Функции пейзажа в путевом очерке Б.К. Зайцева «Афон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:48, дипломная работа

Описание

Настоящее исследование сопряжено с одной из менее разработанных проблем современного литературоведения – поэтикой пейзажа, его спецификой, функциональностью в художественном тексте, реализованной в работе на материале книги Б.К. Зайцева «Афон».

Исследовательская литература квалифицирует пейзаж как
«один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации»1;
«описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства»2;
«изображение в произведениях искусства естественной или измененной человеком природы»3;
«изображение естественных природных видов»4.

Содержание

Введение ………………………………………………………..……... 3
Глава I. Специфика пейзажных описаний в путевом цикле: теоретические предпосылки и аспекты изучения:
К вопросу о поэтике пейзажа .………………………….. 13
Путевой цикл Б.К. Зайцева «Афон» как жанровая разновидность документально-художественной литературы …………………………………..……...…… 20
Творческая история книги Б.К. Зайцева «Афон» ………………………………………………………..…… 25


Выводы к главе I ……………………………...…………………...… 34
Глава II. Поэтика пейзажа в путевом цикле Б.К. Зайцева «Афон»:
Пейзажные описания во внутренней структуре путевого цикла Б.К. Зайцева ……………….…………………...…….... 36
Типологические разновидности пейзажных описаний в путевом цикле Б.К. Зайцева. Символика цвета …………….. 48


Выводы к главе II ………………………………………….…….….. 70

Заключение ………………………………………….………………. 74

Библиография ……………………………………..…….……..….... 78

Приложение ………………………………………………………… 86

Работа состоит из  1 файл

ВКР.Функции пейзажа в путевом очерке Зайцева.doc

— 434.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный  институт

Специальность 031001 – Филология: русский язык и литература

Кафедра литературы 
 
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Функции пейзажа в путевом очерке Б.К. Зайцева «Афон» 

                              

Специалист: Бушманова Анастасия

Научный руководитель: Трубицына Мария Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Череповец, 2009 

      Содержание

Введение ………………………………………………………..……... 3

Глава I. Специфика пейзажных описаний в путевом цикле: теоретические предпосылки и аспекты изучения:

    1. К вопросу  о поэтике пейзажа .………………………….. 13
    1. Путевой цикл Б.К. Зайцева «Афон» как жанровая разновидность документально-художественной литературы …………………………………..……...…… 20
    1. Творческая  история книги Б.К. Зайцева «Афон» ………………………………………………………..…… 25
 

Выводы  к главе I ……………………………...…………………...… 34

Глава II. Поэтика пейзажа в путевом цикле Б.К. Зайцева «Афон»:

    1. Пейзажные описания во внутренней структуре путевого цикла Б.К. Зайцева ……………….…………………...…….... 36
    2. Типологические  разновидности пейзажных описаний в путевом цикле Б.К. Зайцева. Символика цвета …………….. 48
 

Выводы  к главе II ………………………………………….…….….. 70 

Заключение ………………………………………….………………. 74 

Библиография ……………………………………..…….……..….... 78 

Приложение  ………………………………………………………… 86 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Настоящее исследование сопряжено с одной  из менее разработанных проблем современного литературоведения – поэтикой пейзажа, его спецификой, функциональностью в художественном тексте, реализованной в работе на материале книги Б.К. Зайцева «Афон».

     Исследовательская литература квалифицирует пейзаж как

  • «один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации»1;
  • «описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства»2;
  • «изображение в произведениях искусства естественной или измененной человеком природы»3;
  • «изображение естественных природных видов»4.

     Приведенные определения подчеркивают одну очень  важную особенность: окружающий человека материальный мир, земля, органический и неорганический мир, совокупность естественных условий существования нетождественны понятию «пейзаж». Пейзаж начинается только с того момента, когда через природу выражается состояние души человека, когда «внешнее» и «внутреннее» становятся неразрывными. Это продукт субъективного художественного творчества, иначе говоря – он пронизан своеобразием индивидуального, философского, эстетического, мировоззренческого восприятия, но основа его – именно природа.

      Пейзаж как один из компонентов мира литературного произведения (в совокупности с интерьером) участвует в воссоздании среды – внешней по отношению к человеку. При этом пейзаж далеко не обязательная составляющая художественного текста. Однако его наличие предполагает определенную авторскую мотивировку.

      Традиционно под пейзажем понимается изображение природы, что значительно сужает объем данного понятия. Согласно замечанию Л.М. Щемелевой, пейзаж — это описание «любого незамкнутого пространства внешнего мира»5. Подобная трактовка вбирает в себя и образы вещей, созданных человеком, составляя предметно-изобразительный мир художественного произведения. Учет подмеченной взаимопроницаемости компонентов вещной и природной сфер закономерен при целостном восприятии предмета. В силу этого при литературоведческом анализе конкретного пейзажа все элементы описания должны быть рассмотрены в совокупности с учетом внешних по отношению к предмету анализа факторов (жанр; идиостиль, то есть индивидуальный стиль автора; образные средства).

     Таким образом, пейзажное описание, пейзажная картина, пейзажная деталь, пейзажные зарисовки, пейзажный штрих являются неотъемлемой частью художественного произведения – в целом и путевого очерка как жанра – в частности. И ряд исследователей отмечают это в своих работах. Однако стилевые особенности пейзажных описаний не получили должного рассмотрения. Отдельного монографического исследования, посвященного функции и роли пейзажа в литературе с позиций теоретической поэтики, нет.

     Творчество  Б.К. Зайцева также лишь с недавнего  времени стало объектом глубокого  научного изучения. До 1987 г. произведения писателя не переиздавались на родине, а упоминания о нем содержались преимущественно в историко-литературных работах общего характера6.

     В зарубежном литературоведении  в 1970 – 1980-е годы появились первые серьезные  работы о Зайцеве: монография А. Шиляевой и библиографический указатель  произведений писателя7.

     С конца 1980-х годов, когда началась публикация в периодике отдельных  произведений Зайцева и появились  сборники его избранных рассказов  и повестей, снабженные вступительными статьями и комментариями, интерес  к творчеству писателя заметно повысился.

     В 2001 году были выпущены первый биобиблиографический указатель8 и учебное пособие, содержащее сводную библиографию литературы о писателе, а также ее обзор9. В Орле и Калуге регулярно проходят посвященные писателю конференции. С 1990-х годов по творчеству Зайцева регулярно проходят защиты диссертаций, посвященных изучению своеобразия художественного стиля и мировоззренческих основ творчества писателя.

     Наибольшее  количество диссертационных исследований (Жукова Н.Н.10, 1993; Кашпур О.А.11, 1995; Завгородняя Н.И.12, 1997; Яркова А.В.13, 1999;) посвящено принципам изображения творческой личности в художественных биографиях, созданных Б. Зайцевым в эмигрантский период его творчества.

     Последние годы научного изучения творчества Б. К. Зайцева были отмечены появлением обстоятельных монографических работ, посвященных творчеству писателя. К ним относятся монография А.В. Ярковой «Жанровое своеобразие творчества Б.К. Зайцева 1922 – 1972 годов» (2002) и исследование Т.М. Степановой «Поэзия и правда. Структура и поэтика публицистической прозы Б. Зайцева» (2002).

     В настоящее время внимание исследователей привлекают различные аспекты творчества писателя, как идейно-философские, историко-литературные, так и касающиеся конкретных проблем  поэтики отдельных произведений Зайцева. Проблема стиля и метода поставлена и развита в работах Ю. А. Драгуновой. О природе и функциях лиризма Зайцева – работы И. А. Полуэктовой. Православному миросозерцанию писателя, нашедшему адекватное выражение в его творчестве, посвящены статьи и монографии А. М. Любомудрова14, Н. И. Пак15.

     Более того, намечается тенденция к расширению круга анализируемых произведений; исследователи обращаются к изучению драматургии писателя, его публицистики16, эпистолярного наследия. Получают научную интерпретацию рассказы и повести Зайцева разных лет, зрелые романы писателя (особенно входящие в автобиографическую тетралогию «Путешествие Глеба»).

     Характеристика  роли пейзажа в  творчестве Б.К. Зайцева  также дается эпизодически, фрагментарно, в основном в общем ключе анализа его творческого наследия (работы Ярковой А.В.17, Драгуновой Ю.А.18, Полуэктовой И.А.19), что и обусловило актуальность настоящего исследования.

     Целью настоящей работы является анализ поэтики и стилевых особенностей пейзажных описаний в книге Б.К. Зайцева «Афон», выявление приемов функционирования разновидностей пейзажных описаний, а также описание пейзажных разновидностей путевого очерка и их роли в художественном тексте (с учетом зависимости от жанровой природы последнего).

     Поставленная  цель предусматривает решение следующих задач:

  1. изучить имеющуюся научную и исследовательскую литературу по данной теме;
  2. с учетом систематизации изученного теоретического материала определить объем понятия «пейзаж»;
  3. установить специфические черты пейзажной поэтики;
  4. исследовать зависимость семантики пейзажа от социально-исторических, художественно-эстетических, нравственно-этических, религиозных и других идейных влияний эпохи и автора;
  5. выявить пейзажные разновидности путевого очерка «Афон» и их роль в художественном тексте (с учетом зависимости от жанровой природы последнего).

      Объектом изучения служит путевой очерк Б.К. Зайцева «Афон» (текстовая выборка пейзажных описаний разного объема – от пейзажных «вкраплений», группы членов простого предложения до нескольких абзацев).

      Материал отбирался в ходе фронтального анализа названного путевого очерка Б.К. Зайцева.

      Предмет исследования – функциональное назначение пейзажных описаний в путевом очерке Б.К. Зайцева «Афон».

     Касаемо книги «Афон», важно заранее оговорить следующее: при определении ее жанровой принадлежности, правомернее пользоваться термином А.В. Громовой «путевой цикл»20. Книга «Афон» объединяет 11 вполне самостоятельных произведений, каждое из которых обладает собственной композиционной и идейной структурой (собственное название, собственный хронотоп, образные средства). Собственно природоописания и являются одной из тех скреп, что объединяет эти путевые очерки в путевой цикл, размывая границы между текстами: цикл как «группа произведений, сознательно объединенная автором по жанровому, идейно-тематическому принципу или общностью персонажей, а чаще всего – по нескольким принципам», как «жанровое образование», построенное «на сложных сюжетно-тематических и ассоциативных связях»21. При этом каждое произведение цикла может существовать отдельно, но цикл дает более обширный контекст, обогащая отдельный текст, придавая «ему новые смыслы, дополнительные, иногда существенные оттенки»22.

      Далее правомернее рассматривать «Афон» именно как путевой цикл, цикл путевых очерков.

     В процессе работы мы прибегали к различным видам анализа:

  • имманентному (объект анализа – конкретный путевой цикл Б.К. Зайцева; предмет – пейзаж как художественный элемент структуры очерка);
  • историко-литературному (анализ текста невозможен в отрыве от времени его написания и сложившейся на тот момент литературной ситуации);
  • сравнительному виду анализа (сопоставление структурных типов пейзажных описаний и их функций с последующим выявлением сходств и различий);

     Для изучения и анализа имеющейся  литературы по теме был применен метод описания, анализа и синтеза. В целом же, основа методики исследования опирается на принципы целостного анализа идейно-художественной структуры произведений под углом зрения поэтики пейзажа.

     Методологическую  основу исследования составили

  1. труды в области теории литературоведения Чернец Л.В.23, Поспелова Г.Н.24, Тамарченко Н.Д.25, Хализева В.Е.26 (терминологический аппарат работы);
  2. исследования российских литературоведов, рассматривающих проблемы пейзажного функционирования с исторической, жанровой и эстетической позиций (труды Д.С. Лихачева27, К.В. Пигарева28, М.Н. Эпштейна29);
  3. ряд работ ведущих исследователей творчества Б.К. Зайцева по поэтики его документально-художественной прозы (Громова А.В.30, Яркова А.В.31).

     Концепцию работы определили следующие положения:

  1. Произведения с документальной основой – своего рода основа жанровой системы писателя, что обусловлено своеобразием его творческого дара. Стремление открыто «выражать себя»32 обусловило автобиографический характер текстов, который проявился в повышенном лиризме прозы и преломлении фактов собственной биографии в художественных произведениях писателя. В эпоху исторических катаклизмов (1917–1922) автобиографизм стал выраженным, в творческой практике Зайцева появились жанры мемуарного очерка и литературного портрета, а в период эмиграции художественно-документальные жанры начинают явно преобладать.
  2. Значимое место в творческом наследии Зайцева занимают циклы путевых очерков «Италия», «Прованс», «Афон» и «Валаам», сохранившие связь с древнерусским жанром «хожений» и представляющие собой «культурологические хожения»33 (термин Громовой А.В.) нового времени. В жанрово-композиционном отношении это произведения, совмещающие личные наблюдения автора и справочный материал, заимствованный из книжных источников. Отрывочные впечатления скрепляются последовательно проведенной культурологической концепцией: в «Афоне» автор исследовал экзотический мир европейского православного монастыря.
  3. Привлечение элементов общего филологического и поэтико-стилистического анализов при рассмотрении путевого цикла Б.К. Зайцева позволяют более полно исследовать ранее не изучаемые с этих позиций пейзажные описания и выявить глубинные «смыслы» авторского «видения».
  4. Пейзаж и быт – атрибуты путевого цикла Б.К. Зайцева «Афон», ибо целью автора было осмысление феномена православного монашества в его конкретном культурно-историческом проявлении (акцент на роли художественных бытописаний и их зависимости от географического фактора). Пейзаж в данном случае выступает одной из форм проявления этого географического фактора.

Информация о работе Функции пейзажа в путевом очерке Б.К. Зайцева «Афон»