Коммерческая работа по формированию ассортиментной политике торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 21:27, дипломная работа

Описание

Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования. В дипломной работе поставлены следующие задачи:

Рассмотреть форматы, включающие на формирование ассортимента товаров.
Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Word Document (2).doc

— 693.50 Кб (Скачать документ)

n –  количество проверок.  

В ходе изучения полноты и устойчивости ассортимента были проведены три проверки магазина № 3 ОАО «Продтовары». За три проверки не было выявлено расхождений по практическому наличию товара и ассортиментным перечням. Наоборот, практическое наличие большинства товаров значительно превосходит ассортиментный перечень, о чем свидетельствует коэффициент полноты (на основные группы товаров – 1,5-2,5, а по отдельным позициям 4, 5, 10) (таблица 3.3.5).  

Так коэффициенты составили по группе полуфабрикаты из птицы – 3; масло – 2,67; йогурт, десерт – 5,44; сырки глазированные – 3; мясные консервы – 6,67;  соус томатный – 4; крупа гречневая – 3; вино – 15,5; пиво – 5,17.  

Данные  таблицы также свидетельствую об устойчивости ассортимента в течение изучаемого периода. Фактическое наличие разновидностей товаров имеет незначительные  колебания в пределах 1-3, 1-5 единиц. Это является результатом грамотной работы торгового отдела по обеспечению устойчивых хозяйственных связей и обоснованностью заявок на поставку товаров.     

 
  
  
  
Такая же картина наблюдается во всех магазинах ОАО «Продтовары», а отсутствие какого-либо товара предусмотренного ассортиментным перечнем может быть вызвана лишь объективными причинами.  

Наряду  с проведением обычного контроля (проведения проверок) товароведами фирмы проводится контроль формирования ассортимента с применением компьютерной техники. Это становится возможным благодаря проведению компьютеризации во всех подразделениях фирм. На сегодняшний день имеется возможность отслеживать подачу заявок магазинами на склады, что позволяет контролировать изменение в спросе на данные товары. В перспективе, фирма планирует проведение мероприятий по оснащению торговых подразделений кассовыми терминалами и сканирующими устройствами, что значительно облегчит проведение контроля за движением товаров, формированием заявок, проведением анализа товародвижения. Также это даст возможность получить данные в режиме реального времени по реализации и остаткам товаров не только на складах фирмы, но и во всех ее подразделениях.   

Следует отметить и тот факт, что лучшим проверяющим торгового ассортимента является сам покупатель, удовлетворенности его потребностей. Изучение удовлетворенности покупательского спроса является важной задачей коммерческой службы любого торгового предприятия.    

  Заключение.   

В конкурентной борьбе каждое предприятие  стремится привлечь как можно  больше покупателей, использует все  возможные средства. Ассортимент  товаров торгового предприятия  является одним из таких средств, а следовательно его изучение, анализ и правильное построение необходимо в современных условиях. Успех предприятия торговли во многом зависит от того, на сколько гибким и оптимальным будет сформированный ассортимент товаров.  

Коммерческая  деятельность по формированию ассортимента предусматривает выполнения комплекса операций и управления ими. Она базируется на теоретических и практических знаниях ассортимента. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями.  

Главной целью формирования ассортимента является наиболее полное удовлетворение покупательского спроса. Поэтому одним из важнейших факторов формирования ассортимента является спрос. Однако формирование ассортимента в магазинах должно идти не только с учетом спроса, но и с учетом обеспечения его рентабельности. Ассортимент товаров зависит также от размера торговой площади магазина, от района деятельности магазина.   

Современным подходом к формированию ассортимента розничного торгового предприятия является осуществление ассортиментной политики предприятия.   

Ассортиментная  политика представляет собой систему  мер стратегического характера, направленную на формирование конкурентоспособной  модели, обеспечивающей устойчивые позиции  предприятия на рынке и получения  необходимой прибыли.  

В современных условиях предприятия розничной торговли должны проводить политику с учетом индивидуальных предпочтений. Знание особенностей поведения различных групп потребителей и мотивация покупок являются условием правильного формирования спроса, принятия оптимальных решений в ассортиментной политике.  

ОАО «Продтовары» - торговое предприятие  с десятилетним опытом работы на потребительском  рынке г. Бреста. Основной целью ОАО  «Продтовары» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. На деятельность организации большое значение оказывает численность обслуживаемого населения. Анализ данного показателя показал, что удельный вес населения, обслуживаемого ОАО «Продтовары», с каждым последующим годом увеличивается, что положительно сказывается на деятельности организации (таблица 2.1).  

Структура управления ОАО «Продтовары» представлена следующими отделами: торговый отдел, отдел ВЭД, отдел организации торговли, планово-экономический отдел. Важное место в деятельности фирмы занимает отдел кадров. Важным элементом работы отдела кадров является грамотная расстановка персонала. Был проведен анализ качественного состава работников аппарата управления. В результате было выявлено, что удельный вес работников, имеющих высшее образование, в 2003 году составил 63%, в 2004 – 67%,

в 2005 – 66% (таблица 2.3).  

На  деятельность любого предприятия по формированию ассортимента оказывает влияние ряд объективно действующих факторов. В дипломной работе были рассмотрены как общие, так и специфические факторы, определяющие построение ассортимента. Одним из немаловажных факторов, оказывающих влияние на деятельность фирмы, является качественный состав аппарата управления фирмы. Особое значение приобретает такой фактор как расположение города и ОАО в нем.  За время своего существования фирма достойно заняла свое место на местном рынке. Об этом может свидетельствовать доля рынка, занимаемая предприятием в общем товарообороте обслуживаемого сегмента (таблица 3.1.2). Так в 2005 году по сравнению с 2003 доля рынка, занимаемая ОАО «Продтовары» возросла до 58,6%, увеличение составило 19,9 процентных пункта (таблица 3.1.3).  

Учитывая, что розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и ее состояние и развитие оказывает серьезное влияние на деятельность фирмы. Начиная с 1994 года в ОАО «Продтовары» произведена реконструкция, модернизация и ремонт 14 магазинов. На сегодняшний день в состав ОАО входят 16 магазинов по продаже продовольственных товаров.  

Так же одним из факторов оказывающих  влияние на формирование ассортимента является наличие в торговом предприятии разнообразного холодильного оборудования. Данные таблицы 3.1.5 показывают, что магазины ОАО хорошо обеспечены современным холодильным оборудованием. Это является положительным и много значительным фактором при формировании торгового ассортимента.  

При проведении анализа экономических  факторов, оказывающих влияние на построение ассортимента, были оценены показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Продтовары» (таблица 2.4). Из данных таблицы видно, что товарооборот ОАО с каждым последующим годом возрастает. Товарные запасы в сумме в 2005 году по сравнению с 2003 возросли на 688,6 млн. руб. Положительно следует отметить ускорение товарооборачиваемости на 3 дня, что привело к высвобождению денежных средств, вложенных в товарные запасы на сумму 514,2 млн. руб.  

Далее в дипломной работе были проанализированы принципы  формирования торгового ассортимента. В результате  были сделаны следующие выводы.   

В магазинах ОАО проводится работа по изучению покупательского спроса, учитывается неудовлетворенный спрос. Проводится периодическое анкетирование покупателей с целью выявления спроса на товары. Для этой цели используются опросные листы. При анализе принципа обеспечения оптимальной широты, глубины, а также устойчивости и обновляемости ассортимента была использована таблица 3.2.3. Сравнение ассортиментных перечней показывает, что ассортиментный перечень магазина № 2 имеет наибольшее количество разновидностей товаров (362), а наименьшее -  магазин № 6. Несмотря на различие в количестве разновидностей по ассортиментному перечню в расчете числа разновидностей на один м2 торговой площади отличий практически нет, т.к. торговая площадь представленных магазинов практически одинакова. Еще одним принципом формирования ассортимента выделили обеспечение рентабельной работы магазина. В ходе анализа ОАО «Продтовары» был проведен анализ доходности товарных групп по магазину № 3 «Сатурн». Данные анализа представлены в таблице 3.2.4. Следует отметить, что при формировании ассортимента товаров необходимо уделять внимание на товарные группы с более высоким уровнем валового дохода. Это такие группы как: рыба и морепродукты, сельди, маргариновая продукция, майонезная продукция, сыр, консервы рыбные, кондитерские изделия, овощи, фрукты, шампанское, вино плодово-ягодное, вино виноградное, пиво, табачные изделия.   

Далее в дипломной работе были рассмотрены  этапы формирования ассортимента ОАО «Продтовары». В результате анализа было выявлено, что при установлении структуры ассортимента магазинов коммерческими службами не достаточно полно учитываются характеристики магазинов. Так в магазинах, имеющих различную торговую площадь, представлены практически одинаковые товарные группы (таблица 3.2.5.). Это является негативным моментом работы коммерческих служб.   

При установлении внутригруппового ассортимента (таблица 3.2.6) было выявлено, что наибольшее количество разновидностей товаров имеет магазин  с большей торговой площадью. Однако в расчете на 1 м2 торговой площади наибольшее количество разновидностей имеет магазин с торговой площадью 175 м2, что свидетельствует о том, что ассортиментный перечень магазина № 1 требует пересмотра и доработки.  

При формировании ассортимента в магазинах  ОАО «Продтовары» используется метод ассортиментного перечня. В дипломной работе было проанализировано требование Минторга относительно доли отечественных товаров в ассортиментных перечнях. На основании таблицы 3.3.3 было выявлено, что удельный вес товаров отечественного производства составлял от 81% в 2003 году до 96% в 2005 году.   

Контроль  соблюдения в магазинах ОАО ассортиментных перечней свидетельствует о значительном превышении фактического наличия товаров предусмотренным ассортиментным перечнем (таблица 3.3.5).  

Проведенный анализ позволил сформулировать направления  совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента ОАО «Продтовары» г. Брест.  

1. Произвести пересмотр ассортиментных  перечней магазинов и увеличить  количество разновидностей товаров,  что позволит объективно производить  оценку полноты и устойчивости ассортимента; на основе изучения покупательского спроса дополнить перечни наиболее популярными разновидностями товаров.  

2. Расширить ассортимент товаров  пользующихся спросом у населения  и имеющих максимальную торговую  надбавку.  

3. Для увеличения розничного товарооборота и получения прибыли необходимо использовать внемагазинные формы продажи товаров, особенно в летнее время. Можно организовать мелкорозничную продажу на лотках в местах отдыха населения. Это позволит при небольших затратах получить дополнительный товарооборот. Для привлечения покупателей и улучшения качества торгового обслуживания в летний период необходимо расширить ассортимент мороженного и прохладительных напитков.  

Также можно продлевать режимы работы магазинов, что приведет к привлечению дополнительных покупателей.  

4. Формируя ассортимент товаров  в магазинах необходимо учитывать  время оборачиваемости товаров.  За счет ускорения оборачиваемости  товаров, например, на два дня, мы получим увеличение товара оборота в 2006 году на 10%. Для того, чтобы рассчитать данный показатель, используем формулу:  

(ТЗ/Тоб пл) – Тф * 360, где  

ТЗ  – товарные запасы;  

Тоб пл – Товарооборачиваемость планируемая;   

Тф – фактический однодневный товарооборот.   

(3074,6/(18-2)-174,4)*360 = 6394,5 млн. руб.  

5. Необходимым условием сохранения  конкурентных позиций ОАО «Продтовары» на потребительском рынке г. Бреста является внедрение комплексной компьютеризации учета поступления, выбытия, и реализации товаров с применением компьютерных терминалов и сканирующих устройств.  
  
  
  
  
  

Информация о работе Коммерческая работа по формированию ассортиментной политике торгового предприятия