Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:08, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:

•изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
•проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
•проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
•создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
1.1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
1.2. Классификация звуков речи.
11
1.3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
2.1. Содержание школьного курса фонетики
25
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI» и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 76

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 483.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

    1. Спишите, расставьте ударение в словах:

Алфавит, сантиметр, портфель, документ, досуг, километр, магазин, предмет, звонишь, квартал, начать, понять.

    1. Вспомни правила переноса слов и найди слова, которые неправильно разделены для переноса.

Были-на, доб-рота, тра-вуш-ка, деревь-я, стре-лы, горо-да, о-зе-ро, сто-я.

Выпиши эти  слова, разделяя их правильно для  переноса.

    1. Назови три пары согласных звуки по звонкости/глухости.
    2. С помощью чего обозначается мягкость согласного?
    3. Подчеркни гласные, обозначающие один звук одной чертой, два звука – двумя.

Полью, он, январь, играя, мглою, стихотворение.

    1. Запиши слова:

[штобы], [канешно], [антэн:а], [атэл'э], [интэрнат], [кафэ], [купэ], [модэл'], [музэj], [тэмп], [шоссэ].

    1. Произведи фонетический анализ слов: щука, якорь
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 

    1) Найди букву и назови звуки.

    • В каком слове произносится звук [з]? 
 

Сдача;

Позже;

Мороз;

Узкий.  

    • В каком  слове есть гласный [а]? 

Частушка;

Пряник;

Тянуть;

Площадь.  

    • В каком  слове произносится согласный [д]? 
 

Дело;

Отбросил;

Подкова;

Семнадцать.  

    • В каком  слове нет звука [с]? 
 

Освоить;

Перелез;

Безвкусица;

Сердится. 

    • В каком  слове произносится звук [ж]? 
 

Мужчина;

Бедняжка;

Обжиг;

Фляжка. 
 

    • В каком  слове произносится звук [ч']? 

Счет;

Грузчик;

Чемпионат;

Песчаный.

  • Какими звуками различаются слова? Охарактеризуйте эти звуки, указав их признаки.

Дал – даль, лук – люк, флаги – фляги? 

    1. Найди общий звук в словах.
  • В каком слове все согласные мягкие?

 Щавель;

Веришь;

Живете;

Репетиция. 

  • В каком  слове все согласные твердые? 

Часто;

Ружье;

Шарик;

Пушинка.

  • В каком слове произносится твердый шипящий согласный звук? 

Чистый;

Целиком;

Вираж;

Жалость.

  • В каком слове (сочетании) все согласные глухие?

Из всех;

От десяти;

Под откос;

Свисток.

 

    1.   Найди лишнее слово  (по фонетическим  признакам).
  • Найдите, какие слова в этих группах лишние. (Обратите внимание на звуковой состав).
      1. Конечно, нарочно, игрушечный.
      2. Что, чтобы, нечто.
      3. Чувствовать, баловство, да здравствует.
      4. Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.
  • Найдите лишнее по звонкости-глухости согласных звуков.

отбой, шорох, сдобный

  • Найдите лишнее по твёрдости-мягкости согласных звуков

тишина, песня, у  речки

  • Найдите лишнее по отношению количества звуков к буквам.

честный, шёпот, местный

    1. Запиши слово по данной транскрипции
    • Запишите слова по правилам русской орфографии: [грус,т,]; [л,эст,];
    • Выберите правильный вариант произношения слова:

Конечно [чн];

Скучно [чн];

Девичник [чн];

Ничто [шт].

  • Выберите правильный вариант произношения слова:

Шинель [н'];

бизнес [н'];

энергия [н'];

бутерброд [т'].

 

    1. Сопоставьте количество букв и звуков в слове.
  • В каком слове звуков больше, чем букв? 

Семья;

Ёж;

Мёд;

Лень

  • В каком слове четыре звука?

Шьёшь;

Лён;

Поют;

Ядро.

  • В каком слове букв больше, чем звуков?

 Умывается; 

Съестное;

Подъём;

Бухгалтер.

      1. Произведи фонетический разбор.
  • Разделите слова на три группы:
    1. те, в которых только глухие согласные,
    2. те, в которых только звонкие согласные,
    3. те, в которых есть и звонкие, и глухие согласные.

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.

  • Запишите фонетическую транскрипцию этих слов: Бить, белый, бровь, ад, яд, фильм, редька, арка, ярко, километр.
  • Что должно стоять на месте вопросительного знака?

Б/П = Д/?; Я/А = Ю/У= Ё/?=?/Э

  • Укажите ошибку в характеристике звука, входящую в слово «сдаешь».

первый звук - согласный, звонкий, твердый;

второй звук - согласный, звонкий, твердый;

третий звук - гласный [а] , безударный;

четвертый звук - согласный, звонкий, мягкий;

пятый звук - согласный, звонкий, мягкий;

шестой звук - согласный, глухой, мягкий.

      1. Слуховые диктанты

Загадка.

     Стоял  теплый  апрельский  день. Мы  подъехали  к  опушке  леса. Журчали  весенние  ручьи. Мы  медленно  шли  по  тропинке.  Прошмыгнула  мышь. Наше  внимание  привлекли  лягушки.  По  одной  и  группами  они  прыгали  по  снегу, преодолевали  потоки  воды.  Мы  двинулись  за  ними  и  заметили  маленький  водоем. Там  кишели  лягушки.  Что  их  манило  туда?  Для  нас  это  осталось  загадкой? 

Свет  осени.

     Только  осенью  можно  оценить  красоту  ясеня, осины, рябины  и  клена. Рябина  вся  в  красных  бусах. У  листьев  ясеня  спокойный  желтый  цвет. Королевой осеннего  леса  становится  осина. Летом  на  её  ствол, листья, ветви  мы  не  обращаем  внимания. Осенью  осина   превращается  в  красавицу. Листья  желтые, малиновые, пурпурные. Хорошо  смотреть  на  осенние  деревья  при  закате. Лес  весь  лучится, сверкает, светится. 

Жаворонок.

     В  поле  между  комьями  холодной  земли  проснулся  жаворонок.  Он  вскочил  на  ножки, встряхнулся, огляделся  и  полетел  вверх. 

Полетел  и  запел. Радостно  и  звонко  лилась  его  песня.

Все  казалось  ему  замечательным, красивым  и  милым. Ведь  это  была  его  Родина. Он  долго, очень  долго  её  не  видел!

     Первые  дни  он  отдыхал. Сегодня  принялся  за  свою  работу.  А  работа  его  была – петь.  

Пусть  птица  выводит  птенцов.

     Ребята  отправились  с  лесником  в  лес  убирать  хворост. Он  остался  от  зимней  рубки  леса.

     Хорошо   в  эту  пору  в  лесу! Весенний  лес  кажется  прозрачным. Он  умылся  вешней  водой. Ветки  осины  украсились  зелеными  сережками. Молодые  березки  весело  шумят. Скоро  они  распустят  свои  зеленые  шелковые  косы.

В  библиотеке.

     Костя  сидел  над  тетрадью.  В  руке  он  держал  карандаш.   В  школе  шумела  большая  перемена. Ребята  бегали  по  коридору, боролись, пели, смеялись. Костя  сидел  в  библиотеке,  он  готовил    доклад  для  кружка  юннатов. Костя  морщил  брови, ерошил  свои  короткие  волосы, начинал  писать  и  зачеркивал. Он  в  раздумье  подошел  к  окну. Морозные  узоры  застилали  стекла. Высокая  вершина  горы, седая  от  снега, глядела  в  окно. 

Кто  как  зиму  встретил.

     Летучие  мыши  забрались  в  дупла  деревьев  и  на  чердаки  домов.  Еж  прикрылся  сухими  листьями. Лягушки  зарылись  в  мох. Медведь   отъелся за  лето  и осень и спит  в берлоге.   Белка сменила на  зиму  шубку, починила  гнездо. Лиса  в норе  из  листьев теплую  постель сделала себе. Только  бездомный волк  бродит  злой  и голодный. 

      1. Артикуляционная зарядка

Лягушка.

  Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть  губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как  блюдца.

Как весёлые  лягушки тянем губки прямо  к ушкам.

Потянули - перестали. И нисколько не устали! 

Слон.

     Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно  произнося звук у.

Подражаю  я слону -

Губы  хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место  возвращаю.

Лягушка-слон.

     Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои  губы прямо к ушкам растяну  я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка.

     Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели.

     Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:

1) кончик  языка за верхними резцами; 

2) кончик  языка за нижними резцами. Двигается  только язык, а не подбородок!

На качелях  я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё  выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. 

Часики.

     Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Информация о работе Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе