучить детей ставить ногу с носка. При этом ребенок должен держать туловище ровно, с небольшим наклоном вперед, бедро маховой ноги энергично выносить вперед — вверх, руки, согнутые в локтях, выполняют энергичные движения в соответствии с работой ног, стопы ставятся параллельно.

      Овладеть  навыком бега помогают разнообразные  подготовительные упражнения: бег с  высоким подниманием бедра, как  лошадка, бег с переступанием  через предметы (кубики, мячи, шишки  и т. д.), бег по «кочкам» (кружки, нарисованные на земле на расстоянии 70—80 см друг от друга).

      В старшем дошкольном возрасте рекомендуется  практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега следят, чтобы ребенок бежал в  прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил на землю ногу с носка.

      Большое значение для совершенствования  навыка бега у дошкольников всех возрастных групп имеют подвижные игры с  ловлей и убеганием (младшие группы), бегом наперегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности [1].

Равновесие

 

      Известно, что равновесие (его сохранение и  поддержание) является постоянным и  необходимым компонентом любого движения. Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп, ритм.  Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах.

      Детям трех-четырех лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами, по доске или бревну, положенными на полу или на земле.

      В старшей группе предлагаются упражнения в равновесии на уменьшенной и  повышенной опоре, выполнение на ней  заданий с различными предметами. Все упражнения на развитие равновесия требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий; поэтому их следует проводить в среднем или медленном темпе под наблюдением воспитателя, а при необходимости оказывать помощь и страховку отдельным детям.

      Во  время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый при необходимости подстраховывает ребенка.

      Для детей старшего дошкольного возраста упражнения в равновесии усложняются  различными двигательными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуться на 180°, переступить  через кубик (мяч), лежащий на середине бревна, ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка) [1].

Лазание и ползание

 

      Ползать ребенок начинает с 5—6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности [3].

      Упражнения  в лазаний и ползании полезны  для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног). Эти упражнения требуют большого физического напряжения. Для их выполнения нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах следует использовать гимнастические стенки, доски, кубы, бревно и г. д.

      Дети  дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д.

      При ползании в упоре стоя ногами опираются  на носки, а руками — на кисти (как  медвежонок). Согнутую правую ногу подтягивают  к груди, левую руку одновременно выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в той же последовательности. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях (рис.1).

 

      Рис. 1 

      Перед детьми 6—7 лет ставятся более повышенные требования: выполнение попеременного шага в лазаний по гимнастической стенке, правильная координация движений [1].

Прыжки

 

      Прыжки  способствуют укреплению мышц и связок нижних конечностей, совершенствованию координации движений, воспитанию ловкости и смелости. Однако следует помнить, что при неумелой организации прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендованных требований в отношении высоты прыжка и т. д.) у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста