Сущность розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание

Розничная торговля завершает процесс товарного обращения; посредством ее товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до конечных потребителей.
Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Работа состоит из  1 файл

курсовая торговое.docx

— 63.82 Кб (Скачать документ)

1.1 Сущность розничной торговой сети

Розничная торговля завершает процесс  товарного обращения; посредством  ее товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся  до конечных потребителей.

Основным звеном, завершающим процесс  обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-технической базы розничной торговли.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под  общим управлением.

В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины.

Основными функциями розничной  торговой сети являются:

    • закупка товаров у поставщиков;
    • организация завоза товаров в магазины;
    • приемка и хранение товаров;
    • подсортировка и подготовка к продаже;
    • продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
  •   наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

  • реализация товаров народного потребления с наименьшими затратами;
    • обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
  • сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
  • взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно – бытового и коммунального обслуживания населения;
    • тесная связь с принципами современного градостроительства.

Об экономической эффективности  торговой сети можно судить по таким  показателям, как:

    • общая численность торговых объектов;
  • количество торговых объектов и торговой площади, приходящихся на 1000 человек;
    • удельный вес специализированной торговой сети;
  • средний размер торговой площади одного магазина. Социальная эффективность может определяться средним радиусом обслуживания одного магазина;
    • затратами времени покупателей на ожидание обслуживания.

О количественном развитии розничной  торговой сети судят и основном по показателю обеспеченности, выражающемуся  в размере торговой площади на 1000 человек. Количественное состояние  розничной торговой сети определяется по следующим показателям:

  • соотношение количества торговых объектов и торговой площади по продовольственным и непродовольственным товарам;
  • удельный вес специализированных торговых объектов в общем количестве;
  • удельный вес форм и методов продажи;
  • соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;
  • соотношение торговой площади магазинов, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;
  • средний размер магазина.

Факторы, влияющие на развитие и состояние  розничной торговой сети:

  • экономические (развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально-культурной сферы, рыночных отношений и т.д.);
  • социальные (объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т.д.);
  • градостроительные (величина города, численность и плотность населения, размещение предприятий промышленности и социально-культурной сферы и т.д.);
  • транспортные (направления и интенсивность транспортных потоков).

1.2  Принципы размещения розничной торговой сети в городах

Важнейшим условием эффективной работы розничной торговой сети и высокой  культуры обслуживания населения является оптимальное размещение магазинов  на территории города.

При размещении магазинов необходимо учитывать следующие факторы:

  • градостроительные – величина города, функциональное зонирование его отдельных частей (центр города, промышленная зона и др.), плотность населения, размещение административных и культурных зданий и т.д.;
  • транспортные – основные направления и интенсивность транспортных потоков, рост численности индивидуального транспорта, наличие остановок общественного транспорта;
  • социальные – демографический состав населения, снижение затрат времени на приобретение товаров, создание условий для высокой культуры обслуживания;
  • экономические – обеспечение эффективности использования торговых и складских помещений, повышение доходности магазинов и материальных стимулов их персонала.

Основными задачами рационального  размещения розничной торговой сети на современном этапе развития торговли являются:

  • максимальное приближение розничной торговой сети к покупателям, оптимальное соотношение ее различных видов;
  • обеспечение необходимого ассортимента товаров в магазинах, его реализация;
  • гарантирование каждому предприятию необходимого объема товарооборота и должного уровня рентабельности;
  • четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов, рационализация торговых процессов за счет внедрения прогрессивных форм обслуживания.

Переход торговли к рыночным отношениям требует повышенного внимания к  проблемам размещения розничной  сети теоретических исследований и  практики, так как это ведет  к расширению влияния всех основных слагаемых, в том числе и факторов пространственного размещения розничной  торговой сети (состав городской территории, размещение жилых районов, транспортных путей, деловых и культурных центров  и т.д.), на экономические показатели деятельности торговых объектов.

Существует несколько принципов  размещения розничной торговой сети.

Важнейшим является принцип равномерного размещения розничной торговой сети. Он заключается в следующем: на каждый район города с определенной численностью населения приходится определенное количество магазинов, позволяющее  удовлетворить спрос покупателей. Так, в районах жилой застройки  при таком размещении покупатель должен тратить не более 7 – 10 минут  на дорогу в магазин. Это значит, что радиус обслуживания должен быть около 500 метров. Данный принцип применим к однотипным магазинам и прежде всего к продовольственной торговле.

Принцип децентрализованного, или  рассредоточенного, размещения сложился в городах исторически, когда  магазины открывались в отдельных  районах города без комплексного плана, по мере застройки.

В данном случае торговое предприятие  максимально приближено к жилой  застройке и обслуживает ограниченное количество населения, проживающего в  радиусе его обслуживания. Это  позволяет избежать большого скопления  покупателей и перекрещивающихся  потоков их движения, что характерно для больших универмагов.

Основной недостаток такого размещения заключается в том, что рассредоточение  в определенной мере препятствует специализации  торговой сети, так как основным типом магазина в этом случае должен быть магазин смешанного ассортимента.

Функциональное (ступенчатое или  концентрическое) размещение розничной  торговой сети обусловлено характером спроса на товары: товары массового  спроса, первой необходимоти и предметы периодического спроса. В этом случае вся торговая сеть города делится на две группы: магазины жилой зоны (микрорайон, жилой район, квартал) и общегородского значения.

Торговая площадь распределяется между этими группами магазинов  неодинаково. В жилой зоне должно быть размещено до 75 % торговой площади  продовольственных магазинов и 5% - непродовольственных, т.е. продовольственная  сеть максимально приближена к покупателю.

Для централизованного или группового размещения характерна группировка  всех торговых и бытовых предприятий  в виде торговых центров, преимущество которых заключается прежде всего в комплексном удовлетворении спроса населения как на товары, так и услуги. Строительство торговых центров значительно дешевле, позволяет лучше организовать подъездные пути, рациональнее использовать территорию и инженерные коммуникации, транспорт, механизировать погрузочно-разгрузочные  работы. Их эксплуатация значительно снижает текущие затраты (расход электроэнергии, газа, воды, уборка помещений и т.д.) и повышает эффективность капитальных вложений. Вместе с тем групповое размещение приводит к увеличению радиуса обслуживания населения, что особенно нежелательно при его низкой плотности. [7]

Торговые центры делятся на местные  и общегородского значения.

Местные торговые центры предназначены  для обслуживания населения жилой  зоны, призваны предоставить комплекс товаров и услуг стандартного характера и обеспечить минимальные  затраты времени покупателей. В  состав местного торгового центра, как правило, включаются такие предприятия, как универсам, предприятие общественного  питания (столовая, закусочная, магазин  кулинарии), комплексный приемный пункт  с мастерскими мелкого ремонта, парикмахерская, отделение связи  и др.

Ведущим предприятием является универсам, вокруг которого группируются остальные  объекты. В зависимости от численности  обслуживаемого населения он может  иметь несколько торговых центров.

Местные торговые центры в настоящее  время проектируют в виде кооперированных (все предприятия под одной  крышей) и сблокированных зданий, т.е. примыкающих друг к другу предприятий  торгового центра. Эксплуатация кооперированных зданий более экономична, чем сблокированных. Тем не менее отечественная практика и зарубежный опыт показывают, что в перспективе предпочтение все же будет отдаваться строительству сблокированных зданий. В данном случае легче осуществляется финансирование строительства, проще эксплуатация зданий и осуществление принципов хозрасчета и т.д.

Торговые центры городского значения призваны предоставить населению широчайший выбор товаров и услуг как  стандартного, так и избирательного характера. В состав таких центров  включаются крупные универмаги, универсамы, специализированные магазины, рестораны  и кафе, комбинаты бытовых услуг, рынки, почтамты и др. Торговые центры городского значения являются основными  структурными элементами общегородской  сети торгово-бытового обслуживания. Строятся торговые центры общегородского значения, как правило, по индивидуальным проектам, но могут использоваться и типовые. Учитывая высокую социальную и экономическую эффективность торговых центров, расширение их строительства является важнейшим направлением в формировании сети торгово-бытового обслуживания в городах. При этом в средних и малых городах может создаваться один общегородской центр. В средних и крупных городах с расчлененной планировочной структурой наряду с общегородским могут иметь место и торговые центры планировочных районов, связанные маршрутами транспорта с общегородским. [6]

С переходом к рыночным отношениям и сокращением госбюджетного  финансирования материально-техническая  база розничной торговли развивалась  главным образом за счет привлекаемых средств физических и юридических  лиц. В связи с этим значительно  изменилась структура розничной  торговой сети. В ее составе резко  возросла доля мелкорозничной торговой сети: киосков, палаток, павильонов, развозной  и разносной торговли и т.д. Развитие и размещение розничной торговли происходило хаотично без учета  интересов покупателей и государства, формирования ассортимента, должного контроля за работой.

С целью упорядочения развития и  размещения мелкорозничной торговли наиболее целесообразным считается функционирование самостоятельных объектов мелкой розницы  в составе торговых комплексов.

Торговый комплекс – это совокупность торговых объектов, реализующих универсальный  ассортимент товаров с широким  набором услуг, с централизацией функций хозяйственного обслуживания. Такие комплексы, создаваемые в  настоящее время повсеместно  во всех городах страны с целью  придания мелкорозничной торговле цивилизованных форм обслуживания, должны сдаваться  в аренду только на конкурсной основе с условием благоустройства обслуживаемой  территории, соблюдения и поддержания  архитектурного облика города.

Значительное развитие в городах  в последние годы получили и рынки: продовольственные, сельскохозяйственные, вещевые, смешанные. Их дальнейшее развитие и размещение также должно быть подчинено  задаче наиболее полного удовлетворения спроса населения и высокой культуры обслуживания.

Информация о работе Сущность розничной торговой сети