Современные направления розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 19:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение классификации предприятий розничной торговли по нескольким признакам, а также основных характеристик типов предприятий розничной торговли.

Задача работы рассмотреть состояние развития структуры розничной торговли за последние несколько лет; показать на сколько изменилась структура продовольственного и непродовольственного сегментов рынка; рассмотреть проблемы развития розничных торговых сетей на современном этапе экономики; проанализировать изменение форматов предприятий розничной торговли с учетом особенностей экономического развития страны.

Актуальность данной работы определяется тем, что в настоящее время розничная торговля претерпевает значительные изменения, которые связаны с резким сокращением неорганизованной торговли, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и зарубежными торговыми сетями.

Анализ темы произведен с помощью исследований и методов сравнительной оценки.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы розничной торговли. 5
1.1. Сущность и функции розничной торговли. 5
1.2. Классификация предприятий розничной торговли. 7
1.3. Типы предприятий розничной торговли и их основные характеристики. 13
2. Тенденции развития розничной торговли в РФ и Мурманской области. 17
2.1. Особенности розничной торговли в России и Мурманской области на современном этапе экономики. 17
2.2. Состояние развития розничных сетей 22
Главной тенденцией в развитии российских розничных сетей – стремление к мультиформатности. В начале пути каждый из крупных игроков занимал определенную нишу. Сейчас же внутри сетей началась диверсификация. Кроме того, внутри сетей происходит деление на универсамы, магазины у дома, премиальные супермаркеты. Во многом развитие мультиформатности происходит за счет слияния и поглощения. 25
2.3. Эволюция форматов розничной торговли. 25
Заключение. 30
Список используемой литературы: 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая2.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

     Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, – это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец.

     Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют  торговый процесс, увеличивают затраты  времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда, требуется большая численность продавцов.[6]

     С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

     Встроенный  магазин — магазин, все помещения которого располагаются в габаритах жилого здания с выступом за его пределы не более чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и не более чем на 6 м — со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений).

     Встроенно-пристроенный магазин – магазин, помещения которого располагаются в габаритах магазин жилого здания и в объемах, вынесенных за габариты жилого здания более чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и более чем на 6 м — со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных помещений).

     Пристроенный  магазин — магазин, ограждающая стена (или стены) которого являются общими или смежными со стенами жилого здания.[18]

     С учетом функциональных особенностей различают следующие разновидности розничной торговли:

  1. торговля через стационарную торговую сеть;
  2. торговля через передвижную торговую сеть;
  3. торговля пересылкой (оплаченных, заказанных) товаров.

     Стационарная  торговая сеть является основой розничной торговли. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям. Вся стационарная сеть состоит из объектов розничной и мелкорозничной торговли.

     Стационарные  объекты розничной торговли:

  1. магазины;
  2. павильоны, имеющие торговый зал.

     Стационарные  объекты мелкорозничной торговли:

  1. палатки;
  2. киоски;
  3. торговые автоматы.

     Передвижная торговля является нестационарной и представляет собой торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.

     Передвижные средства разносной и развозной  торговли:

  1. тележки;
  2. автолавки;
  3. фургоны;
  4. лотки;
  5. магазины-вагоны и магазины-суда[9]

     По  форме собственности, предприятия розничной торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы .

     Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, автозаправочные станции и т.д. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.

     Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.

     Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.

     Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.

     Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.

     Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.

     Универсальные – реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.

     Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные)

     Комбинированные – реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т.д.)

     Смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.[5]

    1. Типы  предприятий розничной торговли и их основные характеристики.
 

     В основу классификации розничных  торговых предприятий, предусмотренную ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», положены только видовой и типовой состав предприятий.[4]

     Тип предприятия розничной торговли – предприятие определенного вида, классифицированное по ассортиментному профилю, торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

     Так, в соответствии с ГОСТ к универсальным  магазинам относятся 7 типов предприятий, характеризующихся основными признаками, приведенными в табл. 1.

     Таблица 1.

     Основные  признаки, характеризующие типы универсальных магазинов

Тип Торговая площадь, м²,   не менее  Ассортимент товаров Формы торгового  обслуживания
Гипермаркет 5000 Универсальный ассортимент продовольственных  и непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание
Универмаг 3500 - городская торговля        650 - сельская торговля Универсальный ассортимент  непродовольственных  товаров Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Универмаг "Детский мир" 2500 Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
Магазин-склад 650 Универсальный ассортимент продовольственных (или) непродовольственных товаров Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары
Универсам (Супермаркет) 400 универсальный ассортимент продовольственных  товаров; широкий ассортимент непродовольственных  товаров частого спроса Преимущественно самообслуживание
Гастроном 400 Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии Индивидуальное  обслуживание через прилавок
Товары  повседневного спроса 100 Продовольственные и непродовольственные товары частого  спроса Преимущественно самообслуживание
 

     Специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Колбасы и т.п.), а также специализированные непродовольственные магазины (Мебель, Одежда, Обувь и т.п.) должны иметь торговую площадь не менее 18м². Ассортимент товаров определяется в соответствии со специализацией магазина. Они могут применять самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок или другие формы обслуживания в зависимости от ассортимента реализуемых товаров.

     К магазинам прочей товарной специализации  относят следующие типы: Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. их минимальная торговая площадь – 18м². Ассортимент товаров в таких магазинах формируется с учетом их специализации. Здесь могут применяться различные формы торгового обслуживания.

     Характеристики  неспециализированных непродовольственных магазинов представлены в табл. 2.

 

      Таблица 2.

     Основные  признаки, характеризующие типы неспециализированных непродовольственных магазинов.

Тип Торговая площадь, м²,      не менее  Ассортимент товаров Формы торгового  обслуживания
Дом торговли 1000 Товарные комплексы  предметов туалета и гардероба  для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия) Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров 650 Товарные комплексы  соответствующей специализации Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
Промтовары 18 Узкий ассортимент  непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия Индивидуальное  обслуживание  через прилавок
Комиссионный  магазин 18 Узкий ассортимент  непродовольственных товаров Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок
 

     Неспециализированные  продовольственные магазины типа «Продукты» (минимаркет) должны иметь торговую площадь не менее 18м². Они торгуют  узким ассортиментом продовольственных  товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки. В них применяется индивидуальное обслуживание через прилавок.

     Магазины  со смешанным ассортиментом товаров  могут иметь торговую площадь  не менее 18м² и узкий ассортимент  продовольственных товаров, не связанных общностью спроса. Они применяют индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок.

     При организации сети магазинов в  городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов  магазинов. Она включает основные и  дополнительные типы магазинов.

     Основные  типы магазинов представляют собой предприятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет нового строительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случае необходимости их ассортиментного профиля.

     Дополнительные  типы магазинов предназначены для применения при реконструкции и использовании действующих торговых помещений.

     Типы  торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Таким образом, можно выделить некоторые типы предприятий розничной торговли, которые не вошли в основной стандарт, но имеют широкое распространение, особенно в последние годы: [5]

     МОЛЛ – очень  крупный торговый центр с хорошо развитой развлекательной системой и сервисным обслуживанием. Другими словами это место, куда можно приехать на целый день всей семьей и сделать все одним разом. Например, сдать вещи в химчистку или прачечную, починить часы и т.п. Торговые комплексы подобного рода по площади могут достигать 100 тыс. м².[19]

     Торговый  центр – совокупность  торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.[2]

Информация о работе Современные направления розничной торговли