Сущность розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание

Розничная торговля завершает процесс товарного обращения; посредством ее товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Работа состоит из  1 файл

курсовая торговое.docx

— 63.82 Кб (Скачать документ)

К передвижным средствам развозной  и разносной торговли относятся  также торговые автоматы.

 Типизация  розничной торговой сети.

Под типизацией розничной торговой сети понимают определение, проектирование и выбор наиболее оптимальных  типов магазинов с целью обеспечения  нормальной рентабельности и высокой  культуры торговли. Это понятие означает сведение множества разнообразных  по размерам и специализации магазинов  к сравнительно небольшому их количеству.

Типизация имеет существенное социально-экономическое  значение для рациональной организации  розничной торговой сети и позволяет  обеспечить лучшую управляемость торговой сетью, в зависимости от типа магазина определить типовые штаты. Она является необходимым условием для унификации торгово-технологических процессов  и внедрения типовых наборов  торгового оборудования и инвентаря (например, комплектов оборудования для  универсама).

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической  базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и  размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения  и повышению культуры торговли.

Применение современных типовых  проектов позволяет значительно  сократить сроки и затраты  на проектирование, строительство торговых объектов, прежде всего за счет индустриальных методов строительно-монтажных работ.

Процесс типизации заключается  в следующем: на основе всестороннего  изучения передового опыта определяются объекты торговли, с экономической  точки зрения наиболее успешно работающие и имеющие достаточно высокий уровень культуры. Отобранные магазины служат основой для создания новых, более современных типов с учетом последних достижений торговой и строительной техники, науки, наиболее эффективных форм продажи товаров, устройства и планировки торговых залов и изменений в характере спроса на товары народного потребления.

Тип магазина определяют следующие  основные признаки:

    • ассортиментный профиль магазина;
    • мощность магазина, выраженная в размерах торговых площадей;
    • формы торгового обслуживания;
    • район деятельности магазина.

Типизация товарного профиля заключается  в установлении для магазина определенного  ассортимента, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине. В зависимости от этого магазины бывают универсальными, специализированными, комбинированными и комплексного ассортимента.

Типизация размеров сводится к определению  торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота  или численности обслуживаемого населения. Магазины одного товарного  профиля могут иметь несколько  типовых размеров. Например, типоразмеры  универсамов — 400, 650, 1000, 1500 м2 торговой площади. Это дает возможность при организации магазина выбирать такой тип, который в наибольшей мере отвечает требованиям покупателей данного района, их численности.

Типизация форм торгового обслуживания покупателей заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации определенных товарных групп и обслуживании определенных контингентов населения (самообслуживание, продажа по заказам, образцам и т.д.). [8]

Район деятельности магазина определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, а  также культуры торговли. В этом плане магазины делятся на две  группы:

  • магазины, реализующие товары первой необходимости, частого спроса, т.е. магазины стандартного характера, размещаемые в жилой зоне;
  • магазины, реализующие товары сложного ассортимента, периодического и редкого спроса, имеющие общегородское значение.

Все типы магазинов сведены в  Номенклатуру типов магазинов, в  которой учтены современные требования к развитию и организации торгового  обслуживания городского населения, а  также зарубежный опыт.

Номенклатура типов магазинов  распространяется на организации розничной  торговли различных организационно – правовых форм и форм собственности  и применяется:

  • для разработки перспективных планов (схем) развития и размещения сети объектов торговли в генеральных планах развития городов;
  • работ по рациональной специализации действующей товарной сети;
  • разработки проектов зданий магазинов, строительных норм и правил по проектированию магазинов;
  • планомерного и комплексного развития сети объектов торговли, совершенствования их структуры и размещения;
  • улучшения условий работы персонала магазина и повышения эффективности его деятельности.

Все типы магазинов, включенные в номенклатуру, делятся на основные и дополнительные.

Основные типы магазинов предназначены  для строительства в районах  новой жилой застройки и частично при реконструкции городов и  поселков городского типа. Для них  установлены определенные размеры  торговой площади.

Дополнительные типы магазинов  используются преимущественно в  районах старой застройки, при реконструкции  или расширении действующей торговой сети. Перечень их в Номенклатуре весьма широк, что позволяет торговым и  проектным организациям, местным  органам власти выбрать наиболее оптимальный вариант с учетом многих факторов.

Дополнительных типов продовольственных  магазинов в номенклатуре также  немного. Среди них магазины «Овощи – фрукты» (30 – 200 м2), «Хлебокондитерский» (50 – 200 м2), «Мясо – молоко » (50 – 250 м2), «Винно-водочные изделия» (30 – 100 м2), «Кондитерские товары» (30 – 100 м2), «Рыба» (100 – 200 м2), «Табак» (20 – 75 м2), «Птица»(50 – 200 м2), «Хлеб» (20 – 50 м2), «Чай – кофе» (20 – 50 м2), «Колбасы – копчености» (30 – 150 м2).

В действующей Номенклатуре отражена тенденция к универсализации  сети продовольственных магазинов, что продиктовано потребностями  населения. Именно поэтому и в  дальнейшем сеть специализированных продовольственных  магазинов может быть сокращена  за счет гастронома, винно-водочного, хлебокондитерского и других типов.

В зависимости от численности населения  города в Номенклатуре рекомендованы  примерные типоразмеры и количество тех или иных типов магазинов. Так, для города с населением 50000 – 100000 человек может быть рекомендован универмаг площадью 3500 м2, с населением от 250000 до 1000000 человек - 4500 , 65 м2, с населением более 1 000 000 человек - 6500 – 8500 м2. В крупных городах могут создаваться универмаги районного значения. Практически все основные типы непродовольственных магазинов имеют городское значение.

В действующей Номенклатуре значительное внимание уделено специализации  непродовольственных магазинов. В  этом проявилась назревшая необходимость через специализацию розничной торговой сети более активно влиять на широту и глубину ассортимента по группам, подгруппам и товарным комплексам непродовольственных товаров и на этой основе более активно воздействовать на производство этих товаров.

Ниже приведена характеристика основных типов городских магазинов  с универсальным ассортиментом  товаров.

Гипермаркет – торговый объект, реализующий  продовольственные и непродовольственные  товары преимущественно по форме  самообслуживания. Торговая площадь  от 5000 м2.

Универмаг – торговый объект, реализующий  главным образом непродовольственные  товары универсального ассортимента различными методами продажи. Торговая площадь  от 3500 м2.

Универмаг «Детский мир» - торговый объект, реализующий непродовольственные  товары детского ассортимента. Торговая площадь от 2500м2.

Универсам (супермаркет) – торговый объект, реализующий продовольственные  товары универсального ассортимента и  непродовольственные товары массового  спроса методом самообслуживания. Торговая площадь от 400м2.

Гастроном  -  торговый объект, реализующий  в основном продовольственные товары с преобладанием в ассортименте гастрономических товаров, с индивидуальным обслуживанием. Торговая площадь от 200 м2.

Магазин «Продукты» - торговый  объект, реализующий продовольственные  товары узкого ассортимента с индивидуальным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь от 100 м2.

Дом торговли – торговый объект, реализующий  товарные комплексы для мужчин, женщин, использующий различные формы обслуживания. Торговая площадь от 1000 м2.

Торговый центр – совокупность розничных торговых объектов, в которых  реализуется универсальный ассортимент  товаров и оказывается широкий  набор услуг, расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции  хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Дисконтный магазин  –  торговый  объект площадью от 1500 м2, реализующий продовольственные и непродовольственные товары массового спроса и отличающийся от других магазинов удобным месторасположением (на автозаправках, в местах отдыха, автомагистралях и т.д.), режимом работы (удлиненные часы или круглосуточно), более низкими ценами, совмещением торговых функций с другими (бытовым обслуживанием, закупкой сельскохозяйственной продукции и т.д.).

Специализация розничной торговой сети.

Одним из важнейших условий повышения  качества торгового обслуживания населения  является специализация торговой сети.

Специализация  -  это форма  разделения труда между торговыми  объектами по розничной продаже  отдельных групп товаров для  наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Необходимость специализации розничной  торговой сети вызывается постоянным изменением ассортимента реализуемых  товаров, который нуждается в  классификации на группы, подгруппы  и виды.

Специализация розничной торговой сети оказывает существенное влияние  на все стороны организационно-хозяйственной  деятельности магазинов, особенно по торговле товарами культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности.

Прежде всего, специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению  работы с поставщиками, обеспечению  более высокого уровня культуры продажи  товаров, расширению дополнительных услуг  и в конечном счете – повышению  как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно – отраслевому  и комплексности спроса.

При специализации по товарно-отраслевому  признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп  или отраслей. Специализация магазинов, как правило, осуществляется по следующим  товарным отраслям:

  • предметы одежды, обувь, туалетные принадлежности  (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.);
  • предметы культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);
  • предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, бытовые машины, хозтовары и т.д.);
  • предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москательные товары, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.);
  • прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).   

    По степени специализации  магазины делятся на:

  • узкоспециализированные – реализуют отдельные товары определенной товарной группы (сорочки, носки, хлеб, молоко);
  • специализированные – осуществляют продажу товаров одной товарной группы (обувь, ткани, рыба, кондитерские товары);
  • комбинированные – имеют  в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса  (галантерея – парфюмерия, мясо – рыба , овощи – фрукты);
  • универсальные – торгуют большинством товарных групп (Дом торговли, универмаг, универсам, гипермаркет);
  • неспециализированные (смешанные) магазины – реализуют отдельные виды продовольственных или непродовольственных товаров (магазин «Товары повседневного спроса»).

Товары сложного ассортимента (одежда, товары культурно – бытового назначения), имеющие в пределах товарной группы большое разнообразие фасонов, моделей, марок, видов, требуют более узкой  специализации. В то же время комплексность  спроса, особенно на предметы домашней обстановки, одежды, требует создания крупных комбинированных и универсальных  магазинов.

При специализации по комплексности  спроса ассортимент реализуемых  товаров формируется по потребительским  комплексам (магазины «Товары для  детей», «Товары для дома», «Сделай  сам», «Все для садовода» и др.). Преимущество этой формы специализации  заключается в том, что покупатели легче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени  на поиск нужных товаров, более полно  удовлетворяется спрос.

Информация о работе Сущность розничной торговой сети