Анализ рынка чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:29, реферат

Описание

В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.

Содержание

Введение.
1. История производства выпуска чая в России и Украине.
1.1. Объем рынка.
1.2. Страны-поставщики.
1.3. Фасовка и упаковка
1.4. Ценовые группы.

2.Статистический анализ рынка чая.
2.1.Динамика продаж.
2.2.Виды чая.
2.3.Приозводители и бренды.
2.4.Дистрибьюция.
2.5.Ценовые сегменты и инфляция.
3.Прогнозирование и аналитическое заключение о рынке чая.
Выводы.

Работа состоит из  1 файл

Статистический анализ конъюнктуры рынка чая.docx

— 281.32 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

           Содержание

Введение.

  1. История производства выпуска чая в России и Украине.
    1. Объем рынка.
    2. Страны-поставщики.
    3. Фасовка и упаковка
    4. Ценовые группы.

        

          2.Статистический анализ рынка чая.

 

2.1.Динамика продаж.

2.2.Виды чая.

2.3.Приозводители и бренды.

2.4.Дистрибьюция.

2.5.Ценовые сегменты и  инфляция.

3.Прогнозирование и аналитическое заключение о рынке чая.

Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение:

 

Согласно китайской традиции, чай был открыт культурным героем Шэнь-нуном, покровителем земледелия и медицины, одним из Трёх Великих, создавших все ремёсла и искусства.

По преданию, император Шэнь-нун путешествовал в поисках целебных трав с котлом на треножнике, в котором кипятил воду для целебных отваров. В2737 году до н. э. в котел с кипятком упали несколько листочков чайного дерева. Отвар показался вкусным и вызвал бодрость. С тех пор Шэнь-нун не пил других напитков.

Другой миф, более позднего происхождения, приписывает изобретение чая  знаменитому буддистскому проповеднику, основателю чань-буддизма Бодхидхарме. По преданию, в 519 г. н. э.Бодхидхарма предавался медитации, но уснул. Проснувшись, в гневе он вырвал ресницы (или отрезал себе веки) и бросил на землю. На следующий день в этом месте выросли саженцы чайного дерева. Бодхидхарма попробовал отвар из листьев и обнаружил, что они прогоняют сон.

 Чай - один из самых древних напитков, употребляемых человеком.

В настоящее время чай  культивируется в более чем 30 странах  мира, но основными производителями  являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая  первое место занимает Индия, а в  импорте - Англия, где годовое потребление  чая на душу населения наивысшее  в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский  чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается  одним из лучших в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  История производства выпуска чая в России и Украине.

 

Россия

     Впервые знакомство с чаем в России произошло в 1638 году в виде даров французов русскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича. Поначалу свою популярность чай обрел в виде лечебного напитка.

В 1769 году был подписан договор  на первую поставку чая в Россию с Китая. Этот период и считается  началом чайных импортных отношений  России и Китая. Доставка чая производилась  по суше через Китай и Сибирь, в отличие от Европы и Америки. Именно чай был основным товаром  на Макарьевской (Нижегородской) ярмарке  до средины XIX века. Сравнивая качество и цены чая в Росси и на Западе, можно сказать, что в России он был дороже и высшего качества. В Москву чай из Пекина поставляли торговые караваны, проводившие в пути больше года, что и объясняет превышение стоимости заварки почти в 10 раз от  европейских расценок.

Именно в России можно было встретить  очень редкие китайские чаи (китайский  «императорский» чай), которые китайцы  продавали русским за меха. Самым  популярным и употребляемым в  Европейской России был черный чай, поскольку его цена была намного  ниже, чем зеленого.

Лишь в конце XIX века история  чая в России вышла на новый  виток – с появлением железных дорог и развитием морского сообщения  произошло массовое распространение  напитка по всей территории России. В 1830-1840 годах существовала статистика – в тех районах, где увеличивалась  культура потребления чая, падала популярность крепких спиртных напитков. В основном, чай пили в больших городах  – Сибирь, на территории Европейской  России, и больше всего – Москве, в Белоруссии и Украине его  почти не пили.

Первая попытка выращивания  чая в России была сделана врачом 11-й Русской духовной миссии в  Пекине (1830—1840 гг.) Порфирием Евдокимовичем Кириловым. Он в домашних условиях попытался вырастить, привезенные чайный куст и семена. Такие же попытки по созданию чайных плантаций начали производиться в  XIX веке. Однако, несмотря на успешность некоторых из проводимых экспериментов, промышленное производство чая в больших количествах в эти года не получилось наладить.

Говоря о предпочтениях слоев, можно выделить, что высшие, дорогие  и редкие сорта китайского чай  пило дворянство; темные, не столь дорогие  чая, предпочитало купечество; наиболее низкосортные и дешевый чаи пил простой народ. Конец XIX века в России принес с собой большое количество фальсифицированного чая, который был популярен среди беднейших слоев, также его употребляли и использовали в различных заведениях общественного питания низкого уровня.

Неотъемлемая часть истории  чаепития в России есть самовар, который  также был символом уюта, радушного  дома и гостеприимства. Заваривали чай в знаменитых самоварах, которые  делали из бронзы и меди. Предназначением  самоваров было кипячение воды, и  поддержание ее высокой температуры  на протяжении долгового времени. Он имел специальный краник, через который  кипяток наливался прямо в  чашку и решетку сверху – для  согрева заварника. В литературе XIX века, часто описывались семейные застолья возле кипящего самовара с  крепким ароматным чаем, который  выливали из чашек на блюдца, что  бы он быстрее остывал. К столу  в обязательном порядке подавалась выпечка: пироги, рогалики, бублики, медовые  пряники, кулебяки; разнообразные сладости: мед, конфеты, клубничное и малиновое  варенье. Вприкуску, в виде рафинада употреблялся сахар, так как считали, что он делает чай мутным и некрасивым.

В наше время, к сожалению, не остается достаточно времени для проведения вечеров за самоваром и церемоний  заваривания чая. Однако, чаепитие –  это всегда был, есть и будет повод  для организации встреч, дарящей  уют, тепло и душевный покой. И  поэтому, чай до сих пор остается самым популярным напитком в России.

 

Украина.

      Вплоть до середины XIX века на территории современной Украины о чае знали только понаслышке. Часто жители этого региона, впрочем, как и Среднего Поволжья, а также Донщины отождествляли употребление этого неведомого напитка с употреблением воды. Поэтому москвичи, которые на ту пору были известны своим пристрастием к чаю, получили у них шутливое прозвище «москвичи-водохлебы» как аналог выражению «москвичи-чаёвники», бытовавшем в близких к Москве областях. К XIX веку чай регулярно и крупными партиями поставлялся в Российскую империю непосредственно из Китая. Известно, что в год россиянам поступало 2—3 тыс. «чайных караванов», доставлявших не менее 1633 тонн китайского чая. Все караванные пути обходили стороной территорию Украины, поэтому чай и не был известен здесь. Ситуация радикально изменилась после открытия в 1880 году первых участков Транссибирской железнодорожной магистрали. С этого времени чай начали завозить не только из Китая, но также из Индии и Цейлона. В этих целях использовалась как новая магистраль, так и морские пути. Последними груз доставлялся до Одессы, а оттуда уже в остальные города империи. Так с чаем познакомились и в Украине, где он быстро завоевал популярность, и сегодня спустя менее двух веков является одним из самых употребляемых напитков.

    1. Объем рынка

Украина

По мнению экспертов, прибыль рынка чая в Украине выглядит гораздо лучше. Если до кризиса из-за переориентации потребителей на более дорогие сорта чая и подорожания сырья ежегодно он прибавлял в денежном выражении не более 10 – 5%, то в 2009 году по сравнению с 2008 годом его рост составил почти 40%, достигнув, по данным "Союз-Информа", 618,5 млн гривен (в прошлом году – 897 млн гривен). Такой скачок в первую очередь обусловлен девальвацией национальной валюты, посколькуукраинский рынок чая полностью зависит от зарубежных поставок. Кофе за период кризиса подорожал вдвое, безалкогольные напитки и соки – в полтора раза.

За девять месяцев 2011 года импорт чая в Украину, по сведениям агентства "Союз-Информ", сократился на 11%. Это связано с высокими переходящими остатками прошлого сезона, когда в Украину было ввезено наибольшее за время независимости количество чайного листа – 29 тыс. тонн. Такой активный импорт чая в Украинубыл вызван благоприятными ценами на чай на мировом рынке (за год до этого, в 2009 году, вследствие погодных катаклизмов в основных странах-производителях чая стоимость качественного чайного листа взлетела на 40%). Основные производители качественного чая – Китай, Кения и Шри-Ланка. Проблемы в этих государствах и заставляют цены на чай увеличиваться".

 

Россия

Россия входит в число крупнейших потребителей чая наряду с Индией и Англией, считаясь при этом крупнейшей страной-импортером чая. Средняя оценка объема российского рынка чая колеблется от 160 до 220 тыс. тонн в год. Например, в 2005 году объем этого рынка составил около 170 тыс. тонн, а в стоимостном выражении — около $1-1,2 млрд. За период с 2000 по 2005 год суммарный рост объемов импорта чая в натуральном выражении составил 8,6%.

По уровню потребления этого горячего напитка наша страна занимает одно из лидирующих мест в мире: сегодня на одного россиянина приходится более килограмма, а по некоторым данным, даже более 2 килограммов чая в год. Это и неудивительно, ведь в России чай пьет более 98% населения.

Наибольшей популярностью  у наших сограждан пользуется традиционный черный чай (≈90%), второе по популярности место занимает зеленый чай (≈7−8%), а третье — все остальные виды чая (≈2−3%). Широкое распространение зеленого чая в России обусловлено, в первую очередь, стремлением современного человека к здоровому образу жизни, а также постоянно растущим интересом к японской и китайской культуре. Постоянно растет спрос и на всевозможные «нетрадиционные» чаи: травяные, фруктовые и ароматизированные, а также на чай без кофеина.

Поэтому тот ассортимент  чая, который обычно предлагают производители  недорогих марок, постепенно перестает  удовлетворять российского потребителя. Да и требования, предъявляемые к качеству чая, тоже неуклонно возрастают. Нынешние темпы роста годовых продаж чая премиум-класса в натуральном выражении превышают темпы роста в сегменте средней ценовой категории.Уже в 2004 году в премиум-сегменте было реализовано на 40% больше, чем в 2003 году, и сейчас продажи элитного чая продолжают расти. Однако необходимо учитывать, что потребители дорогих сортов чая − это, в первую очередь, жители крупных городов.

Развивающаяся культура домашнего  чаепития в значительной мере повлияла и на ресторанный бизнес: человек, привыкший заваривать дома «настоящий чай», будет требовать того же и от персонала заведений, которые он посещает. Причем в дорогом ресторане, элитной кофейне или специализированном чайном доме взыскательный посетитель надеется увидеть более широкий ассортимент чая, чем он держит у себя дома.

Но даже если заведение ориентировано не на гурманов, ресторатору все равно приходится уделять должное внимание составлению чайной карты. По статистике, более 70% гостей отелей, ресторанов или кафе обязательно заказывают чай. И зачастую именно чай оказывает наибольшее влияние на общее впечатление гостя от заведения − это связано с тем, что он всегда подается последним.

К тому же молодые люди стали чаще заказывать в общественных местах чай, а не кофе, как было принято раньше. Если лет десять назад соотношение потребляемого чая и кофе в кофейнях составляло 30/70, то сейчас оно приблизилось к 50/50.

Сегодня практически  в любом кафе, баре или ресторане представлено не менее 6 видов чая: черный чай без добавок, черный ароматизированный чай, зеленый чай, зеленый ароматизированный чай, фруктовый чай и травяной чай. В заведениях, ориентированных на ценителей качественного и оригинального чая, чайная карта включает как минимум 10−12 наименований чая, а то и больше. Особое внимание рестораторы начали придавать чайным церемониям и искусству подачи чая, а также чайной посуде и аксессуарам.

 

    1. Страны-поставщики.

 

Россия.

 

 

 Собственное производство чая в России в настоящее время крайне незначительно. Более чем 90% потребляемого в РФ чая импортируется. Если в советские годы заметную нишу на рынке чая занимали грузинские и краснодарские чаи, то с открытием границ и доступом на российский рынок иностранных фирм они были практически вытеснены с рынка.

Активное формирование рынка чая  в России происходило в начале — середине 90-х гг. Чайными центрами, в которых находятся представительства  крупнейших поставщиков чая в  Россию, выступают Москва и Санкт-Петербург; региональные компании, находящиеся  в крупных городах России, являются дистрибьюторами ведущих фирм. Ведущие  позиции на российском рынке чая  сейчас занимают такие фирмы, как "Орими-трейд", "Гранд", "Майский чай", "Unielever", "Ахмад" (дорогие элитные чаи), "АПБ", "Люта" (цветочные, ароматизированные  чаи), "Теастан" (Уфимская чаеразвесочная фабрика), "Тифани", "Фосман" (финские чаи).

Информация о работе Анализ рынка чая