Анализ рынка чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:29, реферат

Описание

В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.

Содержание

Введение.
1. История производства выпуска чая в России и Украине.
1.1. Объем рынка.
1.2. Страны-поставщики.
1.3. Фасовка и упаковка
1.4. Ценовые группы.

2.Статистический анализ рынка чая.
2.1.Динамика продаж.
2.2.Виды чая.
2.3.Приозводители и бренды.
2.4.Дистрибьюция.
2.5.Ценовые сегменты и инфляция.
3.Прогнозирование и аналитическое заключение о рынке чая.
Выводы.

Работа состоит из  1 файл

Статистический анализ конъюнктуры рынка чая.docx

— 281.32 Кб (Скачать документ)

 

 

Зеленые чаи

 
 
Зеленый чай (чай, прошедший минимальную обработку (в Китае она называется "убийство зелени"), неферментированный) 
Это – самый древний класс чаев. Зеленые чаи традиционно собирают в апреле, после сбора они подвергаются минимальной обработке, поэтому чайный настой иногда может горчить. Обработка чая (сбор, сортировка, обработка, придание формы) занимает всего один день. Зеленые чаи – очень разнородная группа, обычно выделяют 10 типов этих чаев, каждый из которых обладает особым видом, ароматом и вкусом, однако не будем останавливаться на этом подробно.

 

Белые чаи

 
 
Белый чай (самый нежный китайский чай. Имеет ферментацию отличную от зелёного чая. Изготавливается преимущественно из почек. Распространён также вид белого чая, изготавливаемого из почек пуэрных деревьев (Я Бао)) 
 
Самый лучший белый чай собирают ранней весной и непременно в ясную погоду, а затем подвяливают и высушивают на солнце. И сам он похож на солнечный мартовский день – легкий, ясный и холодящий. Его называют чаем ученых, поскольку белый чай обостряет и проясняет ум. Это самый охлаждающий, самый иньский чай, поэтому пить его рекомендуют в теплое время года. Почки и листочки, которые собирают для этого чая, покрыты белым ворсом, благодаря чему обработанный сухой чайный лист имеет беловатый оттенок.

 

Желтые чаи

 
 
Желтый чай обладает изысканным вкусом и совершенно особым ароматом. Если белый чай напоминает раннюю весну, но желтый чай похож на август. В нем живут утомление зноем, свежескошенное сено и ожидание осени… (совершенно особенный чай, приобретающий перечную нотку засчёт особой технологии лёгкого подвяливания. По свойствам наиболее близок к зелёным чаям) 
Для производства желтого чая используют особую технику «томления и оборачивания»: чайный лист некоторое время прогревается над горячими углями, затем его заворачивают в пергамент, отчего он постепенно желтеет.

 
Улуны, или сине-зеленые чаи

 
Само словосочетание «У Лун» означает «Вороной Дракон». Улун называют «чайным  совершенством», сыном Неба и Земли, соединяющим в себе их свойства. Считают, что улуны в равной степени  сочетают энергии Инь и Ян. Эти  чаи произрастают высоко в горах, их собирают люди, из поколения в  поколение наследующие чайное знание. В улунских чаях очень высока концентрация эфирных масел, благодаря чему эти  чаи обладают совершенно волшебным  ароматом. Специально для улунов используют церемонию гунфу ча – высшего  чайного мастерства.(чай средней  ферментации. распространён в разных видах - тёмные улуны (уишаньские, гуандунские), светлые улуны (фуцзяньские, тайваньские))

 

 

Красные чаи

 
 
В Европе эти чаи известны как  черные. История говорит, что этот чай обязан своим происхождением случайному изменению погоды: ночью  выдался сильный туман, и чай, оставленный в кучах, «сопрел» значительно  сильнее. Потом технологию усовершенствовали. Красный чай – самый янский из чаев, его настой обладает сладковатым  вкусом, насыщенным ароматом и удивительным рубиновым цветом. Очень советую  вам попробовать настоящий красный  китайский чай, и вы никогда больше не назовете чаем растительный мусор, расфасованный в пакетики. :)

 

 

 

 

Черные чаи

 
Это – особая группа чаев. Если все  вышеописанные чаи обычно ценятся  тем больше, чем они свежее, то ценность черных чаев со временем только повышается, а вкус и аромат становятся более изысканными. Самый известный  черный чай называется «Пуэр».  
Пуэр – это совершенно особый китайский чай сильной ферментации. Родиной чая Пуэр являются обширные территории на восточной границе Тибетского плато, в настоящее время там расположены китайские провинции Юньнань и Сычуань, а также северные провинции Мьянмы, Вьетнама и Лаоса. По мнению ученых, этот регион является родиной не только пуэра, но и самого чайного куста. В горах Юньнани произрастают чайные деревья, обладающие особыми свойствами – лист крупный, мясистый, плотный, с повышенным содержанием полезных веществ. Во времена Семи Царств, эта территория относилась к землям царства Шу, а столицей царства был существующий и по сей день город Пуэр. Регион известен своим особым, влажным климатом – именно благодаря ему чайное дело в регионе процветало, и город Пуэр стал крупным центром чайной торговли с самых давних времён. В настоящее время пуэр наивысшего качества также производится в провинции Юньнань, где расположены сотни крупных заводов и мелких фабрик. 
Пуэр распространён в двух видах – Шу и Шен. Шен пуэр, - это "Свежий", "сырой" пуэр длительной ферментации. Шен пуэр - обобщенное название целого класса чаев, производимых в Юньнани. Это один из самых древних чаев, его история уходит в глубину тысячелетий. Основной район сбора чайного листа - округ Сишуанбанна на юге провинции. Также чай собирают в округе Дали, Наньцзяне, Сымао и других. Лист шен пуэра зачастую крупный, зеленоватый, порой с коричневым оттенком. Чайный настой светлый – золотистый, иногда с красноватым оттенком. Запах легкий, с ароматом дымка, сухофруктов или яблок. Ферментация чая не приостановлена в процессе изготовления, то есть такой чай подлежит длительному хранению, приобретая с годами новые вкусовые качества. Шен пуэр, выдержанный в течении пяти или более лет, обычно темнеет, приближаясь к шу пуэру. Шен пуэр изготовляется из сырья разного качества, сорта. Это могут быть листья со старых деревьев, растущих в горах Юньнани или же почки, покрытые серебристым пушком ("Бай Хао Пуэр"). В зависимости от типа сырья, шен пуэр различается по вкусовым и другим характеристикам. Шен пуэры ценятся за сладость и свежесть. Вкус такого чая играет разными оттенками – от легких фруктовых, яблочно-черносливовых нот, до насыщенных древесных и травяных . В аромате может быть легкий дымок, запах леса или сухой травы, изюма или фиников. Шен пуэр дает бодрость, успокаивает, согревает и дарит сладость во всем теле. 
Шу Пуэр, так называемый "приготовленный" или "состаренный" пуэр, относится к черным чаям с сильной ферментацией. Шу пуэр - это чай-сырец, который специальным образом приготовлен, чтобы имитировать выдержанный шэн пуэр ("свежий, сырой" пуэр). Технология ферментации представляет собой адаптированную технику "влажного хранения", которую использовали торговцы для фальсификации возраста своих чаев. Этот процесс был впервые разработан в 1972 году. Техника ферментации включает в себя сваливание листьев в кучи с последующим перемешиванием, увлажнение и скручивание, напоминающее приготовление компоста. Контроль над многими переменными в процессе состаривания, особенно над уровнем влажности - ключ к производству шу пуэра высокого качества. Процесс приготовления шу пуэра обычно занимает от 60-ти дней до года. Шу пуэр можно употреблять как без дальнейшего выдерживания, так и выдержанным. Шу пуэр существует как в прессованном, так и в рассыпном виде. В настоящее время пуэр производят в различных регионах Китая, но неизменно из сырья провинции Юньнань. Чай дает темный, густой настой, цвета черного кофе. Вкус сильный, бархатный, с заметной ноткой прожарки. 
 
По целебным свойствам пуэр не имеет себе равных, его называют чаем красоты и стройности. Ещё с середины второго тысячелетия до н. э. этот чай потреблялся в провинции Юньнань в лечебных целях, и только столетия спустя он стал использоваться как напиток для каждодневного употребления. Китайцы называют чай не иначе, как «лекарство от семи болезней». Пуэр благотворно воздействует на органы пищеварения, желудок, кишечник, нормализует обмен веществ, ускоряет процессы метаболизма, расщепляет жировые волокна, выводит накопившиеся вредные вещества и таким образом очищает кровь, печень, уменьшает содержание холестерина в крови. Также пуэр полезен для людей, страдающих лишним весом, - если употреблять пуэр ежедневно, он способствует его снижению. 
 Результаты исследований китайских учёных подтвердили, что воздействие пуэра можно сравнить с воздействием специального препарата, который понижает уровень холестерина в крови. Суть эксперимента заключалась в том, что в течении трех месяцев группа добровольцев употребляла ежедневно чай пуэр, другая же принимала лекарство для понижения холестерина. Исследования показали, что у первой группы людей холестерин в крови уменьшился на 64 процента, а у принимавших препараты, - на 67 %. Схожие результаты дал и эксперимент французких учёных – во Франции пуэр стал весьма популярен. Кроме того, в ряде стран проводились исследования по выявлению результатов применения пуэра при борьбе с излишним весом. Оказалось, что при потреблении шу пуэра, вес участников эксперимента снизился на семь килограмм за месяц, десять кг. - за два месяца и двенадцать кг. за три месяца ежедневного употребления. Опираясь на эти положительные результаты, диетологи разных стран стали использовать пуэр в составлении рациона для желающих расстаться с лишним весом.

 

 

 

2.3. Производители  и бренды.

 

Украина

На украинском рынке имеется  более 150 торговых марок чая, большинство  из которых продаются либо локально, либо очень нерегулярно.

Крупные всемирно известные компании представлены такими торговыми марками, как Lipton, Ahmad Tea. В Украине продаются  и национальные марки чая («Батик», «Аскольд», «Мономах»). Определенную часть  рынка занимают российские производители, в частности «Майский чай», «Орими» (ТМ «Принцессы» «Гринфилд»), и изготовители Шри-Ланки («Дилма», «Хейлис», «Ристон» и пр.).

По данным СКУ ООО «Пирамида», торговая марка Ahmad Tea занимает 17,2 % объема рынка, Lipton − 15%, «Майский» − 14 %, «Принцессы»  − 9,5 %, Batik, «Аскольд» − 8 % и Dilmah − 6 %.

Кроме фасованного чая в Украине  присутствует сегмент нефасованных чаев, который не занимает значительную долю (около 2% от общего объема рынка), но имеет определенную рентабельность, поскольку существуют высокие торговые наценки при продаже чая на развес. 
 
После снижения таможенных пошлин на ввоз фасованного чая в Украину с 2-4 евро/кг до 10% от стоимости партии, количество импортных марок значительно возросло, но ни одна из них не занимает значительной доли. Чайный бизнес имеет относительно невысокую рентабельность, рынок жестко структурирован и насыщен. Принимая во внимание высокую стоимость рекламных носителей, по мнению экспертов данной отрасли, ожидать мощного прорыва и активной рекламной кампании какой-либо тор¬говой марки, не входящей в лидерскую группу, не стоит.

Ужесточение конкурентной борьбы на рынке приводит к увеличению количества торговых марок, а также снижение таможенных пошлин на ввоз фасованного  чая. Это создало благо¬приятные условия для операторов из Шри-Ланки  и других стран, поставляющих на украинский рынок фасованную продукцию.

Большинство крупных производителей располагают собственными чаеразвесочными  производствами на территории Украины, делая долгосрочные инвестиции и  стремясь развивать рынок чая. Операторы  небольших производств, прежде всего, цейлонские, не заинтересованы в усовершенствовании технологий на фабриках, расположенных  на территории нашей страны. 
 
Импорт фасованного чая, после изме¬нения таможенного законодательства, стал не менее рентабелен, чем фасовка в Украине. Основная цель операторов-импортеров заключается в получении быстрого дохода, а не в развитии рынка в целом, что выгодно при долгосрочных инвестициях. Поэтому импортеры стремятся склонить потребителей других марок сделать разовую покупку импортированного продукта, для чего зачастую используется демпинг. Для чайного рынка такая политика игро¬ков является деструктивной, поскольку запутывает потребителя, создает у него неверное представление о чае и его характеристиках как напитка.

Россия 

Unilever

Компания "Unilever" - это крупнейший транснациональный концерн, который  работает в 90 странах мира и имеет  около 270 тысяч штатных сотрудников. Начиная с 1930-х годов компании "Unilever" принадлежит торговая марка  чая "Lipton". Ключевое направление  деятельности компании "Unilever" - рост на развивающихся и вновь появляющихся рынках. В 1992 году руководство "Unilever" приняло решение об открытии собственного филиала компании в России. В общей  сложности компанией инвестировано  в Россию более $100 млн. 

 

 Dilmah

Корпорация Dilmah объединяет восемь крупнейших компаний Цейлона, занимающихся не только выращиванием и обработкой чайной культуры, но дизайном и герметичностью упаковки, расфасовкой, транспортом и сбытом своей продукции. Таким образом, продукция попадает к потребителю  минуя посредников, что обеспечивает высоркое качество и низкую себестоимость  чая. История компании начинается с 1950-х годов, когда Цейлон, после  нескольких веков колониального  правления Португалии, потом Дании  и наконец Британии, превратился  в независимую страну Шри Ланка.  

 

 Май

Компания “Май” возникла в 1991 г., и основным направлением деятельности компании был ввоз в Россию фасованного  чая, произведенного под собственной  маркой на заводах Индии и Шри-Ланки. Торгово-промышленная группа “МАЙ”  первой начала поставлять в Россию качественный индийский и цейлонский чай в ассортименте и объемах, преобразивших ситуацию на чайном рынке. Сегодня "майский" ассортимент  насчитывает более 50 наименований. В 1998 г. началось строительство собственной  чаеразвесочной фабрики в России (г. Фрязино Московской обл.), а летом 1998 г. она начала работу. Мощности фабрики  позволят выпускать около 50 тыс. т  чая в год., предполагается, что  она станет самым крупным чаеразвесочным предприятием в России. В первое время будет выпускаться в  основном пакетированный чай, который  пользуется наибольшим спросом в  крупных городах. Объем инвестиций в строительство фабрики составил 250 миллионов рублей. 

 

Уфимская чаеразвесочная фабрика "Теастан"

Уфимская чаеразвесочная и чаепрессовочная  фабрика была создана на базе эвакуированной Рязанской фабрики в 1942. В 1974 освоены  новые производства, фабрика переименована  в Уфимскую чаеразвесочную, а в 1994 - преобразована в АО закрытого  типа "Теастан". В настоящее  время фабрика занимается закупкой, фасовкой и реализацией чая, оснащена оборудованием германских, итальянских, английских фирм, позволяющим фасовать чай по 2,3 г., 50, 100, 125, 150 г. В настоящее  время на предприятии выпускается  более 60 видов черных, зеленых и  смешанных чаев, более 20 - фруктовых, ароматизированных, с растительными  добавками, травяных и лекарственных  чаев. Среди потребителей продукции  – Республика Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Бурятия, Кабардино-Балкария, Челябинская, Самарская, Тюменская, Свердловская, Пермская, Ульяновская обл. Казахстан, Беларусь (более 1,5 тыс. потребителей). 

 

Московская чаеразвесочная фабрика (Торговый дом “Никитин”)

Московская чаеразвесочная фабрика  является правопреемником муниципального предприятия Московская чаеразвесочная фабрика им. В.И. Ленина, действовавшего более 60 лет на внутреннем рынке  страны. В 1995 году на базе "Московской чаеразвесочной фабрики" была создана  компания "Никитин". В нее вошли  Рязанская и Иркутская чаеразвесочные фабрики, разветвленная сбытовая сеть, покрывающая практически все  регионы, и большой автопарк. В  настоящее время основным видом  продукции торгового дома “Никитин”  является “Чай со слоном”, на выпуск этой торговой марки приходится 46% всего  объема продаж компании. Кроме того на предприятиях группы производятся новые марки линий Купеческий и Никитин. ксклюзивным продавцом  чая "Никитин" является компания "Золотой чай". 

 

Чаеразвесочная фабрика  “Амтел” (г. Королев Московской области).

Компания "Амтел" поставляет чайную продукцию на российский рынок уже  более 5-ти лет. В процессе выбора сырья  для купажирования чая "АМТЕЛ" компания сотрудничает с крупнейшими  производителями Индии, Шри-Ланки, Индонезии. В 1998 г. был запущен проект производства и фасовки чая в России. 

 

 

“Московский чай” (г. Видное)

Производительность фабрики компании “Московский чай” в городе Видном - 18 тыс. т в год. Компания начала расфасовку и продажу широкого ассортимента чая 2 года назад.

 

2.4. Дистрибьюция.

Украина

 Компания «Пирамида» была создана в ноябре 2001 года в составе АО «Инвестор»  как дистрибьюторская компания, ориентированная на представление на национальном рынке продукции ведущих мировых брендов, в частности, чая Ахмад Ти британской чайной компании Ahmad Tea London. 

 

Представляя Ахмад Ти в  Украине, «Пирамида» сотрудничает с  29 региональными дистрибьюторскими компаниями: поддержкой Ахмад Ти в Украине занимаются 14 региональных менеджеров,  более 50   мерчандайзеров и более 500 торговых агентов - сотрудников компании «Пирамида» и ее партнеров в регионах.

Кроме того, следуя рыночным тенденциям, компания наладила сотрудничество с ведущими ритейлерами Украины, осуществляя прямые поставки чая  Ахмад Ти в супермаркеты и магазины Cash&Carry ведущих национальных сетей: METRO, BILLA, «Таврия», «Фуршет»,  «Сельпо», АШАН, АТБ  и другие. Эффективное сотрудничество с активно развивающимся сетевым сегментом обеспечивает специально сформированный департамент, в штате которого работают 9 менеджеров, в том числе 5 - в регионах страны, а также 15 мерчендайзеров. 
 
Эффективная работа позволила компании «Пирамида» сделать Ахмад Ти безусловным лидером украинского рынка чая.

Информация о работе Анализ рынка чая