Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:08, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:

•изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
•проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
•проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
•создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
1.1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
1.2. Классификация звуков речи.
11
1.3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
2.1. Содержание школьного курса фонетики
25
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI» и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 76

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 483.50 Кб (Скачать документ)

     Коммуникативная направленность учебника дает возможность младшему школьнику понять необходимость постановки учебной задачи (мне надо найти ответ на вопрос, иначе я не смогу сказать или написать так, чтобы меня поняли), мотивировать свои действия при решении ее. При этом учебник не поучает, а побуждает к самостоятельному поиску, является не только источником информации, но и приглашением к сотрудничеству. Уникальность его состоит в том, что авторам удалось развернуть перед младшими школьниками алгоритм обнаружения, постановки и решения фонетической задачи, алгоритм, делающий изучение русского языка осмысленным. Очевидно, что овладеть таким алгоритмом возможно только при умении грамотно говорить, слышать фонемы и анализировать информацию. Сам учебник, так и прилагающиеся к нему методические материалы позволяют учителю конструировать во время урока различные ситуации, направленные на развитие способности анализировать и контролировать свои действия, т.е. правильность следования алгоритму, и оценивать полученный результат. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно решать фонетические задачи.

     До  сравнительно недавнего времени  все школьные программы опирались  на морфологический принцип русской  орфографии, который гласит, что  морфема должна сохранять единое написание независимо от произношения, иначе говоря, в корне -вод- гласный звук должен быть обозначен буквой О, независимо от того, как он произносится.

     Но  морфема вносила большие ограничения  в методику обучения. И ученые пришли к выводу разработать фонемный подход.

     Период  обучения грамоте – исключительно  важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его  школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.

     Содержание  учебной работы по русскому языку  раскрывается в основных направлениях: обучение, развитии и формирование.

     Обучение предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание.

     Под развитием понимается, во-первых, становление у школьников лингвистического мышления – способности осознавать речь, предложение, слово, звук как предмет наблюдения и изучения, выполнять с различными средствами языка операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; во-вторых, совершенствование у детей природной  языковой интуиции, склонности к догадке; в-третьих, зарождение у них умения учиться, а для этого – ориентироваться в букваре и прописях и полноценно работать с ними.

     Воспитание связывается, прежде всего, с привитием интереса к учению, в частности к урокам чтения и письма, с формированием у учащихся желания научиться хорошо читать, писать, говорить и слушать, чтобы использовать все умения в практике общения с людьми, при самостоятельном (по собственной инициативе) обращении к книгам.

     Специфика уроков обучения грамоте в данной программе состоит в том, что  с них фактически начинаются сразу  два курса: литературного чтения и русского языка. Эффективность  освоения каждого из этих курсов во многом будет зависеть от содержания и способов подготовки учеников в период обучения грамоте, поскольку на этом этапе должны быть не только сформированы элементарное чтение и письмо, но и заложены основы необходимых в дальнейшем знаний и умений – читательских, речевых, фонетико-графических, орфографических и др.

  Программа «Гармония» обеспечивает:

     • появление у первоклассников некоторых знаний о речи, её назначении, главных качествах, видах, правилах общения и опыт применения этих знаний в речевой практике;

     • формирование представлений об основных единицах языка (о предложении, слове, слоге, звуке), освоение способов их вычленения, а также наблюдение за использованием этих единиц в речи;

     • фонетические знания (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твёрдых и мягких, парных по твёрдости-мягкости и непарных, о согласных глухих и звонких, парных по глухости-звонкости и непарных) и на их основе развитие умения выполнять частичный и полный звуковой анализ слова;

     • формирование механизма плавного слогового чтения и постепенный переход к осознанному чтению целыми словами;

     • первоначальное введение в мир детских книг и мотивацию самостоятельного обращения к ним;

     • становление каллиграфических умений;

     • знакомство со способами обозначения звуков буквами и освоение основных правил графики обозначения твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

     • знание признаков «опасных при письме мест» и становление орфографической зоркости – умения по освоенным признакам обнаруживать (на слух прогнозировать) орфограммы (термин не употребляется);

     • знакомство с несколькими традиционно изучаемыми в этот период орфографическими правилами: оформления границ предложений и слов, написания большой буквы, ударных сочетаний жи 2–ши 2 и др., переноса слов. Ведущий метод обучения грамоте (как чтению, так и письму) – звуковой аналитико-синтетический, введённый в отечественную методику ещё К. Д. Ушинским.

     Курс  обучения грамоте  реализован в букваре  «Мой первый учебник» (авторы М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина) и прописях «Хочу хорошо писать» (авторы Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, под ред. М.С. Соловейчик). Букварь состоит из 2 частей, прописи – из 4 тетрадей.

В период обучения грамоте осуществляется новая  последовательность и методика троекратного введения букв алфавита, а именно:

  • Общее представление всех букв алфавита с целью разграничения понятия "звук" и "буква";
  • Буквы изучаются попарно: А – Я; О – Е; У - Ю ;
  • Повторное попарное  введение всех букв с целью закрепления и систематизации.

     Такое троекратное введение букв алфавита помогает не сдерживать темпы обучения чтению, дает детям возможность трижды повторять, углублять и систематизировать изученное на разном текстовом материале.

       Курс построен логично, в нем  подобраны интересные и доступные  задания, направленные на активизацию деятельности младших школьников, что способствует их развитию, самостоятельности мышления. Идеи авторов дают возможность каждому ребенку реализовать свои интеллектуальные способности и развиваться в индивидуальном темпе.

     Для решения этой проблемы в УМК "Гармония" разработаны задания трех уровней, которые позволяют каждому ученику работать в своем режиме и тесно связаны с темой самостоятельной работы.

     В основу обучения языку, речи и правописанию положена коммуникативная направленность курса: выявляется, зачем то или иное средство есть в нашем языке, почему нужно соблюдать определенные правила, чем приобретаемое знание или умение важно для речи. Реализуется деятельностный подход к организации учебной работы. Это означает, что:

  • введению новых знаний предшествует постановка учебной задачи;
  • информация не дается в готовом виде, а "добывается" вместе с учениками;
  • тренировочная работа организуется как мотивированная, последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для успешного решения орфографических задач.

     Курс  русского  языка  представлен  учебником  «К тайнам  нашего  языка» /авт. М. С.  Соловейчик, Н. С. Кузьменко, который  имеет  коммуникативно-деятельностную  направленность,  способствует  становлению  у  детей  самостоятельности, интереса  к  изучению  русского  языка, грамотности. Дополнением  к  учебнику  являются  тетради-задачники. 

        Направленность на комплексное  решение задач обучения, развития  и воспитания детей с учётом  разного уровня их дошкольной  подготовки.

  • Усиление внимания, по сравнению с традиционным подходом, во-первых, к мотивации обучения чтению и письму, а во-вторых, к тем направлениям работы, которые готовят учеников к курсу русского языка: формированию ряда речевых, фонетико-графических и орфографических умений; среди последних особое место занимает умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью.
  • Увеличение, по сравнению с традиционным, объёма речевой и фонетической работы, а также подготовки к овладению написанием букв в добуквенный период обучения грамоте.
  • Особая система двукратного предъявления большей части букв, при которой обеспечивается, с одной стороны, более прочное их освоение, а с другой, целенаправленное знакомство с фонетико-графической системой языка.
  • Последовательное формирование речевых, фонетико-графических и орфографических умений (в том числе фонетического слуха и орфографической зоркости детей) на уроках обучения как чтению, так и письму. 

     Таким образом, проанализировав учебно-методические комплексы «Гармония» и «Начальная школа 21 века»  можно увидеть, что по программе «Гармония», благодаря фонемной теории (иначе говоря, фонематический принцип русской орфографии), троекратному введению алфавита и последующем регулярном закреплении знаний, умений и навыков, лучше осознают фонетический материл, то есть,  дети больше внимания уделяют звуковой стороне речи, потому они лучше осознают прорабатываемый материал. В программе «Начальная школа 21 века» к третьему классу дети уже имеют сформированные знания и обзорно учатся составлять разбор слова по плану, следовательно, знания детей отрывочны, некоторые дети не успевают прорабатывать и осознавать данный материал.

2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений  учащихся.  

      Рассматриваемые теоретические вопросы легли в основу опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся 3 «А» класса гимназии «Ступени» №4.

     Опытно-практическая работа была проведена во время государственной практики.

     Целью констатирующего этапа было выявление уровня сформированности фонетических представлений учащихся 3 «А» класса гимназии «Ступени» №4, обучающегося по учебнику «Русский язык» авторов Иванова С.В., Евдокимова М.И. и др., входящего в учебно-методический комплекс «Начальная школа  ХХI века» для четырёхлетней начальной школы.

     Обследование  учащихся было проведено 5 февраля. В 3 «А» классе обучается 24 человека (приложение 1).

     На  первом этапе контролировались следующие  умения:

    • умение ставить ударение в словах;
    • умение делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую;
    • умение различать звонкие и глухие согласные звуки;
    • умение различать твердые и мягкие согласные звуки;
    • умение переводить звуковую запись слова в буквенную;
    • умение определять значение буквы в зависимости от позиции;
    • умение производить фонетический анализ слова (полный).

     В результате констатирующего этапа установлено количество учащихся, допускающих ошибки при выполнении того или иного задания (таблица 3). 
 

     Таблица 3.

     Результаты  констатирующего этапа.
Проверяемые знания Контроль
Умение  ставить ударение в словах
6 чел. 25 %
Умение  делить слова на слоги для переноса слова с одной строки на другую
5 чел. 21 %
Умение различать звонкие и глухие согласные звуки
5 чел. 21 %
Умение различать твердые и мягкие согласные звуки
4 чел. 16 %
Умение  переводить звуковую запись слова в буквенную
14 чел. 58 %
Умение  определять значение гласных букв в зависимости от позиции
10 чел. 42 %
Умение  производить фонетический анализ слова (полный) 7 чел. 39 %
 

     Мы  видим, что наибольшее количество ошибок допущено при переводе звуковой записи слов в буквенную, при анализе значения гласных букв в зависимости от позиции, при проведении фонетического анализа слов.

Информация о работе Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе