Ассортиментная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:12, курсовая работа

Описание

В условиях рыночной экономики особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса.
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество маркетинговых решений.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………………
1. Теоретические основы ассортиментной политики в розничной торговой организации……………………………………………………………………………
1.2. Понятие, показатели ассортимента……………………………………..
1.3. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации…………………………………………………………………………….
1.4. Управление ассортиментом……………………………………………
2. Задание 1……………………………………………………………………….
3. Задание 2………………………………………………………………………
4. Задание 3………………………………………………………………………
Заключение по теоретической части …………………………

Работа состоит из  1 файл

маркет1.docx

— 157.66 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(СамГУПС) 
 

КАФЕДРА «Экономика и логистика на транспорте» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Маркетинг»

Тема: «Ассортиментная  политика предприятия»

Вариант №6 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса

ИУЭ 992 группы

Кондратьева Н.А.

                                                                               Проверила: преподаватель

Зотова  Ю. В. 
 

Самара 2011

 

Содержание 

    Введение……………………………………………………………………………

     1. Теоретические основы ассортиментной  политики в розничной торговой  организации……………………………………………………………………………

  • 1.2.  Понятие,  показатели ассортимента……………………………………..
  • 1.3. Особенности  ассортиментной политики в розничной  торговой организации…………………………………………………………………………….
  • 1.4.  Управление  ассортиментом……………………………………………
  • 2. Задание  1……………………………………………………………………….
  • 3. Задание  2………………………………………………………………………
  • 4. Задание  3………………………………………………………………………
  •      Заключение  по теоретической части ………………………………………

         Список  использованных источников………………………………… 
    ВВЕДЕНИЕ

        В условиях рыночной экономики особое место занимает маркетинг как  система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса.

        Предпринимательская деятельность является эффективной, когда  производимый фирмой товар или оказываемая  ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

        Для того чтобы производимый товар или  оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество маркетинговых решений.

        Маркетинговая политика предприятия включает в  себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения  товара на рынке. Таким образом, политика всей фирмы строится от выбора товара, определения его цены, различных  методов сбыта до конечного этапа  – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия  от продажи товара.

        Товарная  политика является ядром маркетинговых  решений, вокруг которого формируются  другие решения, связанные с условиями  приобретения товара и методами его  продвижения от производителя к  конечному покупателю.

         Товарная  политика имеет экономическое и  социальное значение. Экономическая  важность заключается в том, что  умелое управление товарной политикой  позволяет предприятию выживать в условиях жесткой конкуренции  и быть преуспевающей. С социальной стороны управление ассортиментом  воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику. Управление ассортиментом  продукции связано с инновацией. Разработка нового товара, без которого предприятие проживет только короткую жизнь, открывает возможности для  новаторства, продвижению научно-технического прогресса, и, что немаловажно, ведет к поиску более дешевого вида сырья.

         Таким образом, фундаментом всего маркетинга выступает товарная политика, что  и подтверждает актуальность выбранной  темы. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основ и принципов  товарной политики на примере торгового  предприятия. 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    1.2.Понятие, показатели ассортимента

          Ассортиментная  политика определяет товарные группы обеспечивающую успешную работу фирмы  на рынке и экономическую эффективность  в целом.

          На  рынке определяются отношения между  новыми товарами и товарами в стадии роста, зрелости и спада, оптимальное  соотношение базовых моделей  и их подвигов и модификаций. Ассортиментная политика решает вопросы о происхождении  товара и кем он произведён.

          Со  стремительным ростом торговых организаций  растёт ассортимент продукций и  услуг, а значит, подчас покупателям  тяжело ориентироваться в этом многообразии. Торговые организации должны осваивать  всё более новые и разные ситуации ассортиментной политики.

          Одной из главных характеристик товара является ассортимент, который определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

          Ассортимент товаров – это набор товаров, формируемый по определённым признакам  и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

          Неотделимы  друг от друга понятия товарного  ассортимента и номенклатуры  - это  всё совокупность изделий, выпускаемых  предприятием.

          Ассортимент продукции означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким - либо признаков. С такой точки  зрения ассортимент может быть простым  или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает  выделение групп однородной продукции  или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п. формируются ассортиментные группы, в пределах которых предметы имеют определённое сходство.

          Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупнённых товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, например, в магазине женской одежды есть разные секции товаров удовлетворяющие  потребности покупателей.

          Видовой ассортимент товаров отражает наличие  в группе товаров ряд видов. Например: верхняя женская одежда пальто, куртки, пуховики.

          Внутривидовой ассортимент товаров представлен  разновидности продукции, членение вида на части. Так например: пальто может быть, как деми - сезонными, так и зимнем, ткани разной расцветки  и т.п.

          Марочный  ассортимент – набор товаров  одного вида, марочных наименований или  относящихся к группе марочных. Например: престижные фирмы удовлетворяют  потребности покупателей.

          Одним из показателей товарного ассортимента характеризуются широтой, количеством  позиции в каждой ассортиментной группе и соотношением между предполагаемым ассортиментными группами с точки  зрения общности потребителей, конечно  использования, каналов распределения  и цен.

          Показатель  широтой (Ш) существует, как действительный (Шд) так и базовый (Шб). Различия идёт лишь в том, что действительная идёт в наличии, а базовая применяется  для сравнения.

          Коэффициент широты (Кш) – выражается, как отношение  действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров  однородных и разнородных групп  к базовому.

          

          где, Шд – широта действительная,

                  Шб – широта базовая,

                  Кш – коэффициент широты.

          Широта  ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда  спрос превышает предложение  производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п.

          Формирования  ассортимента – проблема подбора  конкретных товаров их отдельных  серий. Определения соотношений  между «старыми» и «новыми», единичного и серийного производства, «наукоёмкими»  и «обычными», овеществлёнными товарами, лицензиями и ноу-хау.  

          Формирование  ассортимента, как свидетельствует  практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов  сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед  изготовителем.

          Наряду  с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение  его устойчивости. Показатель устойчивости (У) позволяет удовлетворять спрос  на одни и те же товары.

          Одним из показателей характеризующих  устойчивость ассортимента товаров  в магазине является коэффициент  устойчивости, где отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом  у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)

          

          где, У – устойчивый спрос на определённый товар,

                  Шб – широта базовая,

                  Ку – коэффициент устойчивости.

          Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

      • Для универсамов и гастронома – 0,90
      • Для универмагов – 0,80
      • Для магазинов обуви и одежды – 0,75
      • Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных,

    хозяйственных галантерейных товаров – 0,85

          Ещё один из показателей ассортимента является полнота, удовлетворяющая одинаковые потребности (П). Показатель полноты  бывает как действительный (Пд), так  базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) есть отношение действительного  показателя полноты к базовому.

          

          где, Пд – полнота действительная,

                  Пб – полнота базовая,

                  Кп – коэффициент полноты.

          Важными факторами, обеспечивающими полноту  ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке  товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар  крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень  надёжности.

          Обновление  ассортимента – это удовлетворение изменившихся потребностями за счёт новых товаров.

         Постоянное  и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано  определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании  обновление ассортимента так же должно быть рациональным. 
     
     

          1.3. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации

          Чем более качественно подобран ассортимент  товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет  получена. Ассортиментная политика торгового  предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного  обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворении спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.

          Задачами  ассортиментной политики служит:

    • Удовлетворение запросов потребителей;
    • Эффективное использование технологических знаний и опыта фирмы;
    • Оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;
    • Завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара);
    • Соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер деятельности фирмы и включения, нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;
    • Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определённой технологией единой квалификацией кадров др. логической зависимостью, дающей значительную экономию затрат.

    Информация о работе Ассортиментная политика предприятия