Коммерческая работа по формированию ассортиментной политике торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования. В дипломной работе поставлены следующие задачи:

Рассмотреть форматы, включающие на формирование ассортимента товаров.
Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Word Document (2).doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим  изменение численности обслуживаемого населения ОАО «Продтовары» г. Бреста за 2003-2005 годы.  

Таблица 2.1. Изменение численности обслуживаемого населения ОАО «Продтовары» за 2003-2005 гг.

Показатели Ед. изм. Годы Отклонение

(+;-)

2003 2004 2005 2005 от 2003 2005 от 2004
1. Всего  населения в городе  тыс. чел. 294,9 295,3 297,3 +2,4 +2
в т. ч. обслуживаемых 

ОАО «Продтовары»

тыс. чел. 139,4 141,2 143,6 +4,2 +2,4
Из  них:              мужчин тыс. чел. 37,8 38,1 38,4 +0,6 +0,3
 женщин тыс. чел. 80,1 94,4 95,7 +5,9 +2,3
                             детей тыс. чел. 21,5 21,6 21,6 +0,1 0
2. Удельный  вес населения обслуживаемого  ОАО «Продтовары» в общей численности населения г. Бреста % 47,6 47,8 48,1 +0,5 +0,3
 

   

По  данным таблицы видно, что население  в городе в 2005 году по сравнению с 2003 годом увеличилось на 2,4 тысячи человек, в 2005 году по сравнению с 2004 – на 2 тысячи человек. Произошло увеличение населения, обслуживаемого магазинами ОАО «Продтовары» в 2005 году по сравнению с 2003 годом на 4,2 тысячи человек, по сравнению с 2004 -  на 2,4 тысячи человек. Удельный вес населения, обслуживаемого ОАО «Продтовары» в общей численности населения г. Бреста составил в 2003 году 47,6 %, в 2004 году – 47,8%, а в 2005 году – 48,1%. В соответствии с Уставом директор и дирекция подотчетны по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров. Непосредственное управление обществом осуществляет директор.   

Рассмотрим  структуру управления ОАО «Продтовары», которая приведена на рисунке 2.2.  

Как видно из представленного рисунка организационная структура управления ОАО «Продтовары» представлена следующими отделами, занимающимися коммерческой деятельностью и вопросами формирования ассортимента:     

- торговый отдел;   

- отдел внешнеэкономической деятельности;   

- отдел организации торговли и планово-экономический отдел;   

Торговый  отдел включает в свой состав восемь товароведов по группам товаров, товароведа по качеству, экономиста по ценам. В обязанности товароведов торгового отдела входит:  

- работа по изучению рынка товаров и выбор наиболее перспективных товаров с точки зрения покупательского спроса и возможности получения прибыли;  

- изучение поставщиков и выбор  наиболее перспективных схем  товароснабжения;   

- заключение договоров поставки  и контроль их исполнения;  

- сбор заявок на поставку товаров по магазинам ОАО и формирование заявок на поставку товаров поставщику;  

- контроль  состояния товарных запасов;  

- контроль соблюдения магазинами ассортиментных перечней и принятие мер по недопущению затоваренности и отсутствия товаров в продаже.  

Товаровед по качеству осуществляет разработку ассортиментных перечней на основе действующего законодательства, а также из ассортиментной политики предприятия, осуществляет общие вопросы контроля качества в магазинах ОАО «Продтовары» и организует согласованность в действиях товароведов в магазинах по вопросам качества поступающих товаров.   

Экономист по ценам проводит работу по обеспечению  соблюдения законодательства в области ценообразования, разрабатывается стратегии ценообразования для различных групп товаров, проводит анализ прибыльности реализации групп продовольственных товаров.   

Отдел внешнеэкономической деятельности:  

- проводит работу по изучению  рынка иностранных поставщиков;  

- анализирует необходимость поставок  импортных товаров;  

- заключает  контракты и осуществляет работу  по организации завоза товаров  в соответствии с заключенными  контрактами;  

- проводит анализ эффективности  внешнеэкономической деятельности.  

Отдел организации торговли занимается общими вопросами организации торговли в магазинах ОАО «Продтовары», а также проведением рекламных акций, выставок-продаж, дегустаций. Кроме этого отдел занимается подбором и расстановкой торгово-технического оборудования в соответствии с современными требованиями.  

Общей оценкой деятельности фирмы, планированием прогнозных показателей развития, анализом показателей занимается планово-экономический отдел.   

Важное  место в деятельности фирмы занимает отдел кадров. В современных условиях хозяйствования очень важно подобрать  высокопрофессиональный коллектив работников. Кроме этого необходимо проводить работу по повышению квалификации и переподготовку кадров. Важным элементом работы отдела кадров является грамотная расстановка персонала.   

Для оценки качественного состава аппарата управления проанализируем таблицу 2.3.  

Таблица 2.3. Качественный состав работников аппарата управления ОАО «Продтовары» за 2003-2005 гг.

Показатели Ед. изм. Годы Отклонение

(+;-)

2003 2004 2005 2005 от 2003 2005 от 2004
Всего работников аппарата управления тыс. чел. 233 225 230 -3 +5
в т.ч. с высшим образованием тыс. чел. 149 150 152 +3 +2
 средне-специальным тыс. чел. 78 73 76 -2 +3
 средним тыс. чел. 6 2 2 -4 0
Удельный  вес работников имеющих высшее образование % 63 67 66 +3 -1
 

  Как видно из представленных данных численность работников аппарата управления имело тенденции к увеличению в 2005 году по сравнению с 2004 годом и к сокращению в 2005 году по сравнению с 2003 годом на 3 человека, по сравнению с 2004 годом – на 5 человек.   

Как положительный и очень важный момент следует отметить изменение в структуре состава работников аппарата управления в сторону увеличения доли работников с высшим образованием. Так по данным таблицы видно, что доля работников аппарата управления, имеющих высшее образование, постоянно растет. В 2005 году по сравнению с 2003 этот показатель вырос на 3 процентных пункта.  

Для всесторонней оценки эффективности  деятельности предприятия используется система экономических показателей. Данные показатели представлены в таблице 2.4.   

Из  данных таблицы видно, что в 2005 году по сравнению с 2003 розничный товарооборот фирмы вырос на 21702,4 млн. руб. в действующих ценах и на 11098,3 млн. руб. в сопоставимых по сравнению с 2004 он возрос на 12916 млн. руб. в действующих ценах. Товарные запасы в 2005 году по сравнению с 2003 годом увеличились на 688,6 млн. руб. в сумме, а в днях на 3 дня.  

Положительно  следует отметить улучшение производительности труда работников на 19,9 млн. руб. в 2005 году по сравнению с 2003 годом и на 12,73 млн. руб. по сравнению  с 2005 года с 2004 годом.  

Также произошло ускорение товарооборачиваемости  в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 3 дня, что положительно скажется на росте товарооборота.  
  
  
  
  
  
  
 

Таблица 2.4. Показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Продтовары» за 2003-2005 гг.

Показатели Год 2005 в % Отклонение (+;-) 2005 от
2003 2004 2005 2003 2004 2003 2004
Розничный товарооборот

- в действующих ценах

40005,6 48792,0 61708,0 154,2 126,5 21702,4 12916
- в  сопоставимых ценах 40005,6 39539,7 51103,9 127,7 104,7 11098,3 11564,2
Валовый доход - сумма 7060 9301 12670 179,5 136,2 5610 3369
- в  % к обороту 17,6 19,1 20,5 116,5 107,3 2,9 1,4
Прибыль от реализации

– сумма

-7,6 -287 -605 12,6 47,4 -529 318
-в  % к обороту -0,19 -0,59 -0,98 -19,4 60,2 0,79 0,39
Прочие  операционные доходы - 345 380 - 110,1 - 35
Прочие  операционные расходы - 345 380 - 110,1 - 35
Внереализационные доходы 482 881 1280 265,6 145,3 798 399
Внереализационные расходы 119 7 25 21,01 376,14 -97 18
Прибыль отчетного периода 

– сумма

287 644 728 253,7 113,0 441 84
- в  % к обороту 0,72 1,32 1,18 163,9 89,4 0,46 -0,14
Среднесписочная численность работников 1137 1153 1121 98,6 97,2 +16 -32
Производительность  труда 

работников  

–  в действующих ценах

35,18 42,32 55,05 156,5 130,1 19,9 12,73
- в  сопоставимых ценах 23,0 34,3 45,6 198,3 132,9 22,6 11,3
Товарные  запасы

- в сумме 

2386,0 2851,1 3084,6 128,9 107,8 688,6 223,5
- в  днях 16 17 20 125 117,6 4 3
Товарооборачиваемость 21 21 18 85,7 85,7 +3 +3
Индекс  цен 1 1,234 1,2075        
 

 

3. Состояние коммерческой  работы по формированию  

ассортимента  в розничной торговле.  
   

3.1. Факторы, определяющие  построение ассортимента  товара предприятия розничной торговли.   

На  действия любого предприятия по формированию ассортимента оказывают влияние  ряд объективно действующих факторов. Знание и использование их обеспечивает наиболее успешное формирование ассортимента. Все факторы можно разделить на две группы:   

1. факторы,  независящие от конкретных условий  деятельности предприятия (они  определяют направление специализации  и тип предприятия);  

2. факторы, отражающие конкретные условия работы предприятия (определяют макро и микроструктуру ассортимента конкретного предприятия).   

Все факторы представлены в таблице 3.1.1.  

Таблица 3.1.1. Основные факторы, определяющие построение торгового ассортимента.

Общие

Не зависят  от конкретных условий деятельности предприятия

Специфические

Отражают  конкретные условия работы на предприятии

Социальные:

- социальный  состав населения

- уровень  культуры

Экономические:

- развитие  производства

- уровень  доходов населения

- цена  на товары и др.

Демографические:

- половозрастной  состав

- количество  и структура семей

- Национально-бытовые:

-национальный  состав населения

- обычаи, традиции

Учитываемые при  определении широты ассортимента:

- роль  данного магазина в системе  торгового обслуживания

- наличие  других магазинов в зоне деятельности, их специализация

- тип  и мощность предприятия

Учитываемые при определении глубины ассортимента

- уровень  доходов по сегментам

- специфика  спроса внутри сегментов и др.

Информация о работе Коммерческая работа по формированию ассортиментной политике торгового предприятия