Анализ рынка чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:29, реферат

Описание

В настоящее время чай культивируется в более чем 30 странах мира, но основными производителями являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония, Кения. В мировом экспорте чая первое место занимает Индия, а в импорте - Англия, где годовое потребление чая на душу населения наивысшее в мире и составляет около 5,5 кг. Индийский чай, особенно выращенный в Западной Бенгалии и штате Мадрас, считается одним из лучших в мире.

Содержание

Введение.
1. История производства выпуска чая в России и Украине.
1.1. Объем рынка.
1.2. Страны-поставщики.
1.3. Фасовка и упаковка
1.4. Ценовые группы.

2.Статистический анализ рынка чая.
2.1.Динамика продаж.
2.2.Виды чая.
2.3.Приозводители и бренды.
2.4.Дистрибьюция.
2.5.Ценовые сегменты и инфляция.
3.Прогнозирование и аналитическое заключение о рынке чая.
Выводы.

Работа состоит из  1 файл

Статистический анализ конъюнктуры рынка чая.docx

— 281.32 Кб (Скачать документ)

Основной поставщик чайного  листа в Россию — Индия, которая  поставляет около половины всего  завозимого продукта. Второе после  Индии место по объемам поставляемого  в Россию чая занимает Шри-Ланка (более 20% рынка). Кроме того, Россия закупает чай в Китае, Кении, Индонезии.

Сегодня чай выращивают в 37 государствах мира, и его производство в последние  годы неуклонно растет. Так, в 1996 г., по данным Всемирной продовольственной  и сельскохозяйственной организации  ООН (FAO), было произведено 2,7 млн. т чая, тогда как в 1970 г. производство не превышало 1,5 млн. т, и, таким образом, рост составил 76%. К 2000 г. число почитателей  чая приблизилось к 2,3 млрд. человек.

В Россию поставляется в основном фасованный чай, и лишь около 20% чая  фасуется на российских фабриках. Около 98% цейлонского и около 60% индийского чая поступает в Россию в фасованном виде. Среди лидеров поставок фасованного  чая компании — "Май", "Дилма", "Гранд", "Орими Трейд", "Юта". Все эти фирмы, кроме "Дилма" (Шри-Ланка), — российские. В последние годы наметилась тенденция к активизации производства в России, что будет способствовать снижению цен на конечную продукцию.

В России насчитывается более 1000 фирм, в сфере деятельности которых  чайное направление занимает одно из приоритетных мест. Около половины всего объема чая приходится на наиболее известные марки.

Ведущие позиции на российском рынке  чая сейчас занимают такие гранды, как "Орими-трейд", "Гранд", "Майский  чай", "Unielever". За период второй половины 1998 г. — начала 1999 г. произошли  некоторые изменения в расстановке  сил. Если до финансового кризиса 1998 г. позиции компании "Май" были более сильными, чем у "Гранд", то на данный период "Гранд" вырвался вперед, несколько опередив компанию "Май".

 

Украина.

Всего насчитывается порядка 40 стран, поставляющих чай в Украину. Основная доля импорта принадлежит Шри-Ланке. В 2010 году доля импорта чая из этой страны составила 34% от общего объема поставок чая на территорию Украины. Второе место  занимает Российская Федерация. Это  страна не выращивает чай, но здесь  находятся крупные фасовочные фабрики. Также значительный удельный вес (от 5 до 11%) в объёме импорта чая в  Украину принадлежит Китаю, Индии, США, Вьетнаму.

.

 

 

 

 

 

1.3.Фасовка и упаковка.

Производители продуктов питания  уделяют особое внимание не только качеству продукта, но и упаковке. Основными  критериями выбора упаковочных материалов служат их стоимость, эстетичность и  способность защищать листья чая  от воздействия окружающей среды, не вступая с ними в химическую реакцию. Наиболее дешевым упаковочным материалом является полиэтиленовая пленка. В  то же время она зачастую не способна защитить чай от воздействия низких температур, но достаточно эффективна (в сочетании с картоном) при  защите от влаги. Картонная упаковка в значительной степени превосходит  полиэтилен по защите от низкой температуры, однако уступает в характеристиках  по защите от влаги.  
 
Ведущие производители используют упаковку из нескольких материалов. Помимо картонной коробки, заварка дополнительно помещается во внутренний фольгированный пакет, а снаружи коробка герметично оборачивается целлофановой пленкой, что позволяет защитить чай от влаги, воздействия посторонних ароматов и потери собственного аромата купажа.  
 
Жестяная упаковка и упаковка из керамики наиболее эстетичны и обеспечивают достаточно высокую степень защиты чая, однако их стоимость зачастую превышает цену самой заварки. Такой вид упаковки используется для фасовки либо подарочных чаев, либо очень дорогих эксклюзивных купажей, например, жестяная упаковка характерна для чаев коллекций Limited Edition и «Виды Лондона».

На выбор упаковки также влияют платежеспособность покупателя, его  привычки. Чай для повседневного  упо¬требления покупаются, как правило, в картонной упаковке. А чаи, приобретаемые  в подарок, чаще выбираются, исходя из эстетичности упаковки, поэтому  предпочтение отдается жестяным, деревянным, стеклянным или керамическим баночкам. Эти же чаи покупают чайные гурманы, ценящие высокую степень защиты чая не только до момента продажи, но и в процессе употребления (баночка  плотно закрывается, защищая заварку, тогда как картонная коробка  и тем более фольгированный пакет  после вскрытия свои защитные свойства теряют), либо для подчеркивания  высокого статуса потребителя чая.

Чаи среднего и премиум-сегмента чаще всего пакуются в картонную упаковку. При этом производители качественного  чая стремятся защи¬тить заварку  от воздействия окружающей среды. Чаи  элитного сегмента расфасовываются  в жестяные банки или в баночки  из дерева, стекла, кера¬мики и других материалов, имеющих высокую стоимость  и эстетичность. Продукция низкого  ценового сегмента часто помещается в полиэтилен, что снижает себестоимость  товара.

«Весовой чай,− рассказывает Анна Тимощук, начальник отдела маркетинга ООО «Украинская чайная компания» (ТМ «Чайна країна»), − как правило, упаковывается в пакетики по 50, 100 и 250 г, на которые наклеивается цветная  этикетка. Следует отметить, что  для покупателей при выборе чая  премиум-сегмента упаковка не является главным фактором. Делая свой выбор, потребитель основывается на внешнем  виде и аромате чая».

 

1.4. Ценовые группы.

 Украина

Чайная продукция в  Украине представлена во всех ценовых категориях – эконом, средняя, премиум и коллекционная. Наиболее динамичный в последние годы премиум-сегмент (от 10,50 гривни за пачку листового фасованного чая, 100 г) в период кризиса немного сдал свои позиции, уступив 15% рынка листьям экономкласса (до семи гривен за пачку).

В этом году продажи дорогого чая в Украине вернулись к докризисному уровню, и сейчас на долю премиум-сегмента приходится примерно 35 процентов рынка. Хотядешевый чайв Украине все еще лидирует по объемам продаж в весе – его доля составляет 40 процентов. Доля элитного коллекционного чая (от 50 гривен за пачку) в стране невелика: 1 –2%.

Черный чай в Украине, без каких-либо добавок, продолжает доминировать, на долю которого приходится до 80% рынка в натуральном выражении. В начале 2011 года большинство производителей чая прогнозировали, что увеличится спрос на зеленый чай как продукт, больше отвечающий здоровому образу жизни. Но этого не произошло. Продажи зеленого чая последние пару лет не превышают 17% общего объема (потребление увеличивается летом, особенно в южных областях). Около 3 –4% приходится на долю фруктово-травяных смесей (их делают из трав и высушенных фруктов и ягод без добавления чайных листьев).

Увеличивается доля ароматизированных чаев. За первое полугодие 2011 года,потребление черных ароматизированных чаев повысилось на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля зеленого ароматизированного чаявыросла на 1,3% в натуральном выражении. В последние годы украинцы активно переключаются с весового чая на пакетики, которые занимают около 40% рынка в натуральном выражении и 57% в денежном (из-за упаковки пакетированный чайстоит дороже), и их доля продолжает расти. Условия современной жизни требуют экономии времени – пакетик чая удобнее и быстрее заваривается.

Весовой чай в Украине занимает особый сегмент, помимо рассыпных и пакетированных чаев. Весовой чай в Украине продается в специализированных магазинах и киосках. Доля весового чая в Украине – всего 2,5% от общего объема. Этот бизнес построен на франшизах и предполагает огромные торговые наценки на каждом этапе перепродажи. В зависимости от каналов сбыта рентабельность весового чая может доходить до 200%. Поставки весового чая в Украину осуществляют не более десятка компаний.

 

Россия.

Рост цен на чай в первом полугодии 2009 года составил 26% в рублевом исчислении по сравнению с первым полугодием 2008-го. Очевидно, основной причиной изменения  цен стало падение курса рубля  по отношению к ведущим мировым  валютам, что привело к росту  цен на сырье в рублях. При этом цены на фруктовый и черный чаи  росли быстрее, чем на зеленый (табл. 2).

Цена пакетированного чая и  рассыпного чая в коробках в сетевых  магазинах за тот же период выросла  соответственно на 24 и 30%. В результате, если в первом полугодии 2008 года средневзвешенная цена на чай в пакетиках – в  рублях за килограмм – превышала  цену рассыпного чая на 87%, то в аналогичный  период 2009-го этот показатель составил 79%.

Ситуация на рынке чая в разрезе  ценовых сегментов характеризуется  снижением доли продаж в «экономичном»  сегменте – на 1,1 п.п. Средний ценовой  сегмент за рассматриваемый период вырос на 1 п.п. – его доля составила 70% рынка в натуральном выражении (рис. 2).

К этому сегменту принадлежат марки, цена которых в первом полугодии 2009 года находилась в диапазоне 350-850 руб./кг. Доля «премиального» чая осталась практически на прежнем уровне – 16%.

Для стимулирования продаж ритейлеры  и поставщики чая проводят акции  со снижением цены. Частота таких  акций несколько меньше, чем в  других продуктовых группах, но эффективность  их применения достаточно высока. К  примеру, в одной из московских сетей  снижение цены на 48% в мае 2009 года привело  к росту продаж в 11 раз. В другой столичной сети снижение цены на 30% дало рост продаж в 4,8 раза.

            

              2. Статистический анализ рынка чая.

2.1. Динамика продаж.

Украина.

Украина занимается переработкой импортированного сырья и поставкой чая за рубеж. Доля экспорта невысока и составляет около 1% от объема импорта чая.

До 2008 года наблюдался стабильный рост объемов экспорта. Наибольший темп прироста (48%) наблюдался в 2008 году. После чего в 2009 году последовал спад экспорта на 60%, что связано с общемировыми тенденциями рынка чая. В 2010 году объем экспорта чая увеличился, однако докризисного уровня не достиг.

 

Основными импортерами чая  из Украины являются близлежащие  страны: Молдова, Российская Федерация, Беларусь. Основное направление экспорта чая за пределы Украины – Молдова. Доля поставок в Молдову в 2010 году составила 73% от общего объема экспорта. Вторым по значимости импортером чая  из Украины является Российская Федерация (с удельным весом в 21% от общего объема экспорта чая всех видов).

 

В первом полугодии 2011 года импорт чая на территорию Украины  сократился на 14% относительно аналогичных  показателей за 2010 год. Объем производства показал небольшой рост, около 4%, относительно данных за первое полугодие 2010 года. Объем же экспорта увеличился почти вдвое.

Россия.

 

Экспортные поставки чая из России в последнее время демонстрировали  уверенный рост. Немалую роль в  этом сыграла отмена пошлины на ввоз чая. В течение 2008 г. на территорию зарубежных государств было поставлено 11 329 тонн чая. По сравнению с поставками в с 2007 г., которые составили 10 308 тонн, был  зафиксирован рост в 9%. Большая часть  поставок - около 95% - осуществляется в  страны СНГ.

Статистика производства продукта в разрезе федеральных округов  характеризует неравномерное распределение  предприятий чайной отрасли по территории России. Более 99% всего чая производится на территории Центрального и Северо-Западного  округов, причем все чаеразвесочные предприятия расположены в Московской и Ленинградской областях.

Рынок чая, как и большинство  насыщенных рынков, является консолидированным. Процесс консолидации начался пять лет назад, когда с рынка начали уходить мелкие игроки.В настоящее  время в России продажи чая  осуществляют около 100 производителей и поставщиков. Небольшие компании, в том числе торгующие элитным  чаем, занимают примерно 20-25% рынка в  натуральном выражении. Более 75% рынка контролируют всего пять компаний - «Орими Трейд», «Компания «Май», «Unilever», «Ахмад» и «Сапсан». Лидером чайного рынка является компания «Орими трейд» (торговые марки «Greenfield», «TESS», «Принцесса Канди», «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»). Наиболее известными и предпочитаемыми среди российских потребителей марками чая в январе 2008 г. были «Lipton» (Компания «Unilever»), «Ahmad» (компания «Ахмад») и «Greenfield» (компания «Орими Трейд»).

Несмотря на разнообразие ассортиментных предложений на рынке чая, доля обычного черного чая на рынке самая  крупная. Однако, вместе с тем, наиболее динамичными являются сегменты зеленого и ароматизированного чаев. Наиболее популярными вкусами ароматизированного чая среди россиян являются вкусы  лимона и бергамота. Среди фасованного  чая значительную долю - более 40% - занимает чай в пакетиках. Основная причина  такой популярности пакетированного  чая - это возможность сэкономить время при заваривании чая.

 

 

2.2.  Виды чая

 

 Огромное климатическое, ландшафтное, культурное и демографическое разнообразие родины чая в каждой местности сформировало своё вкусовое пристрастие к чаю. Чайное растение по своему химическому составу очень чутко реагирует на состав почв и климатические условия, и он как бы превращается в «химическую карту» места произрастания. На настоящий момент известно 700 наименований чая. По данным Госкомитета КНР по чайным деревьям, на сегодняшний день в чаеводстве Китая наиболее распространены 74 породы чайного растения, включая селекционные сорта. 
 
Здесь уместно провести аналогию между китайским чаеводством и французским виноградарством. Чай – это особенная культура, схожая с виноградарной по сложности агротехники и приготовления конечного продукта, но совершенно самостоятельная по внутреннему содержанию. 
 
Классифицируются чаи в Китае по технологической обработке и видам чайного куста. Потребительские свойства окончательного продукта зависят не только от времени года, когда собирали чайный лист, но и времени суток, когда осуществлялся сбор. На свойствах чая отражается также и то, лист, какой части чайного куста используется для его приготовления: это может быть еще нераспустившаяся почка или уже взрослый лист или даже целый побег с черенком. 
 
Основой технологической обработки чайного листа является его ферментация. Это процесс окисления и последующего брожения полифенольных соединений в чайном листе, которые начинаются сразу после того, как лист сорвали с растения. Ферментация бывает полной или частичной, вид приготовляемого чая определяется степенью ферментации. Термическая обработка останавливает процесс ферментации. 
 
В производстве чая чайный лист подвергается таким воздействиям: 
- подвяливание (в помещении или под навесом),  
- формовка чайного листа (ручная или машинная обработка),  
- термическая обработка для остановки процесса ферментации (прожарка, пропаривание),  
- сминание (при приготовлении улунов, для частичной ферментации чайного листа),  
- просушка.  
 
В зависимости от сорта чая порядок и время технологической обработки может сильно варьироваться. При приготовлении улунов, например, сминание повторяется от 4 до 7 раз. 
 
Ниже приводится классификация чаёв, определённая степенью ферментации и, как результатом, цветовыми различиями настоя чайного напитка. Это традиционный китайский способ классификации. А именно: 
 
Традиционная классификация чая весьма сильно отличается от той, которая принята на Западе. Как известно, на Западе различают черный и зеленый чай (классификация проводится по цвету спитого чайного листа). Наиболее известная из традиционных классификаций китайского чая – по степени ферментации – выделяет зеленые, белые, желтые, улуны (или сине-зеленые), красные (которые на западе называют черными) и собственно черные чаи.

Информация о работе Анализ рынка чая