Функции пейзажа в путевом очерке Б.К. Зайцева «Афон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:48, дипломная работа

Описание

Настоящее исследование сопряжено с одной из менее разработанных проблем современного литературоведения – поэтикой пейзажа, его спецификой, функциональностью в художественном тексте, реализованной в работе на материале книги Б.К. Зайцева «Афон».

Исследовательская литература квалифицирует пейзаж как
«один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации»1;
«описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства»2;
«изображение в произведениях искусства естественной или измененной человеком природы»3;
«изображение естественных природных видов»4.

Содержание

Введение ………………………………………………………..……... 3
Глава I. Специфика пейзажных описаний в путевом цикле: теоретические предпосылки и аспекты изучения:
К вопросу о поэтике пейзажа .………………………….. 13
Путевой цикл Б.К. Зайцева «Афон» как жанровая разновидность документально-художественной литературы …………………………………..……...…… 20
Творческая история книги Б.К. Зайцева «Афон» ………………………………………………………..…… 25


Выводы к главе I ……………………………...…………………...… 34
Глава II. Поэтика пейзажа в путевом цикле Б.К. Зайцева «Афон»:
Пейзажные описания во внутренней структуре путевого цикла Б.К. Зайцева ……………….…………………...…….... 36
Типологические разновидности пейзажных описаний в путевом цикле Б.К. Зайцева. Символика цвета …………….. 48


Выводы к главе II ………………………………………….…….….. 70

Заключение ………………………………………….………………. 74

Библиография ……………………………………..…….……..….... 78

Приложение ………………………………………………………… 86

Работа состоит из  1 файл

ВКР.Функции пейзажа в путевом очерке Зайцева.doc

— 434.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Пейзаж  – один из важнейших элементов  культурной модели мира, отказ от которого искажает не только общую картину мироздания, но и ментальную природу личности. Иными словами, пейзаж имеет онтологический характер. Пейзажное пространство всегда выражает глубинные основы человеческого бытия, в нем сплавляются тончайшие и разнообразнейшие интеллектуальные, психологические, чувственные способы освоения жизни, отражается пестрая картина духовных устремлений времени.

     В процессе изучения поэтики пейзажа  путевого цикла Б.К. Зайцева были задействованы формальный (композиционная функция) и типологический подходы.

     Необходимость сопряжения различных принципов  интерпретации природоописаний  в данной работе обусловлена стремлением  представить пейзаж как многоплановое  явление, органично включенное в  художественный текст.

     Выделенные  вслед за Л.М. Щемелевой171 функции характеристики места и времени сюжетного действия, психологического параллелизма, сюжетной мотивировки, символизации, концептуализации, а также образная; композиционная и мотивообразующая определяют специфику употребления «описаний незамкнутых пространств внешнего мира» в путевом цикле Б.К. Зайцева «Афон», но явно не способны вобрать в себя все многообразие их поэтической семантики, что может быть отнесено к перспективам исследования (вопрос о сакрализации пространства и символизации образов природы).

     В этом плане показательны следующие  выводы и выкладки исследовательской главы.

     Базовая типологическая пейзажная оппозиция  «морской – земной». В описании Афона «снаружи» (морская стихия) регулярно повторяются слова одной тематической группы: «мгла», «туман», «тучи», «пелена», которые характеризуются устойчивым символическим ореолом (в поэтической речи этим словам свойственны значения «безрадостное существование», «страх»). В описании Афона «изнутри» присутствуют слова другой тональности: сиренево-синие тона морской и надземной панорамы уступают место радужному буйству земной растительности. Такое  движение речевых средств неслучайно: это форма выражения образно-символического плана текста: внешнее «сумрачное отчуждение», грозная аскеза скрывают искреннюю простоту, доброту, «милость и любовь» «монашеского царства».

     Отмеченная  пейзажная оппозиция проецируется на нарратив текста: отмечается противоречие позиций «православного человека» и «русского художника», которые борются между собою (концепция «двоемирия» религиозного сознания Зайцева, по В. Зеньковскому).

     Отмечается  бинарность пейзажных описаний и в аспекте погодно-временной организации, а не только пространственной (морская, надземная и земная типологические разновидности). Противопоставление это носит своеобразный характер: свет – отсутствие света (непогода). Образы солнца и луны (месяца) в этом плане являются организующими элементами, выполняя пейзажную функцию.

     Основным  этапам развития художественной идеи соответствует в семантической композиции произведения противопоставление концептов православного сознания «свет» – «мрак» (отсутствие света), а во внешней композиции (архитектонике) – противопоставление первого и одиннадцатого очерков: пейзажные описания как отражение композиционной структуры жанра древнерусских хождений.

     В начале доминирующим является образ  непогоды, а лексические средства, используемые в тексте, характеризуются  общим смысловым компонентом  «грозный». Эти «обертоны» смысла взаимодействуют с другими смыслами, которые актуализируются в результате употребления словообраза «суровый Афон» (мгла, туман). Образ безмятежно-светлой природы получает свое развитие лишь в центральной части путевого цикла: там господствует образ света. В последней композиционной части «непогода» отступает, побеждает свет (автор увозит в своем сердце «частицу афонского света). Описания ночного и утреннего пейзажа обнаруживают при этом систему перекличек и преобразованных соответствий (море утреннее – море ночное), дополняемую цветообозначениями. Образные средства связывают разные природные сферы, разные миры, стихии: небо, земля, вода (море), воздух.

     Словообраз «свет» выступает в тексте как устойчивый признак имени собственного Афон и является его индивидуально-авторской характеристикой. Образная реализация происходит не только через цветовую палитру (семантика «белого») пейзажных описаний, но и через их временную организацию.

     Образы солнца и луны (лунного света), в соответствии с мифологическими представлениями, являются положительными, спасительными началами как светила, несущие свет, и выполняют пейзажную (солярный и лунарный типы пейзажа) и символическую функции.

     Словесные образы моря и неба в художественном тексте Б.К. Зайцева отображают православную картину мира, преобразуя ее в соответствии с интенциями автора. Различные аспекты этой картины находят отражение в чувственных образах (в зрительных – в частности). Образные средства создания пейзажа в этом случае выполняют прежде всего изобразительную функцию, служат для визуализации описания, создавая художественную реальность в богатстве красок172.

     Окружающий  человека материальный мир, человеческие постройки, также рассматриваются как конструктивные элементы «земных» пейзажных описаний. Изображение природы через быт и знакомство с укладом жизни «монашеского царства» посредством пейзажных описаний характерно для текстов  «пейзажно-бытописательской» группы173.

     Особое  внимание следует обратить на образы православных святых и монашествующих, характеризующиеся особой чистой и  поэтичностью мировосприятия, слиянностью с природой. Они – взгляд автора в прошлое, символ ушедшей России.

     Развертывание пейзажных словесных образов  выявляет в цикле три позиции  в осмыслении проблемы «человек и  природа»:

  • гармоничная светлая природа открыта православному человеческому «я»;
  • светское человеческое «я» противопоставлено природе;
  • «я» выделено из природы как часть великого целого, приближение к которому возможно только через любовь.
 
 
 
 
 
 

Библиография

  1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. 1918 – 1996. – М., 1998.
  2. Адамович Г. Одиночество и свобода. – Нью-Йорк, 1955.
  3. Анисимова М.С. Мифологема «дом» и ее художественное воплощение в автобиографической прозе первой волны русской эмиграции (на примере романов И.С. Шмелева «Лето Господне» и М.А. Осоргина «Времена»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Нижний Новгород, 2007.
  4. Арутюнова Н.Д. Образ: (Опыт концептуального анализа) // Референция и проблемы текстообразования. – М., 1998. – С. 118 – 127.
  5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. – М., 1994.  – Т. 1.
  6. Баландина М. Б. Художественный мир Б.Зайцева: Поэтика хронотопа: Автореф. дис. … канд. филол. Наук. – Магнитогорск, 2003.
  7. Барбашова Е.Н. Пейзажно-бытописательские традиции и стиль сибирского рассказа начала ХХ века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Абакан, 2009.
  8. Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. – Ростов-на-Дону, 1991.
  9. Бронская Л. И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья: (Первая половина ХХ века): И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев, М. А. Осоргин: Автореф. дис. … д-ра филол. Наук. – Ставрополь, 2001.
  10. Ваганов А.В. Образные средства создания степного пейзажа в творчестве А.П.Чехова и М.А. Шолохова // Языковое мастерство А.П.Чехова. – Ростов-на-Дону, 1995. – С. 12 – 17.
  11. Введение в литературоведение / Под ред. Поспелова Г.Н. – М., 1988.
  12. Введение в литературоведение / Под  ред. Чернец Л.В. – М., 2004.
  13. Воробьёва Г. В. Система мотивов малой прозы Б. К. Зайцева 1901–1921 годов и её эволюция: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 2004.
  14. Воропаева Е. «Афон» Б. Зайцева // Литературная учеба, 1990. – № 4.
  15. Воропаева Е.В. Жизнь и творчество Бориса Зайцева. Вступит. ст. // Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т. / Сост. и подгот. текста Е. Воропаевой и А. Тархова. – М., 1993. – Т. 1. С. 5 – 47.
  16. Гете И. В. К учению о цвете / И. В. Гете // Избранные сочинения по естествознанию.   – Л., 1957. – С. 300 – 340.
  17. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. – Л., 1971.
  18. Глушкова Н.Б. Паломнические «хожения» Б.К. Зайцева: Особенности жанра: Автореф. дис… канд. филол. наук. – М., 1999.
  19. Грибановский П. Б. Зайцев о монастырях // Вестник Русского студенческого христианского движения, 1976. – № 117.
  20. Громова А.В. Творческая история книги Б.К. Зайцева «Афон» // Русский язык за рубежом, 2008. – №4. – С.  89 – 95.
  21. Громова А. В. Художественно-документальные жанры в творчестве Б. К. Зайцева / А. В. Громова // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 1/2 (63).
  22. Громова А.В. Жанровая система творчества Б.К. Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения: Автореф. дис. ... док-ра. филол. наук. – Орел, 2009.
  23. Дмитриев Н.П. Фольклорно-мифологическая основа образа солнца-дракона в лирике Ф.Сологуба // Творчество писателя и литературный прогресс. – М., 1998.
  24. Драгунова Ю.А. Б.К. Зайцев: художественный мир. – Орел, 2005.
  25. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII – XX вв. – М., 2003.
  26. Жукова Н.Н. Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б.Зайцева: Автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 1993.
  27. Завгородняя Н.И. Образ художника в беллетризованных биографиях Б.Зайцева «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов»: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Самара, 1997.
  28. Зайцев Б.К.: Библиография / Сост.: Р. Гера / Под ред. Т.А.Осоргиной. – Париж, 1982.
  29. Зайцев Б.К.: Биобиблиографический указатель / Сост. В.А. Дьяченко; вступ. ст. А.П. Черникова. – Калуга, 2001.
  30. Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала ХХ века. – М., 1993.
  31. Зеньковский В. Религиозные темы в творчестве Б.К.Зайцева (к пятидесятилетию литературной деятельности) // Вестник РСХД, 1952. – № 1.
  32. История русской литературы: В 4 т. – Т.4. Литература конца XIX – начала XX века / Под ред. К.Д. Муратовой. – Л., 1983.
  33. Калениченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца Х1Х – начала ХХ века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла): Автореф. дис. … докт. филол. наук. – Волгоград, 2000.
  34. Кашпур О.А. Жанр литературного портрета в творчестве Б.Зайцева: Автореф. дис. … канд. филол. Наук. – М., 1995.
  35. Келдыш В.А. Русский реализм ХХ века. – М., 1975.
  36. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе Х1Х – ХХ вв. – М., 1994.
  37. Колтоновская Е. Зайцев // Новый энциклопедический словарь. – СПб., 2002. – Т. 8. – С. 114 – 115.
  38. Конорева В. Н. Жанр романа в творческом наследии Б. К. Зайцева: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Владивосток, 2001.
  39. Куприяновский П. В. Доверие к жизни. – Ярославль, 1981.
  40. Левин В.Д. Перифрастические наименования предметов и явлений природы (пейзаж) // Поэтическая фразеология Пушкина / Под ред. Левина В.Д. – М., 1969. – С. 37 – 73.
  41. Левкиевская Е.Е. Гора. // Славянские древности. – М., 1995. – Т.1. – С. 520 – 521.
  42. Литература русского зарубежья (1920 – 1990) / Под ред. А.И. Смирновой. – М., 2006.
  43. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1986.
  44. Любомудров А.М. Монастырские паломничества Бориса Зайцева // Русская литература, 1995. – № 1. – С. 137 – 158.
  45. Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. Зайцев, И. Шмелев. – СПб., 2003.
  46. Ляпина Л. Е. Лирический пейзаж // Ляпина Л. Е. Лекции о русской лирической поэзии. – СПб, 2005. – С. 96 – 112.
  47. Малышев В. Сокровища Афона // Наше наследие, 1989. – № 1.
  48. Миронова Л.Н., Иванов Д.Г. Теория цвета. Человек и цвет. Символика цвета // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mironovacolor.org/theory/humans_and_color/symbolism174.
  49. Михайлов О. Н. Зайцев // Литература русского зарубежья, 1920–1940 / Отв. ред. О. Н. Михайлов. – М., 1999. – С. 31 – 50.
  50. Назарова Л.Н. Тургенев и русская литература конца XIX – начала XX века. – Л., 1979.
  51. Пак Н. И. Древнерусская культура в художественном мире Б. К. Зайцева. – М.; Калуга, 2003.
  52. Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. – М., 1989.
  53. Пигарев К.В. Основные аспекты в развитии русского национального пейзажа // Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. –  М., 1972. – С. 9 – 52.
  54. Полуэктова И. А. Лирический компонент прозы Б. К. Зайцева: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2000.
  55. Поспелов Г.Н. Очерк // Литературный энциклопедический словарь /  Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987. – С. 263 – 264.
  56. Прищепа В.П. Литература Русского Зарубежья. – Абакан, 1994 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.russofile.ru/articles/article_90.php.
  57. Русская литература конца XIX – начала XX века: 1901–1907. – М., 1971.
  58. Сапогов В.А. Описание // Литературный энциклопедический словарь  /  Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987. – С. 260.
  59. Сапогов В.А. Повествование // Литературный энциклопедический словарь /  Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987. – С. 280.
  60. Сваровская А. С. Житийные традиции в прозе Б. К. Зайцева // Проблемы литературных жанров. – Томск, 1992.
  61. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение / Под ред. Чернец Л.В. – М., 2004. – С. 265 – 275.
  62. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей: О мировом значении русской литературы. – М., 1990.
  63. Степанова Т. М. Художественный мир публицистики русского зарубежья: Б. Зайцев. – М., 2004.
  64. Струве Г. П. Русская литература в изгнании: опыт критического обзора зарубежной литературы. – Нью – Йорк, 1956.
  65. Судьбы русского реализма начала ХХ века. – Л., 1972.
  66. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия-практикум / Под ред. Тамарченко Н.Д. – М., 2004.
  67. Толмачёв В. М. Зайцев Б.К. // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918–1940. – М., 1997. – Т. I: Писатели Русского Зарубежья. – С. 169 – 172.
  68. Толмачёв В. Зайцев Б.К. // Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть XХ века. Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997. – С. 240 – 243.
  69. Усенко Л.В. Импрессионизм в русской прозе начала ХХ века. – Ростов-на-Дону, 1988.
  70. Фарыно Е. Введение в литературоведение. – Варшава, 1991.
  71. Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. – М., 1976.
  72. Федотов Г.П. Б. Зайцев. «Афон» [Рец.] // Современные записки. Париж, 1930. – № 41.
  73. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.
  74. Шайтанов И.О. Мыслящая муза. «Открытие природы» в поэзии XVIII века. – М., 1989.
  75. Шальнова Е.П. О современном содержании понятия «литературный пейзаж» // Жизнь провинции как феномен духовности / Под ред. Фортунатова Н.М. – Нижний Новгород, 2006.
  76. Шиляева А. Б.Зайцев и его беллетризованные биографии. – Нью-Йорк, 1971.
  77. Щедрина Н.М. Литература русского зарубежья: Историческая проза Б. Зайцева, Д. Мережковского, В. Ходасевича, М. Алданова, А. Солженицына, В. Максимова. – Уфа, 1994.
  78. Щемелева Л.М. Пейзаж // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С. 272.
  79. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990.
  80. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. – М., 1987. – С. 220 – 236.
  81. Яркова А. В. И. С. Тургенев в творческом сознании Б. К. Зайцева: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – СПб., 1999.
  82. Яркова А.В.  Б.К.Зайцев: Семинарий. – СПб., 2001.
  83. Яркова А. В. Жанровое своеобразие творчества Б. К. Зайцева 1922–1972 годов. Литературно-критические и художественно-документальные жанры. – СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002.
 

Словари, справочники, энциклопедии:

  1. Краткая литературная энциклопедия в 9-и тт. / Под ред. А.А. Суркова. — М., 1973. – Т. 9.
  2. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М.Ф. Овсянникова. –  М., 1963.
  3. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918 – 1940. Писатели русского зарубежья / Под ред. Николюкина Н.А. – М, 1997.
  4. Литературный энциклопедический словарь /  Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987.
  5. Русские писатели 20 века. Биобиблиографический словарь /Под ред. Скатова Н.М.: В 2-х ч. – Ч.2. – М., 1998.
  6. Словарь литературоведческих терминов / Ред. – сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М, 1974.
  7. Словарь русских зарубежных писателей. / Сост. Булгаков В.Ф. –  Нью-Йорк, 1993.
  8. Тресиндер Д. Ж. Словарь символов / Д. Ж. Тресиндер. – М., 1999.
  9. Эстетика. Словарь / Под общей ред. А.А. Беляева. – М, 1989.
 

Литературные  источники:

  1. Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т. / Сост. и подгот. текста Е. Воропаевой и А. Тархова. – М., 1993. – Т. 2.
  2. Зайцев Б.К. Собр. соч.: в 11 т. – М., 1999 – 2001. – Т. 7, 11.
  3. Зайцев Б.К. «Афон». Дневник // РГАЛИ. Ф . 1623. Оп. 1. Ед. хр. 8.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Символика цвета пейзажных  описаний в путевом цикле Б.К.Зайцева

Очерк Используемые  цветообозначения (лексические единицы с цветовой семантикой) Цветовая  доминанта
1. «Встреча»
  • «Дымный», «туман», «бледно-сиреневый дым», «клубящиеся тучи», «седые полосы туманов», «облака и туман», «влажно-суровая пелена», «полутуман», «синее море», «тяжелая пелена туч», «туман с моря», «в тумане»;
  • «Желтый дрок», «яркие маки», «каменные дубки», «кипарисы», «тополь», «каштан», «сосны».
  • Водная и воздушная стихии: белый, серый («туман», «дым»); синий («море»).
  • Земная стихия (по М.Н. Эпштейну, типовая разновидность – растительность): доминанта – зеленый («зелень»).
2. «Андреевский скит»
  • «Белый туман», «редеющий туман», «туман расплывался», «золотые пятна», «солнце», «свет», «туманная синева»;
  • «Белый жасмин», «бело-золотистые цветы были полны влажного серебра»; «черно-величественный кипарис»; «каштаны», «дубы», «ясень».
  • Белый («свет»), желтый («солнце»);
  • Белый («цветы»), зеленый («зелень»).
3. «Монастырь Святого  Пантелеймона»
  • «Голубой простор неба и моря», «нежная синева», «туманная линия гор», «море еще синей», «золотое солнце»;
  • «Лапчатая зелень».
Голубой, синий («небо», «море»).
4. «Монастырская жизнь»
  • «Синее море», «ночь лунная», «лунный свет», «бледно-зеленым дымом» «синяя тень», «бледно-синеватое струение моря», «сине-дымный оттенок», «серебристо-забелевшая полоса моря», «море бледно-сиреневое», «сребристый утренний свет», «сизый туман», «светлые воды», «море нечеловечески изумрудно-стеклянного тона», «голубоватый воздух», «лиловатый Лонгос», «золотисто сияет Олимп снегами», «сиреневый вечер», «сизело море»; «начинавшее серебриться море»; «оранжевый закат»;
  • «Цветущие розы», «гераниум», «настурции и еще какие-то розовые»;
  • Синий, сиреневый, сизый, лиловый («море», «туман»), белый («свет»);
  • Красный («цветы»).
5. «Каруля»
  • «Стеклянно-голубое море», «легкий туман», «свет утра», «серебристый след», «голубизна вод», «утренний дым», «изумрудный заливчик», «полоска темной синьки», «море стало пенно-синим», «белые камни», «синела туманная бездна моря», «сияющий дым», «синева», «несколько белых крыл», «синий дым моря», «и все свет, свет», «синее небо», «в синеве пустынной», «белеет двузубец»; «розовым сиял верх Афона», «светилось море», «густел мрак», «бело-серые кручи»;
  • «Черные леса».
Голубой, синий («море», «небо»), белый.
6. «Лавра и путешествие»
  • «Серые камни», «верх Афона лиловел», «сиреневело море», «налево сиреневело море», «сиреневый вечер», «лиловая ночь», «черно-синие тени», «дымно-голубоватая глубина», «голубоватые острова», «светлые облака»;
  • «Два кипариса», «померанцевые деревья», «лимонные дерева», «магнолиевые листья», «кипарисы».
  • Сиреневый, лиловый («море», «вечер»),  голубой.
  • Зеленый («зелень»).
7. «Пантократор, Ватопед  и Старый Руссик»
  • «Красно сиял диск луны», «ослепительно серебряная дорога», «все побелело и засиреневело», «тонко-лиловое очертание», «голубые провалы», «красные, кирпично-рыжие, бледно-зеленые горные породы», «синяя полумгла», «золотое сияние», «зеленоватые зарницы», «сине-молочное море в сиянии», «синие дали», «сине-молочное, туманно-сияющее море»;
  • «Каштаны», «черные кипарисы», «оливки», «влажная зелень», «темно-красные лепестки маков».
  • Синий, голубой, белый («море»);
  • Зеленый («зелень»).
8. «Святые Афона» Портретные  очерки (Святой Петр Афонский, Святой Афанасий, «Иоанн Кукузель)
9. «Новая Фиваида»
  • «Пенно-изумрудная кайма прибоя», «сиреневое море», «сизо-синеющая мгла», «море темно-сиреневое», «гора в удивительной лиловости», «бело-зеленые зарницы», «нестерпимая синева», «сумрачная мгла», «черта прибоя побелела», «синел  Афон», «сине-туманные холмы», «засеребрилось море»;
  • «Куст розоцветной «тетеревиной травки», Иван-чая».
Сиреневый, синий.
10. «Тихий час»
  • «Белый зной», «кипарисы черно синеют», «изголуба-мреющий залив», «бело-златистый снеговой Олимп», «ярко-синее море», «нежно-розовое наплывает», «синяя ночь», «сизеющее в лиловости море»;
  • «Белые лилии», «куст роз», «олеандры», «ореховые деревья», «кипарисы», «желтый дрок», «желтые цветы».
  • Белый, синий;
  • Растительность представлена радужным разнообразием.
11. «Прощание с Афоном» «Золотое солнце», «лимонные облака», «лимонно-серебряная вода», «гора нежно лиловеет», «смутно-сиреневый Лонгос», «оранжевые облака», «серебряно-розовая струя», «зеркально-розово-голубое море», «стальной оттенок», «закат побагровел», «смутно-лиловая мгла», «бело-туманящееся море», «бледно-серебристый путь», «синие водяные искры». Желтый, розовый, сиреневый, синий.

Информация о работе Функции пейзажа в путевом очерке Б.К. Зайцева «Афон»