Современные направления розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение классификации предприятий розничной торговли по нескольким признакам, а также основных характеристик типов предприятий розничной торговли.

Задача работы рассмотреть состояние развития структуры розничной торговли за последние несколько лет; показать на сколько изменилась структура продовольственного и непродовольственного сегментов рынка; рассмотреть проблемы развития розничных торговых сетей на современном этапе экономики; проанализировать изменение форматов предприятий розничной торговли с учетом особенностей экономического развития страны.

Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время розничная торговля претерпевает значительные изменения, которые связаны с резким сокращением неорганизованной торговли, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и зарубежными торговыми сетями.

Анализ темы произведен с помощью исследований и методов сравнительной оценки.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы розничной торговли. 5
1.1. Сущность и функции розничной торговли. 5
1.2. Классификация предприятий розничной торговли. 7
1.3. Типы предприятий розничной торговли и их основные характеристики. 13
2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и Мурманской области. 17
2.1. Особенности розничной торговли в России и Мурманской области на современном этапе экономики. 17
2.2. Состояние развития розничных сетей 22
Главной тенденцией в развитии российских розничных сетей – стремление к мультиформатности. В начале пути каждый из крупных игроков занимал определенную нишу. Сейчас же внутри сетей началась диверсификация. Кроме того, внутри сетей происходит деление на универсамы, магазины у дома, премиальные супермаркеты. Во многом развитие мультиформатности происходит за счет слияния и поглощения. 25
2.3. Эволюция форматов розничной торговли. 25
Заключение. 30
Список используемой литературы: 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая2.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

     Торговля  является важнейшей отраслью экономики  страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

     Значительные  перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение  последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

     Моя курсовая работа состоит из двух глав: в первой главе мною представлены теоретические аспекты розничной торговли; во второй освещены некоторые тенденции в развитии розничной торговли Российской федерации и Республики Татарстан.

     Целью данной работы является рассмотрение классификации предприятий розничной торговли по нескольким признакам, а также основных характеристик типов предприятий розничной торговли.

     Задача  работы рассмотреть состояние развития структуры розничной торговли за последние несколько лет; показать на сколько изменилась структура продовольственного и непродовольственного сегментов рынка; рассмотреть проблемы развития розничных торговых сетей на современном этапе экономики; проанализировать изменение форматов предприятий розничной торговли с учетом особенностей экономического развития страны.

     Актуальность  данной работы определяется тем, что  в настоящее время розничная  торговля претерпевает значительные изменения, которые связаны с резким сокращением  неорганизованной торговли, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и зарубежными торговыми сетями.

     Анализ  темы произведен с помощью  исследований и методов сравнительной оценки.

 

  1. Теоретические основы розничной торговли.
    1. Сущность  и функции розничной торговли.
 

     Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.[2]

     Данный  вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.

     Согласно  ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.[1]

     Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в  следующем:

    • удовлетворение потребностей населения в товарах;
    • доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
    • поддержание баланса между предложением и спросом;
    • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
    • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]

     Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

     Услуга  розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[7]

     Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие  требования».[3]

     Услуги  розничной торговли включают:

  1. реализацию товаров;
  2. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
  3. информационно-консультационные услуги;
  4. создание удобств покупателям.

     Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:

    • формирование ассортимента;
    • приемка товаров;
    • обеспечение хранения;
    • предпродажная подготовка;
    • выкладка товаров;
    • предложение товаров покупателю;
    • расчет с покупателем;
    • отпуск товара.

     К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:

    • прием и исполнение заказов на товары;
    • организацию доставки товаров;
    • упаковывание купленных в магазине товаров;
    • комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
    • оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитентов;
    • оценку ювелирных изделий на дому;
    • оценку антиквариата на дому;
    • прием стеклопосуды;
    • реализацию товаров в кредит;
    • организацию работ по послепродажному обслуживанию;
    • организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
    • предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;
    • предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.

     Информационно-консультационные услуги включают:

    • предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;
    • консультации специалистов по товарам;
    • проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).

     В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:

    • организация и создание мест отдыха;
    • предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
    • гарантированное хранение купленных товаров;
    • прием и хранение вещей покупателей;
    • организация питания покупателей;
    • реализация продуктов питания с потреблением на месте;
    • парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.[7]
    1. Классификация предприятий розничной торговли.
 
 

     В основу классификации розничных  торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:

  • Особенности устройства;
  • Форма торгового обслуживания;
  • Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
  • Функциональные особенности предприятия;
  • Форма собственности;
  • Вид предприятия.

       По особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, автомагазины, палатки, торговые автоматы и т.п.

       Магазин – специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

     Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.

     Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.

     К мелкорозничной торговой сети относятся  и передвижные средства развозной  и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также  торговые автоматы.

     Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.

     Палатка – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.

     Торговые  автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т.д.)[5]

     Форма торгового обслуживания – организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. Различают следующие формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.

     Самообслуживание  – это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.

     Социальный  и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта  форма дает возможность существенно  сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров  и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.

     Продажа товаров по образцам – это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам, и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за  дополнительную плату оформить их доставку на дом.

     Особенности этой формы обслуживания заключаются  в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых магазинов, на складах производителя или оптового поставщика. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте.

     Продажа товаров по каталогам – это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбрав товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для непродовольственных, так и для продовольственных товаров.

     Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных  товаров по каталогам обуславливается  получением дополнительного товарооборота  на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников  магазина.

Информация о работе Современные направления розничной торговли