Экономическая сущность торговой прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых субъектов. Каждая торговая организация стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своей организации. Достижение главной цели – максимизации прибыли, возможно, только при правильном и продуманном планировании деятельности торговой организации. В этой работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них собственно говоря и является целью работы организации, второй показатель – показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития торгового предприятия как в целом, так и с различных сторон. Финансовые результаты и прибыль – важнейшие характеристики экономической деятельности любой торговой организации.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли
1.1.Понятие прибыли, ее виды
1.2. Порядок формирования прибыли
1.3. Система показателей рентабельности торгового предприятия
ГЛАВА 2. Анализ финансового состояния предприятия
2.1.Краткая характеристика предприятия
2.1. Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Анализ прибыли и рентабельности
Глава III. Основные направления повышения прибыли и рентабельности
3.1 Резервы повышения прибыли и рентабельности
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Готовый ДИПЛОМ.doc

— 562.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли

        1.1.Понятие прибыли, ее виды

1.2. Порядок формирования прибыли

1.3. Система показателей рентабельности торгового предприятия

ГЛАВА 2. Анализ финансового состояния предприятия

2.1.Краткая характеристика предприятия

2.1. Анализ финансового состояния предприятия

2.3. Анализ прибыли и рентабельности

Глава III. Основные направления повышения прибыли и рентабельности

3.1 Резервы повышения прибыли и рентабельности

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых субъектов. Каждая торговая организация стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своей организации. Достижение главной цели – максимизации прибыли, возможно, только при правильном и продуманном планировании деятельности торговой организации. В этой работе освещается два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность. Первый из них собственно говоря и является целью работы организации, второй показатель – показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития торгового предприятия как в целом, так и с различных сторон. Финансовые результаты и прибыль – важнейшие характеристики экономической деятельности любой торговой организации. Они определяют конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самой организации и ее партнёров в финансовом и производственном отношении. От уровня прибыли зависит и моральная обстановка в коллективе. Чем выше прибыль, тем больше у организации возможностей для дополнительных выплат, тем выше у работников стимул к труду. Кроме того, прибыль является источником обновления производственных фондов, пополнения собственных оборотных средств и расширения деятельности. Основная задача торговых предприятий – закупка и продажа товаров в целях удовлетворения потребности населения, получение достаточно высокого уровня прибыли при минимальном уровне издержек обращения. Результат деятельности фирмы оценивается системой показателей, основным из которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности. Прибыльность деятельности любого торгового субъекта определяет его возможность самостоятельного функционирования. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности (в том числе торговой), поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльности предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Таким образом, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы экономического анализа уровня рентабельности в торговле с целью выявления резервов для ее повышения приобретают исключительно важное значение. Этим обусловлена актуальность темы дипломного проекта. Положительные финансовые результаты и максимальную прибыль организации может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в его распоряжении. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом деятельности организации, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения акций, паев, в уставном капитале организация, пополнения государственных и местных бюджетов. Прибыль — это основной многозначный оценочный показатель рыночного результата работы организации в условиях становления рыночных отношений. В этой связи исследования прибыли и проблем ее роста в торговой организации имеет особую актуальность и практическое значение. Знание источников формирования прибыли является основой для нахождения методов по улучшению финансового результата деятельности организации. Изучение факторов, влияющих на прибыль организации, позволяет определить, какая деятельность приносит наибольший результат, а так же оценить воздействие факторов, повлиявших положительно или отрицательно на получение прибыли. Такой анализ позволяет руководству «видеть» как изменение активов, численности сотрудников повлияло на рентабельность, и на какую сумму из-за этого изменилась сумма прибыли. Порядок расчета и методики факторного анализа широко представлены в отечественной литературе, освещающей вопросы финансов исследование сущности прибыли как экономической категории; ого и экономического анализа. В качестве примера можно назвать таких авторов как Кравченко Л.И., Раицкий К.А, Гребнев А.И., А.З.Коробкин и т.д. Целью написания дипломной работы является оценка и выявление основных резервов роста прибыли торговой организации. В процессе написания дипломной работы следует изучить экономическую сущность прибыли, её виды, источники формирования, показатели оценки величины прибыли и факторов, влияющих на её величину, а также резервы роста прибыли и рентабельности в современных условиях.

При рассмотрении темы дипломного проекта КПКГ «Вист» в процессе своей деятельности применил дополнительный классификатор вида экономической  деятельности по созданию и работы сетей  продовольственных магазинов.  Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:  изучение источников формирования прибыли в торговле;  представление организационно-экономической характеристики Кредитного потребительского кооператива граждан (КПКГ) «Вист»;  оценка состояния и динамики прибыли и рентабельности торговой организации КПКГ «Вист»;   выявление путей повышения прибыли КПКГ «Вист» и расчет экономического эффекта от их внедрения. Основой для написания дипломной работы является специальная литература по вопросам экономического анализа, законодательные и нормативные акты, статьи в периодических изданиях по исследуемой теме, а также фактические данные о деятельности Кредитный потребительский кооператив граждан «Вист» за 2008-2010гг.изучение факторов, влияющих на изменение величины прибыли и рентабельности КПКГ «Вист».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая сущность торговой прибыли

 

1.1.                  Понятие прибыли, ее виды

 

Прибыль в торговле является денежным выражением  стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

              Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения.

Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.

Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.

              Прибыль от реализации – это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

Балансовая прибыль – сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.

              Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

              Внереализационная (дополнительная) деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.

              Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

-              объем реализации;

-              структура товарооборота;

-              величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);

-              уровень налогообложения прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на  внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

           политическая стабильность;

           состояние экономики;

           демографическая ситуация;

           конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;

           темпы инфляции;

           ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся:

           объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

           производительность труда работников;

           скорость оборачиваемости товаров;

           наличие собственных оборотных средств;

           эффективность использования основных фондов.

Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.

Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней.

Изначально различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки – это издержки, принимающие форму прямых платежей. Иначе их называют явными издержками.

Для оценки целесообразности осуществления той или иной предпринимательской деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия или предприятию как юридическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение.

Сумма явных и имплицитных издержек составляет содержание совокупных (или экономических) издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовой доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, «экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию)». Таким образом, бухгалтерская прибыль отличается от экономической на величину имплицитных издержек.

В зависимости от условий формирования прибыли различают и другие ее виды (рис. 1).

- экономическая прибыль

                                                                                       -   бухгалтерская прибыль

 

-              максимально

возможная прибыль

-              нормативная

-              минимально допустимая

-              недополученная

-              убыток

 

-              прибыль от основной

(торговой) деятельности

-              прибыль от инвестиционной

деятельности

-              прибыль от финансовой деятельности

 

-              нормированная

-              чрезмерная

-              сезонная

 

Рис. 1. Основные виды прибыли в зависимости от условий ее формирования

 

Показатели прибыли отражают прибыль как экономическую категорию и имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Соответственно разнообразию видов прибыли в анализе используется большое количество показателей. Наиболее распространенная система показателей, это система показателей определяемая бухгалтерской отчетностью (рис. 2).

 

 

             

 

                        (-) коммерческие и управленческие расходы

                                  

 

                                       (±) операционные и внереализационные

                                              доходы и расходы

     

 

                                      (-) налог на прибыль и обязательные

                                            платежи

 

 

                                               

                                       (±) чрезвычайные доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Система показателей, определяемая бухгалтерской отчетностью (Отчет о прибылях и убытках)

 

 

              Таким образом, прибыль является финансовым результатом деятельности торгового предприятия, полученным в результате взаимодействия показателей: валового дохода, издержек обращения, внереализационных доходов и расходов.

1.2. Порядок формирования прибыли

 

 

              С учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельности, особенностей формирования доходов и затрат процесс образования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом        (рис. 3.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Схема формирования прибыли торгового предприятия.

             

Основным источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход.

              Валовой доход в суммовом выражении определяется как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.

              Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:

РЦ = СС + ПII + ТНII + НДС + ТН + НП,

где, РЦ – розничная цена товара, руб.;

       СС – себестоимость производства товара, руб.;

       ПII – прибыль производственного предприятия, руб.;

       ТНII – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;

Информация о работе Экономическая сущность торговой прибыли