Чай черный пакетированный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание

Целями и задачами данной курсовой работы является обзор литературы по данной теме; изучение ассортимента черного пакетированного чая в условиях конкретного торгового предприятия; проведение маркетинговых исследований и выявления потребительских предпочтений; проведение экспертизы черного пакетированного чая, определение органолептических и физико-химических показателей чая, дефектов чая, установление соответствия качества отобранных образцов чая требованиям, предъявляемым к чаю в нормативной документации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЯ ЧЕРНОГО ПАКЕТИРОВАННОГО
1.1 Химический состав, пищевая и энергетическая ценность......................
1.2 Классификация и характеристика ассортимента чая...........................
1.3 Анализ рынка черного чая …..............................................................
1.4 Факторы, формирующие качество черного чая....................................
2. УСЛОВИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Анализ ассортимента чая черного пакетированного, реализуемого в условиях магазина «Магнит-Авейде» ЗАО «Тандер»................................................
2.2 Методика проведения исследований...................................................
3. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ЧАЯ ЧЕРНОГО ПАКЕТИРОВАННОГО
3.1 Предпочтения потребителей при покупке чая черного пакетированного
3.2 Идентификационная и классификационная экспертиза чая черного пакетированного............................................................................................
3.3 Товароведная экспертиза чая черного пакетированного.....................
3.4 Расчет конкурентоспособности черного пакетированного чая............
ВЫВОДЫ...........................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.........
ПРИЛОЖЕНИЯ................

Работа состоит из  1 файл

кусовая.docx

— 744.42 Кб (Скачать документ)

 

Масса нетто, по результатам  проведенных исследований, соответствует  массе нетто, заявленной на упаковке взятых образцов чая.

 

3.3 Товароведная экспертиза  чая черного пакетированного

 

Качество чая оценивают  по органолептическим и физико-химическим показателям. Для начала оценивают  внешний вид чайного листа. Его  определяют путем осмотра при  дневном свете или ярком искусственном  освещении обращают внимание на цвет, ровность, однородность чаинок.

Чай торговой марки «Ахмад»: чаинки имеют однородный внешний. Настой яркий, прозрачный, интенсивный. Тонкий нежный аромат, приятный с терпкостью вкус.

Рисунок 1 Внешний  вид пакетированного чаи «Ахмад»

Рисунок 2 Настой чая


 

Чай торговой марки «Липтон»: внешний вид чая ровный, однородный. Настой яркий, прозрачный, однородный, янтарного оттенка. Нежный аромат, с  терпкостью вкус.

Рисунок 3 Внешний вид  чаинок

Рисунок 4 Настой чайного  листа


 

Чай торговой марки «Гринфилд»: настой яркий, прозрачный, очень насыщенный. Аромат нежный, терпкий приятный вкус.

Рисунок 5 Внешний вид  чаинок «Гринфилд»

Рисунок 6 Настой чайного  листа


 

В таблице 3 приведены показатели, которые нормируются ГОСТ 1938-90 «Чай черный фасованный»

Таблица 3

Органолептические показатели чая по ГОСТ 1938-90 «Чай черный фасованный»

Наименование показателя

Характеристика чая сорта

«Букет»

«Высшего»

«Первого»

«Второго»

«Третьего»

Аромат и вкус

Полный букет, тонкий нежный аромат, приятный сильно терпкий

Нежный аромат, приятный терпкий вкус

Достаточно нежный аромат, средней терпкости вкус

Недостаточно выраженные аромат и терпкость

Слабый аромат, слабо терпкий  вкус

Настой

Яркий, прозрачный, интенсивный, «вышесредний»

Яркий, прозрачный, «средний»

Недостаточно яркий, прозрачный, «средний»

Прозрачный, «нижесредний»

Недостаточно прозрачный «слабый»

Цвет разваренного листа

Однородный, коричнево-красный

Недостаточно однородный, коричневый

Неоднородный, темно-коричневый. Допускается зеленоватый оттенок

Внешний вид чая (мелкого)

Ровный, однородный, хорошо скрученный

Недостаточно ровный, скрученный, с наличием пластинчатого

Неровный, пластинчатый


 

Результаты органолептической  оценки чая приведены в таблице 4.

Таблица 4

Органолептические показатели качества исследуемых образцов

Наименование показателей

Характеристика чая

«Ахмад»

«Липтон»

«Гринфилд»

Аромат и вкус

Тонкий нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Нежный аромат с терпкость  вкус

Аромат нежный, очень терпкий, вкус приятный

Настой 

Яркий, прозрачный, интенсивный, однородный коричнево-красного оттенка

Яркий, прозрачный, однородный, янтарного оттенка.

Яркий, прозрачный, очень  насыщенный

Внешней вид чая

Ровная однородная крошка

Однородная крошка

Однородная крошка


 

Оценка качества продукта по органолептическим показателям  проводится дегустационной комиссией, которая состоит из 7 человек.

Данные исследования по цвету, аромату, вкусу, внешнему виду , настою образцов чая черного пакетированного  проводили по 5-балльной системе:

  • 5 – чай черный пакетированный с тонким нежным приятным ароматом с терпкостью вкуса,ярким прозрачным интенсивным «вышесредний» настоем;
  • 4 - чай черный пакетированный с нежным приятным ароматом с терпкостью вкуса,ярким прозрачным «средний» настоем;
  • 3 – достаточно нежный аромат, средней терпкости вкус, недостаточно яркий, прозрачный настой;
  • 2 – недостаточно выраженные аромат и терпкость, прозрачный «нижесредний» настой;
  • 1 – слабый аромат, слабо-терпкий вкус, недостаточно прозрачный «слабый» настой

На выбор чая черного  пакетированного оказывают влияние  внешний вид продукта, вкус и аромат, настой. По каждому показателю качества были определены коэффициенты весомости, которые устанавливались дегустаторами, при этом учитывалось традиционное распределение баллов в балловых шкалах пищевых продуктов в действующей нормативной и технической документации.

Расчет коэффициентов  весомости показателей качества взятых образцов чая черного пакетированного  представлены в таблице 5.

Таблица 5

Расчет коэффициентов  весомости показателей качества

 

Эксперты

Коэффициенты весомости  показателей

 

Внешний вид

 

Вкус и аромат

 

Настой

Сумма коэффициентов весомости

1 эксперт

7

8

5

20

2 эксперт

5

6

9

20

3 эксперт

7

10

3

20

4 эксперт

3

8

9

20

5 эксперт

2

8

10

20

6 эксперт

3

10

7

20

7 эксперт

8

8

4

20

Сумма значений коэффициентов  весомости

 

 

35

 

 

58

 

 

47

 

 

Среднее арифметическое значений коэффициентов

 

 

 

5

 

 

 

8,2

 

 

 

6,7

 

 

 

Усредненные значения коэффициентов  весомости

 

 

 

5

 

 

 

8

 

 

 

7

 

 

 

20


 

Критерии качества чая  черного пакетированного по 100-балльной шкале: до 20 баллов – отход, 21 - 40 баллов – технический брак, 41 – 60 – удовлетворительного  качества, 61 – 85 хорошего качества и  более 85 – отличного качества.

Оценка в баллах единичных  показателей с помощью органов  чувств и таблиц с критериями оценки. После дегустационной оценки каждый дегустатор заполнил собственные дегустационные листы. Оформленные дегустационные листа представлены в приложении 3.

Далее рассчитали комплексные  показатели качества по органолептическим  показателям. Рассчитываются средние  арифметические значения оценок единичных  показателей. Среднеарифметическое значение (Х) рассчитывается по следующей формуле:

                                          Х = (х1 + х2 +…+ хп ) / n,                                        (5)

где х – значение показателя 1,2 … n -ного определения;

      n- число  определений.

 

Комплексный показатель качества с учетом коэффициентов весомости  рассчитывается по формуле:

                                Q = ∑ (x i k i ) = x 1 k 1 + x 2 k 2 +…+ x n k n,                                     (6)

где Х1, Х2 … Х n – средние значения полученные при органолептической оценке по исследуемым показателям качества;

       k – коэффициенты весомости показателей

  • отнесение продукции к определенной категории качества.

 

Ниже приведены сводные  результаты органолептической оценки качества чая черного пакетированного, которые приведены в таблице 6.

Таблица 6

Сводные результаты органолептической  оценки качества чая черного пакетированного

Образец чая

Оценка в баллах

Комплексный показатель,

Q

Категория качества

Внешний вид

Вкус и аромат

Настой

«Ахмад»

4,8

4,9

5

98,2

Отличного качества

«Липтон»

4,1

4,3

4,6

87,1

Отличного качества

«Гринфилд»

4,3

4,6

4,1

87,0

Отличного качества


 

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что все представленные образцы  чая черного пакетированного  высокого качества.

Также была проведена экспертиза на содержание массовой доли влаги  с помощью прибора СЭШ. Методика определения массовой доли влаги  состоит в следующем: берется  навеска чая 5 г, помещается в специальный  бумажный пакетик, равномерно распределяется в нем и помещается в прибор на 5 минут. При температуре 130°С. После  этого пакетик с чаем взвешивается (масса пакетика вычитается), вычитается разница массы чая до высушивания  и после высушивания. Разница  и будет составлять массу влаги, далее высчитывается процентное содержание влаги.

Результаты определения  массовой доли влаги представлены в  таблице 7.

Таблица 7

Физико-химические показатели качества чая черного пакетированного

Показатели качества

Требования ГОСТ

«Ахмад»

«Липтон»

«Гринфилд»

Фактически 

Отклонение 

Фактически 

Отклонение 

Фактически 

Отклонение 

Массовая доля влаги

не более 8%

 

4,6%

 

-

 

5%

 

-

 

5,6%

 

-


 

При определении массовой доли влаги исследуемых образцов никаких отклонений не было выявлено, из этого следует, что все образцы  взятого на исследование чая соответствуют  стандарту.

По общим результатам  экспертизы можно сделать вывод, что чаи торговых марок «Ахмад», «Липтон» и «Гринфилд» полностью  соответствуют высшему сорту.

 

3.4 Расчет конкурентоспособности  чая черного пакетированного

 

Оценка конкурентоспособности  чая черного пакетированного  включает следующее:

1. Анализ спроса показывает, что чая черный пакетированный  пользуется устойчивым спросом  у населения.

2. В качестве базовой  модели использован гипотетический (идеальный) образец чая черного  пакетированного с высокими значениями  показателей конкурентоспособности  и средней ценой в данном  сегменте.

3. Анализ нормативных  показателей качества чая черного  пакетированного свидетельствует  о его соответствии требованиям  действующих ГОСТ «Чай черный  байховый фасованный», то есть  Iнп=1.

         4. На выбор чая оказывают влияние  внешний вид продукта, вкус и  аромат, настой. Из этих показателей  составлена номенклатура показателей  конкурентоспособности (таблица  8).

 

Таблица 8

Весомости единичных показателей  качества черного пакетированного  чая

Показатели

1 эксперт

2 эксперт

3 эксперт

4 эксперт

5 эксперт

6 эксперт

7 эксперт

Сумма

(mi)

Внешний вид

 

3

 

1

 

1

 

3

 

3

 

1

 

3

 

15

Вкус и аромат

 

1

 

3

 

2

 

2

 

1

 

3

 

1

 

13

Настой 

2

2

3

1

2

2

2

14

Сумма

6

6

6

6

6

6

6

42

Информация о работе Чай черный пакетированный