Сущность розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание

Розничная торговля завершает процесс товарного обращения; посредством ее товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Работа состоит из  1 файл

курсовая торговое.docx

— 63.82 Кб (Скачать документ)

Однако необходимо отметить, что  при специализации магазинов  по комплексности ассортимента значительно  осложняется их деятельность по формированию ассортимента, воздействию на поставщиков, организации контроля качества и  в целом процесса продажи товаров.

Именно по этим причинам в Номенклатуре типов магазинов количество основных типов магазинов комплексного ассортимента сужено до нескольких единиц («Товары  для спорта и туризма», «Товары  для детей»).

Перспективными направлениями  специализации розничной торговой сети в нашей стране и за рубежом  являются:

  • в продовольственной торговле – существенное повышение роли универсамов, супер-, гипермаркетов, расширение сети небольших магазинов продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса (мини-маркетов);
  • в непродовольственной торговле – возрастание роли универмагов, Домов торговли и крупных специализированных магазинов в сочетании с сетью небольших узкоспециализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров, а также создание сети магазинов комплексного ассортимента (для садоводов, спортсменов, рукоделия и т.д.).

Существуют три основных метода определения уровня специализации  розничной торговой сети. В первом случае уровень специализации (К) определяется как отношение количества специализированных магазинов Кс к общему их количеству Ко:

К = (Кс / Ко)*100 %. (1)

 

Определенный таким образом  уровень специализации не в полной мере отражает процесс специализации, так как исследуемые магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.

Во втором случае уровень специализации  К2 может быть определен как отношение товарооборота специализированных магазинов Тс к общему товарообороту То:

К2 = (Тс / То)*100%.  (2)

И, наконец, более точный, но и наиболее трудоемкий метод заключается в  определении уровня специализации  К3 как отношение торговой площади специализированных магазинов и секций Пс  к общей торговой площади По:

К3 = (Пс / По)*100 %.  (3)

Высокий уровень специализации  способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию  материально- технической базы торговли и оказывает положительное влияние  на уровень обслуживания покупателей. Уровень специализации, как правило, определяется отдельно по продовольственным  и непродовольственным товарам. На уровень специализации влияет ряд факторов:

  • характер покупательского спроса (твердо сформированный или импульсивный спрос);
  • степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
  • размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
  • местные условия развития товарооборота;
  • размеры помещений магазина;
  • численность населения городов и т.д.

1.5 Планирование  развития розничной торговой  сети

Планирование развития и размещения розничной торговой сети является обязательным условием, которое обеспечивает соблюдение определенных пропорций между увеличением  объема розничного товарооборота и  ростом количества организаций розничной  торговли, а также более полное удовлетворение потребностей населения  в товарах и услугах и повышение  уровня торгового обслуживания в  целом.

При планировании развития и размещения розничной торговой сети должны решаться следующие задачи:

  • обеспечение благоприятных условий для обслуживания населения;
  • повышение уровня технической оснащенности магазинов;
  • улучшение условий труда работников магазинов;
  • обеспечение рационального использования торговых площадей;
  • создание условий для рентабельной работы продавцов.

План развития и размещения розничной  торговой сети разрабатывается как  составная часть генеральных  планов развития города в целом или  его отдельного района. Это требует  установления непосредственной связи  между планом развития розничной  сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.

Разработка плана развития и  размещения розничной торговой сети по области, городу или району производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий.

Процесс планирования включает этапы:

    1. Анализ состояния розничной сети.
    2. Анализ экономических условий развития города или района.
    3. Определение необходимой потребности в розничной торговой сети.
    4. Определение необходимого прироста торговой сети.
    5. Выбор типов магазинов и их размещение.
    6. Определение экономической эффективности инвестиций в строительство сети.

Анализ состояния розничной  торговой сети – исходный, важнейший  этап планирования. Основная цель такого анализа – выявление уровня развития торговой сети и изыскание резервов для эффективного использования  ее в будущем. В процессе анализа  определяются и анализируются следующие  показатели:

  1. Рыночный потенциал эффективности размещения (РПЭР) однотипных предприятий, находящихся в идентичных зонах коммерческой активности разных районов:

,  (4)

где – коэффициент весомости i-го фактора; – количественное значение фактора по шкале желательности.

  1. Расчет потребности в торговой сети города и определение количества и типов розничных организаций в городе.

2.1 Определяют численность населения города и объем розничного товарооборота на конец планируемого периода по формуле:

,   (5)

где - показатель на конец планируемого периода; – показатель на начало планируемого периода; – среднегодовой коэффициент роста; t – продолжительность планируемого периода.

2.2 Рассчитывают потребность в приросте торговых площадей по отдельным товарам и товарным группам для магазинов местного и общегородского значения в течение планируемого периода по формуле:

,   (6)

где – прирост торговых площадей i-й позиции, м2; – численность населения города на конец планируемого периода, тыс. чел; – норматив потребности в развитии розничной торговой сети по i-той позиции на конец планируемого периода, м2 на 1000 чел.; – фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2; d – коэффициент выбытия.

3. Коэффициент плотности торговой  сети (Кп) характеризует отношение количества магазинов к численности населения или размеру обслуживаемой территории:

Кп = (К - 1000) / (Ч*П),  (7)

где К – количество магазинов; Ч  – численность населения; П – площадь территории, км2.

Как видно, коэффициент плотности  не учитывает размеров магазинов, поэтому  не в полной мере отражает действительную обеспеченность населения города или  района торговой сетью. Он может применяться  только при ориентировочных расчетах.

4. Показатель обеспеченности населения  розничной торговой сетью выражается  в показателе торговой площади  (м2), приходящейся на 1000 (в некоторых странах на 100 000) жителей. Может применяться и обратный показатель, характеризующий среднюю численность населения, приходящуюся на 1 м2 торговой площади, а в европейских странах на 1 торговую единицу. Чем меньше этот показатель, тем выше обеспеченность торговой сетью.

Кобес= Sобщ *1000/Ч    (8)

где Кобес – показатель обеспеченности населения розничной торговой сетью (м2/ на 1000 чел); Sобщ – общая площадь всех торговых предприятий, расположенных на обслуживаемой территории (м2 ); Ч – численность жителей обслуживаемой территории.

5.   Уровень специализации  розничной торговой сети.

6. Радиус обслуживания – это  район деятельности магазина, который  определяется расстоянием, преодолеваемым  покупателями от места жительства  до данного магазина. С точки  зрения таких исследователей, радиус  обслуживания является главным  фактором, влияющим на затраты  времени покупателей на приобретение  товара, а площадь обслуживания  предлагается определять эмпирически  с учетом плотности населения,  проживающего на территории вокруг  магазина. Радиус обслуживания рассчитывается  по формуле:

,  (9)

где R – радиус обслуживания, м, S –  площадь территории, обслуживаемой  магазином, кв. м, П - 3,14.

7. Эффективность использования  торговых площадей определяется  размером товарооборота, приходящегося  на 1 м2 по всем магазинам исследуемого региона. Торговая площадь, если ей управлять эффективно, увеличивает выручку торгового предприятия до 20 – 30%. Оценить эффективность торговой площади можно, разделив торговую площадь на общую площадь магазина. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

К = Sm / So,  (10)

 где Sm – торговая площадь, а So – общая площадь. Чем выше полученный коэффициент, тем эффективнее используется торговая площадь магазина. Данный коэффициент не должен быть меньше 0,6, иначе можно сделать вывод, что торговая площадь используется неэффективно. В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина как 70 и 30% соответственно, что обусловлено функциями розничного торгового звена (реализация товара и обслуживание покупателей).

Еще один показатель того, что торговая площадь используется эффективно –  установочный коэффициент, показывающий отношение установочной площади  магазина (той площади, которая занята торговым оборудованием) к общей  площади торгового зала. Рассчитать установочный коэффициент можно  по формуле:

Kу = Sт.об / Sт.тз,  (11)

где Sт.об – установочная площадь, а Sт.тз – общая площадь торгового зала. При эффективном использовании торговой площади этот коэффициент должен быть равен 0,2-0,32. Эффективность торговых площадей также показывает объем продаж с одного квадратного метра торгового предприятия или сети.

По результатам такого анализа  определяются меры по совершенствованию  структуры розничной торговой сети и ее рациональному использованию, по улучшению размещения, специализации  предприятий и т.д.

Анализ экономических условий  развития города, района позволяет  определить развитие и размещение промышленного  производства, демографический состав населения и размеры его прироста, темпы роста доходов населения  и объема платежеспособного спроса, места строительства спортивных и культурных комплексов, административных зданий, вокзалов, жилья.

Определение необходимой потребности  в розничной торговой сети может  осуществляться различными методами: нормативным, технико-экономических расчетов, экономико-математическими и др.

Нормативный метод применяется  повсеместно из-за своей простоты. Потребность определяется по нормативам торговой площади (м2), установленным на 1000 жителей:

П = (Н- Ч) / 1000,  (12)

где П – потребность в торговой сети на конец планового периода, м2; Н – норматив  торговой площади на 1000 человек на конец планового периода, м2; Ч – плановая  численность населения.

Метод технико-экономических расчетов используется при планировании потребности  в торговой сети на основе планируемого объема товарооборота в целом  по городу или нормативов товарооборота  на 1 м2 торговой площади. Этот метод может использоваться при стабильной экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.

Экономико-математические методы используются для углубленного анализа состояния  розничной торговой сети. В этом случае рассчитываются средние показатели темпов развития розничной торговой сети, численности населения или  товарооборота за 5 – 10 лет и более  и на этой основе устанавливаются  формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать  прогноз потребности на перспективу.

Необходимый прирост торговой площади  определяется по формуле:

ДП = П – Ф + С, (13)

где ДП – прирост  торговой площади  в магазинах, м2; П – общая потребность на конец планового периода, м2; Ф – фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2; С – уменьшение  размера торговой площади за счет сноса и реконструкции, м2.

Выбор типов магазинов и их размещение зависят от результатов анализа  состояния обеспеченности розничной  торговой сети и осуществляются на основе действующей номенклатуры типов  магазинов.

Заключительным этапом планирования розничной торговой сети является определение  объема капитальных вложений (инвестиций), их эффективности, срока окупаемости, а также источников финансирования.

Информация о работе Сущность розничной торговой сети