Коммерческая работа по формированию ассортиментной политике торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования. В дипломной работе поставлены следующие задачи:

Рассмотреть форматы, включающие на формирование ассортимента товаров.
Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Word Document (2).doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

Введение.    

Преобразования, произошедшие за последнее десятилетия  в торговле и связанные с развитием, формированием собственности, появление конкуренции на розничном рынке, и реорганизацией предприятий торговли, находят отражение в сфере формирования ассортимента. Между тем, формирование ассортимента на предприятиях розничной торговли является важнейшей составляющей частью их коммерческой деятельности, т.е. вопросы обеспечения населения необходимыми товарами стоят весьма остро. В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента товаров в магазинах значительно усложняется. С развитием и совершенствованием производного расширяется ассортимент товаров, возрастают требования покупателей к ассортименту, качеству и внешнему виду предлагаемых товаров. В соответствии с  этим от правильного формирования ассортимента товаров зависит обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных  экономических показателей деятельности торгового предприятия. От этого насколько правильно будет спланирован ассортимент предприятия, зависит его конкурентоспособность на рынке, признание данного  предприятия покупателями. В коммерческой работе при  формировании ассортимента товар должен рассматриваться не как отдельный продуктов, а как совокупность слагаемых, обеспечивающих наличие удовлетворение покупательской потребности. Так как спрос в течение года подвержен сезонным колебаниям, на отдельные товары он в течение года складывается не одинаково.  Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависит от квалификации работников магазина и коммерческих служб, которые должны располагая источников возможного поступления товаров, уровне цен и другой рыночной информацией. В связи с этим тема курсовой работы, рассматривающей коммерческую деятельность по формированию ассортимента товаров в магазинах ОАО «Продтовары» г.  Бреста является весьма актуальной на современном  этапе.  

Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования.  В дипломной работе поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть форматы, включающие на формирование ассортимента  товаров. 
  2. Изучить принципы и  этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
  3. Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.

Курсовая работа выполнена на материалах ОАО  «Продтовары» г. Бреста. В  ходе написания курсовой работы была изучена специальная литература, использовались данные бухгалтерской и статистической отчетности, финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Продтовары» г. Бреста  за  2003-2005 г.     

 
  
  
  
  
  
  
  
  
   
 
 
 

1. Сущность и содержание  коммерческой деятельности  по формированию ассортимента в современных условиях.   

1.1. Содержание коммерческой  деятельности по  формированию ассортимента розничного торгового предприятия.   

Обеспечение постоянного, устойчивого ассортимента, а также рациональная ассортиментная политика является зоологом коммерческого  успеха. Для достижения этих целей немаловажным фактором является знание классификации ассортимента товаров.  Сначала давайте рассмотрим понятие ассортимент  товаров. Ассортимент товаров - это совокупность их видом, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающих по определенному признаку. В свою очередь  основными группировочными признаками товаров являются:

  • сырьевой;
  • производственный;
  • потребительский.
 

  В соответствии с этим различают два вида ассортимента товаров:

    •    производственный ассортимент

    •    торговый ассортимент.

     Понятие производственный ассортимент включает в себя номенклатуру товаров, выпускаемых промышленности и сельскохозяйственными предприятиями,  а также другими изготовителями товаров. В  отличие от торгового сортимента производный ассортимент отдельного предприятия намного уже, нежели торговый ассортимент какой-либо организации.  Торговый  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащий продаже в розничной торговой сети. Торговый ассортимент предприятия торговли складывается из отдельных производственных ассортиментов, правда не обязательно, что в одном предприятии торговли будет представлен весь  производственный ассортимент предприятия, здесь это на практике очень сложно. Если предприятие специализируется на продаже обуви для детей, то в нем будет представлена часть производственного ассортимента, удостоверяющая признаку специализаций, а именно детская обувь. Учитывая специфику производства товаров, торговый ассортимент делится на две товарные отрасли:

  • продовольственные товары;
  • непродовольственные товары.
 

  В дальнейшем этот признак определяет типизацию и специализацию розничной торговли.  

Важным  признаком  классификации ассортимента товаров является их особые  свойства. Так, с учетом ограниченности сроки реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на подразделы:

  • скоропортящиеся товары (мясо, колбаса, хлеб и т.д.);
  • не скоропортящиеся товары (телевизоры, холодильники, одежда и т.д.).
 

   Данный признак классификации наиболее актуален для товаров продовольственной группы, так как именно здесь наибольшая масса товаров имеет ограниченные сроки реализации и требует специальных условий хранения и реализации. Поэтому и коммерческому отделу придется более тщательно формировать заказы и объемы поставок.  

Наличие у отдельных видов товаров, широкой  внутренней классификации, определит  выделение товаров простого и  сложного ассортимента. Так к товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видом и сортов (овощи, соль, хозяйственное мыло), товары сложного ассортимента характеризуются признаком (фасоль, размер, цвет). Как правило, простой ассортимент можно представить в любых типах предприятий. Его реализация менее трудоемкая и менее затратна. Товары сложного ассортимента требует специализированных предприятий, в первую очередь, если ставиться цель предложить потребителю максимально возможный ассортимент разновидностей какого-либо товара.  

Товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента) образуют товарные группы. К примеру, в зависимости от однородности сырья и материалом, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи; по потребительскому назначению товары подразделяют на изделия спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду.  

В свою очередь товарные группу делятся  на товарные подгруппы, в состав которых  товары входят по признаку единства производственного  происхождения.  

К примеру, товарная группа обуви делится  на подгруппы кожаной,  текстильной, валяной и резиновой обуви;  группа посуда состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфорофаянсовой посуды.   

Каждая  подгруппа товаров складывается из товаров различных видом. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги – женские, детские; мебель -  для кухни, жилой комнаты). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам), то есть подразделяться по разновидностям.   

С  учетом вышеперечисленного деления  товаров на группы, подгруппы и  виды принято выделить:

    • групповой 

    • внутригрупповой ассортимент товаров.   

Групповой ассортимент – это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру, а внутригрупповой ассортимент -  представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия тесно связаны с понятиями широта и глубина ассортимента, где широта ассортимента определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина -  количеством разновидностей товаров. Надо отметить, что наибольшую широту ассортимента можно развить в крупных торговых предприятия, имеющих большие площади торговых залов, но при этом довольно сложно добиться  максимальной глубины ассортимента. Для сочетания широта и глубина ассортимента необходимы значительные затраты (материальные, трудовые). Наиболее глубокий ассортимент товаров можно  представить в специализированных, узкоспециализированных магазинах, когда осуществляется торговля отдельными группами товаров.   

Следующими  признаками классификации являются:

  • частота спроса;
  • стабильность и характер предъявляемого спроса.
 

  В зависимости от частоты спроса товары подразделяют на три группы:

     •   повседневного спроса -  наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

     • периодического спроса -  товары, покупка которых осуществляется периодически;

     • редкого спроса -  предметы  длительного пользования, срок службы которых, обычно, превышает пять лет.  

В зависимости  от стабильности и подверженности спроса определенным колебаниям выделяют следующие группы товаров:

  • стабильного спроса;
  • спрос на которые подвержен резким колебаниям;
  • твердосформулированного спроса;
  • альтернативного спроса;
  • импульсного спроса.
 

  Кроме этого можно выделить группу сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды года.  

Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, что очень удобно покупателям («Все для дома», «Детский мир»).  

Коммерческая  деятельность по формированию ассортимента предусматривает выполнение комплекс операций и управление ими. Она базируется на теоретических и практических знаниях ассортимента. Через коммерческую деятельность устанавливаются вязи изготовителей товаров с их потребителями.   

При формировании ассортимента используется соответствующая экономическим и социальным задачам общества система прицепов и методов управления ассортиментов товаров на всех этапах  их движения.  

Ассортимент товаров в  розничной торговле представляет собой предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров с тем, чтобы обеспечить выбор. В таком случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые  потребности, а это путь к увеличению объемов продажи товаров.  

Формирование  ассортимента и управление им является важной задачей коммерческой деятельности в  розничной торговле.  

Управление  ассортиментов  комплексной задана система, формирования не только товар, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Все  эти слагаемые   следует рассматривать в совокупности, так как они формируют «образ товара».  

Задача  торгового предприятия состоит  в том, чтобы не просто предложить покупателю товар, а особенность  комплексное удовлетворения его  потребности.   

Например, потребителю, который желает купить мебель должны быть предложена не отдельные предметы мебели, а возможность полностью решить проблему оформления удобного и эстетически привлекательно жилища с помощью мебельных компонентов гарнитуров и т.д.  Таким образом, в коммерческой работе по формированию ассортимента товар должен рассматриваться не как отдельный продукт, обладающий даже самыми высокими потребительскими свойствами, а как совокупность слагаемых, обеспечивающих наилучшее удовлетворение покупательской потребности. Осуществлено это должно быть с  наибольшей  совокупной эффективностью для потребителя, складывающейся из преимуществ как в момент продажи. Так и в процессе потребления. К слагаемым, обеспечивающим  комплексный подход к преобладанию товара в розничной торговле, относится сам товар, сервис, сопутствующие товары и услуги.  

Информация о работе Коммерческая работа по формированию ассортиментной политике торгового предприятия