Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 04:08, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть приемы формирования фонетических представлений учащихся на уроках русского языка в начальной школе.

Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи:

•изучить теоретическую литературу по теме исследования; выявить объем фонетических сведений, изучаемых в начальной школе;
•проанализировать программы «Гармония», «Начальная школа XXI века» в рамках изучаемой проблемы;
•проследить связь фонетических знаний с орфографией и орфоэпией;
•создать и апробировать систему фонетических упражнений, направленных на совершенствование фонетических представлений учащихся 3 класса гимназии №4 «Ступени»

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы фонетики. 5
1.1. Понятие звука речи, его отличие от других звуков окружающего мира.
5
1.2. Классификация звуков речи.
11
1.3. Разграничение понятий «звук» и «буква».
18
Глава 2 Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе. 25
2.1. Содержание школьного курса фонетики
25
2.2. Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку «Начальная школа XXI» и «Гармония» в аспекте исследуемой проблемы
37
2.3. Описание опытно-практической работы по совершенствованию фонетических представлений учащихся.
53
Заключение 57
Литература 61
Приложение 1 65
Приложение 2 66
Приложение 3 76

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 483.50 Кб (Скачать документ)

      Эпентезы  чаще всего имеют диссимилятивную  основу, чаще всего речь идет о вставке  звуков в или й между гласными, например в просторечии говорят радиво, какаво. Йотовая эпентеза типична также для просторечия. Так говорят: скорпиён, шпиён, фиялка, павиян. В области согласных частый случай - вставка мгновенного звука между двумя согласными. Например, ндрав, страм вместо нрав и срам.

      Протезы являются собственно разновидностью эпентез, только протезы не встречаются в  середине слова, а приставляются  спереди, к началу слова. В качестве протетических согласных выступают опять же в й, которыми прикрываются начальные гласные, например, вострый, ето вместо это.

      К диссимиляции тесно примыкают случаи так называемой метатезы смежных и несмежных звуков внутри слова. Современное русское тарелка образовалось от старой формы талерка путем метатезы л и р.

      В языке различают также чередования  звуков, то есть взаимную их замену на тех же местах, в тех же морфемах. Фонетические чередования - это изменения  звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. Эти чередования обусловлены позицией. При фонетических чередованиях чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, например, воды - вода - водовоз, где и варианты фонемы о. Или чередования звонких и глухих согласных звуков: друг - друга, где к является вариантом фонемы г.

      Фонетические  чередования имеют обязательный характер в данном языке. Так, в русском языке все гласные в безударных слогах редуцируются, а все звонкие согласные на конце слова оглушаются. К выражению значения эти чередования не имеют никакого отношения. Они обусловлены позицией в слове и изучаются в фонетике.

      Фонетические чередования обычно остаются невыраженными в письменной речи и выражаются только в устной речи, в различных ее видах.

      От  живых чередований следует отличать нефонетические чередования, которые  не являются предметом изучения фонетики. При нефонетических чередованиях изменение звучания не зависит от позиций звука в слове. При этом чередуются разные фонемы, благодаря чему одна и та же морфема получает разный фонемный состав, например, друга - друзей - дружеский.

      Чередования бывают фонетические  чередования, которые рассматриваются в фонетике и нефонетические. Все явления нефонетических чередований изучает морфонология, хотя изучение их функций, выражения тех или иных грамматических значений относится уже к грамматике.

        Таким образом, можно сказать, что звуки бывают тональные или шумовые, также различаются звуки реи и звуки языка. Каждый произносимый звук имеет определенную артикуляционную и акустическую точку в пространстве, что и помогает отличать нам его среди других звуков и звуков, сказанных разными личностями. Изучением звуков языка занимаются науки фонетика и фонология, которые рассматривают звуки с как функциональные и смыслоразличительные единицы. Звуки взаимодействуют между собой особым образом, это называется фонетическими процессами. Фонетические процессы бывают основными: аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. И прочие фонетические процессы, основанные на основных, называются эпентезы, протезы, диерезы, а так же фонетические и традиционные чередования.

  1. Классификация звуков речи.
 

            Звуки речи образуются речевым аппаратом человека. Речевой аппарат состоит из 5 главных частей: дыхательного аппарата, гортани,  надставной трубы (полости рта и полости носа), 4) органов произношения, центральной нервной системы. [5, 65]  Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Активными органами произношения являются язык и губы, пассивными зубы, небо.

         Есть два источника звуков речи: один - это колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Это колебания гармонические, периодические; они создают тон, музыкальный звук. Другой источник звуков речи - шум, негармонический звук; он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

      При образовании гласных голосовые  связки дрожат, но воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным различием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия. Так, гласные - это чисто тоновые звуки, а согласные характеризуются наличием шума. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя. При образовании гласных, мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

      Гласные - ртораскрыватели: чем громче мы их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные - ртосмыкатели: чем громче мы их хотим произнести, тем теснее должны сблизить органы речи. (Чтобы громче произнести [а], надо рот раскрыть шире; чтобы громче произнести [с], надо плотнее придвинуть язык к зубам.).

        В характеристику согласных звуков входят пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума (сонорность/шумность), глухость/звонкость, твердость/мягкость.

      Место образования согласного зависит  от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган - нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными: [п], [б], [м] (пассивный орган - верхняя губа) и губно-зубными: [в], |ф] (пассивный, орган - верхние зубы). Если активный орган - язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и передненебными, когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч’]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные:[j]. Заднеязычные либо средненёбные: [к'], [г], [х'], [j] либо задненёбные: [к], [г],[х],[j] [7, 86].

      При образовании одних согласных звуков либо язык плотно прижимается к зубам (г, д) или к нёбу (к, г), либо губы плотно смыкаются (п, б). Струя воздуха, выходя наружу, разрывает плотно сомкнутые органы речи, отчего получается мгновенный шум, напоминающий взрыв. Согласные, которые образуются смыканием органов речи и взрывом воздуха при быстром их размыкании, называются смычными; в русском языке это звуки б, г, д, к, п, т.

      Звуки л, м, н называются смычно-проходными. При образовании звука л передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые воздух и выходит. Поэтому звук л называют боковыми. При образовании звука м плотно смыкаются губы, а при образовании звука н язык плотно примыкает к верхним зубам; но взрыва не получается, так как воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки мин называются еще носовыми.

     При образовании других согласных звуков органы речи образуют узкий проход, напоминающий щель. Например, при звуке х щель образуется между задней частью языка и нёбом; при звуке с щель образуется между передней частью языка и верхними зубами; при звуке ф — между нижней губой и верхними зубами. При трении струи воздуха о края щели получается шум. Согласные, которые образуются трением воздуха о края щели, называются щелевыми, например: в, ж, з, с, ф, х, ш.

Звуки ц и ч образуются следующим образом: сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке ц) или с передней частью нёба (при звуке ч), затем воздух с лёгким взрывом размыкает органы речи, отчего образуется щель, через которую воздух с шумом и выходит наружу; поэтому звук ц состоит как бы из слитых вместе г и с, а звук ч — из слитых вместе г' и ш' (мягких звуков т и ш). Вот почему звуки ц к ч называются слитными. При образовании звука р шум получается от дрожания кончика языка; поэтому звук р называется дрожащим.

     По  участию губ и языка для  образования преграды согласные  делятся на следующие группы: 1) губные — б, п, м, в, ф (при образовании б, п, м нижняя губа смыкается с верхней, при образовании в, ф нижняя губа приближается к верхним зубам, отчего получается щель); 2) переднеязычные — д, т, н, ц, ч, з, с, ж, ш, щ, л, р (при образовании одних звуков кончик языка или передняя часть языка смыкается с зубами или с передней частью нёба, при образовании других происходит сближение тех же органов) ; 3) заднеязычные — г, к, х [5, 72].

     По  уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р], [л], [м], [н], [j] и шумные [б], [в], [г], [д], [т], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч'], [ш] и др. Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при, произнесении сонорных и шумных согласных.

      Глухие  и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произнесении голоса (тона). Голос 
возникает в результате того, что голосовые связки сближены и 
дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются 
звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и 
др. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными 
в том, что у звонких сонорных голос обычно преобладает над 
шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без 
голоса, при помощи одного только шума образуются глухие 
согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [щ] и др.

  По  глухости/звонкости согласные звуки образуют пары: [б- п], [в-ф], [г-к], [д-т], [ж-ш] и др. Звук [ц] глухой, но у него есть парный звонкий [д-з], который произносится на месте <ц> перед звонким согласным. Такую же пару составляют глухой [ч'] и звонкий [д'-ж']. Звук [j] составляет звонкую пару [х] и произносится.

     Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образований твердых - в задней части ротовой полости.

     Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б-б'], [в-в'], [г-г’], [д-д'], [з-з'] и др. Звук [ч’] мягкий, его твердая пара [ч], который бывает только перед [ш]. Звук [ц] твердый, а мягкий произносится, например, на месте [т'] перед [с']: пя[ц']я. У звука [ш] пара [ш']: мо[ш']ным, [ш']ука. У звука [ж] пара [ж'], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж']и, дро[ж']и. Только у звука [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части языка по направлению к твердому нёбу является основной артикуляцией, без которой никакого согласного звука вообще не возникает.  Если структурировать написанную выше информацию, то все согласные можно записать в таблице:

Таблица 1

Классификация согласных звуков. 

Способ  образования По действующему органу
Губные Язычные
Двугубные Губно-зубные Передне-язычные Средне-язычные Задне-язычные
Твердые Мягкие Твердые Мягкие Твердые Мягкие Мягкие Твердые Мягкие
Смычные Звонкие б б'     д д’   г г‘
Глухие п п’     т т‘   к к‘
Щелевые Звонкие     в в’ з, ж з‘, ж‘ j    
Глухие     ф ф‘ с, ш с‘, ш‘   х х‘
Слитные Глухие         ц ч‘      
Смычно-проход-ные Боковые Сонорные         л л‘      
Носовые м м‘     н н‘      
Дрожащие         р р‘      

Информация о работе Фонетическая система русского языка как предмет изучения в начальной школе