Ассортиментная политика розничных торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5»

Задачи:

изучить теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия;
определить и проанализировать показатели ассортимента продукции ПК «Хлебокомбината №5», выявить влияние ассортиментной политики на спрос потребителей и конкурентоспособность предприятия;
разработать направления по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5».

Содержание

Введение 3

Теоретические основы ассортиментной политики розничных торговых предприятий 4
Особенности формирования ассортимента в розничной торговле 4
Управление ассортиментом и ассортиментная политика торговых предприятий 5
Формирование ассортимента 11
Анализ ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5» 13
2. 1. Общая организационно-экономическая характеристика предприятия ПК «Хлебокомбинат №5» 13

2. 2. Анализ показателей ассортимента продукции ПК «Хлебокомбинат №5» 15

Выводы и предложения 29

Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая организация .doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский  государственный аграрный университет» 

Кафедра организации предприятий АПК 

Факультет экономики и менеджмента 

Курсовая  работа

по дисциплине «Организация и управление торговым предприятием»

Тема: «Ассортиментная  политика розничных торговых предприятий» 

                       Выполнила: Фатеева К.А.

                           студентка группы 4431,

                           факультета экономики  и

                            менеджмента                                                                          

                                                                                          Проверил: Воробьёв С.П.

                                                                                       
 
 
 
 
 

       Барнаул 2009

 

       

       Содержание

Введение           3

  1. Теоретические основы ассортиментной политики розничных торговых предприятий         4
    1. Особенности формирования ассортимента в розничной торговле           4
    1. Управление ассортиментом и ассортиментная политика торговых предприятий        5
    2. Формирование ассортимента      11
      1. Анализ ассортиментной политики  ПК «Хлебокомбинат №5» 13

      2. 1. Общая  организационно-экономическая характеристика  предприятия ПК «Хлебокомбинат №5»     13

      2. 2. Анализ показателей ассортимента продукции ПК «Хлебокомбинат №5»          15

Выводы и предложения        29

Список литературы         30 
 

 

       

Введение

     В настоящее время рыночный успех деятельности торговых и производственных предприятий определяется правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой. Именно на основе изучения показателей ассортимента предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с его формированием, управлением и совершенствованием. К решению задач ассортиментной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учётом того, как оно работает на конечные цели.

     Цель курсовой работы: разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5»

    Задачи:

    1. изучить теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия;
    2. определить и проанализировать показатели ассортимента продукции ПК «Хлебокомбината №5», выявить влияние ассортиментной политики на спрос потребителей и конкурентоспособность предприятия;
    3. разработать направления по совершенствованию ассортиментной политики ПК «Хлебокомбинат №5».

      Объектом наблюдения является ПК «Хлебокомбинат №5».

     Предмет исследования – закономерности формирования и совершенствования ассортимента.

     Период  исследования – 2006-2008 гг.

     Основные  применяемые методы исследования – монографический, расчётно-конструктивный. 

  1. Теоретические основы ассортиментной политики розничных торговых предприятий
    1. Особенности формирования ассортимента в розничной торговле

         В качестве специфических особенностей формирования ассортимента в розничной торговле можно отметить следующие.

         Во-первых, в розничных торговых предприятиях при формировании ассортимента необходимо тщательно учитывать влияние как общих (внешних), так и специальных (специфических) факторов. Общие факторы не зависят от конкретных условий работы торгового предприятия и включают в себя покупательский спрос, товарное предложение (т.е. во многом производственные факторы) и цену. Специальные факторы отражают условия работы и включают тип, размер, материально-техническую базу предприятия розничной торговли.

         Во-вторых, в процессе формирования ассортимента в розничной торговле можно выделить три этапа. На первом - устанавливается укрупненный ассортимент товаров, основой для определения которого является спрос потребителей. На этом этапе в значительной степени определяется ассортиментный профиль предприятия розничной торговли. На втором - разрабатывается структура укрупненного ассортимента (т.е. соотношение различных групп товаров). Разработка структуры группового ассортимента позволяет осуществить связь выбранной специализации с планировочными решениями, вариантами исполнения торговой техники и т.д. На третьем - определяется уже развернутый ассортимент, осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров, наличие которого на предприятии в соответствии с конкретными заявками потребителей обязательно.

         Регулирование ассортимента товаров в предприятиях розничной торговли осуществляется с помощью ассортиментного перечня товаров  - это минимальное количество товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничного предприятия торговли. Ассортиментный перечень не должен быть жёстко фиксированным, неизменным документом. Установленные ассортиментные перечни должны подвергаться корректировке, учитывая происходящие изменения спроса, обновление промышленного ассортимента, результаты ярморочных закупок и т.д.

         Формирование  торгового ассортимента представляет собой часть (хотя и весьма значительную) процесса управления ассортиментом. Управление ассортиментом строится с учетом следующих принципов:

         • ориентация на изучение рынка, в том числе его конъюнктуры, товародвижения и т.п.;

         • обеспечение взаимозависимости промышленного и торгового ассортимента;

         • контроль за жизненным циклом товаров;

         • своевременность модификации каких-либо товаров;

         • оперативное изменение торгового  ассортимента;

         • рационализация ассортимента. [5, с.99]. 

    1. Управление ассортиментом и ассортиментная политика торговых предприятий

     Управление  ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

     Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.

     Установление  требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит предположение, что события, имевшие место ранее, могут повторяться с определенной долей вероятности.

     Кроме того, организации, применяющие стратегию  активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций и других методов. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателей, социально - экономических, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды организации).

     Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется ее ассортиментной политикой.

     Ассортиментная  политика - общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента. Общие намерения могут быть определены в форме целей и задач для их реализации. [3, с.107]

     Цель  организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

     Для этого должны быть решены следующие задачи:

     •  установлены реальные и предполагаемые потребности в конкретных товарах;

     •  определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

     •  выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

     •  оценены материальные возможности  организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;

     •  определены основные направления формирования ассортимента.

     Основные  направления формирования ассортимента - это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

     Сокращение  ассортимента — количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

     Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.

     Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны.

     Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения; высокая рентабельность производства и/или реализации товаров; внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей; усиление конкуренции. Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.

     Расширение  ассортимента наряду с увеличением  товарной массы — одно из важнейших  условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижением их производства в целом.

     Углубление  ассортимента — количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций.

     Основанием  для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок, отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов.

     Следует отметить, что многие организации-производители, особенно зарубежные, считают углубление ассортимента наиболее приоритетным. Например, нередко автомобильные заводы выпускают многие годы одну марку автомобиля, но в новых модификациях. Иностранные владельцы кондитерских фабрик предпочитают иметь в ассортименте пять-шесть торговых марок-брэндов, а затем выпускать их новые модификации за счёт измененных рецептур изделий или замены одного вида вспомогательного сырья на другое.

Информация о работе Ассортиментная политика розничных торговых предприятий