Экология русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:13, доклад

Описание

По общему справедливому определению, русский язык находится в настоящее время в кризисном состояние. Причинами этого являются:
- Резкое сокращение базы разговорного русского языка в связи с изменением геополитической обстановки, как в России и странах СНГ, так и в мире,
- С ухудшением экономического положения нашей страны;
- Уменьшением учебных часов по русскому языку в школьных и вузовских программах;
- Вымиранием эпистолярной культуры;
- Примитивизацией навыков устного общения и деловых переговоров;
- Перенасыщение русской речи сленгами и жаргонизмами;

Содержание

1. Причины кризисного состояния русского языка и меры борьбы с ним.---------стр.3
2. Задачи экологии русского языка. ------------------------------------------------------------стр.4
3. Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------------стр.5
4. Библиография.--------------------------------------------------------------------------------------стр.6

Работа состоит из  1 файл

Экология русского языка.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 

          
 
 

          

   Экология русского языка.                                 
 
 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                

                                                       СОДЕРЖАНИЕ. 

                          

  1. Причины кризисного состояния русского языка и меры борьбы с ним.---------стр.3
  2. Задачи экологии русского языка. ------------------------------------------------------------стр.4
  3. Заключение.-----------------------------------------------------------------------------------------стр.5
  4. Библиография.--------------------------------------------------------------------------------------стр.6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    

 Экология русского языка.

                                                             

                                                                            Берегите наш язык

                                                                            Наш прекрасный русский язык.

                                                                                     Этот клад достояние переданное

                                                                                     Нам нашими предшественниками. 

                                                                                                                        А.С. Тургенев

1. Причины кризисного  состояния русского  языка и меры  борьбы с ним. 

             По общему справедливому определению,  русский язык находится в настоящее  время в кризисном состояние. Причинами этого являются:

-     Резкое сокращение базы разговорного  русского языка  в связи  с изменением геополитической  обстановки, как в России и  странах СНГ, так и в мире,

  • С ухудшением экономического положения нашей страны; 
  • Уменьшением учебных часов по русскому языку в школьных и вузовских программах;
  • Вымиранием эпистолярной культуры; 
  • Примитивизацией навыков устного общения и деловых переговоров;
  • Перенасыщение русской речи сленгами и жаргонизмами;  

           Недостаточное владение нормированной речью представителей профессий с повышенной речевой ответственностью связано с тем, что языковое воспитание осуществлялось в грамматическом, а не  в риторическом духе, при котором отсутствовало знание всех форм речевого общения, воздействие и взаимодействие. Фактически в настоящие время утерян русский риторический идеал.

            Необходимость экологии русского  языка, его сохранения и развития, очищение и восстановление после  многих десятилетий всеобщего  похамления требует следующих  строгих мер:  

  • Пропаганда русского языка за пределами России;
  • Восстановление влияния русской филологии на среду языкового общения иностранных поклонников русской словесности;
  • Совершенствование языкового воспитания в непрерывном образовательном процессе;
  • Постановка в центр языкового обучения полноценной современной филологической школы.

             Нужно упорядочить нормы русского  языка, издавать  новые толково-  энциклопедические, стилистические  словари, годные для всеобщего  употребления, в которые должны  войти термины общеобразовательные и новейшая общенаучная и общетехническая лексика.

              Для развития русского языка  необходимо так же использовать  и разработать русскую литературу  XX в. , осознать, что такое язык новейшей литературы с точки зрения эстетики слова, поняв, почему язык современных, реалистических, модернистских и постмодернистских произведений нередко грязен и примитивен. Только после этого будут цениться эстетически совершенные литературные произведения, дающие образцы стиля и влияющие на языковое развитие общества.

              Для выхода из языкового кризиса  нужно совершенствовать педагогические  приёмы и методики преподавания  русского языка, обеспечить качественную  подготовку и повышение квалификации  преподавателей   с учётом конкретных условий  организаций образовательного процесса по гибким, интерактивных моделях обучения.

           
 
 

                                      

 2.Задачи экологии русского языка

    Особо  важным представляется создание  с помощью современных средств  электроники единой системы разноаспектных сайтов,  содержащих банки данных  по филологии: о русском языке и его функционировании, о языковых процессах, происходящих в России и за рубежом, а также база данных по русской литературе. 

               На фоне этих глобальных задач, стоящих перед филологами России, кафедра русской филологии факультета международного образования Тамбовского гос-го  технического университета пытается вносить определённый вклад в один из приоритетных разделов осуществление федеральной целевой  программы “Русский Язык” : применение новых информационных технологий  в филологии. Нами намечены две основные цели: использование компьютерных технологий в процессе изучения дисциплин филологического цикла и пропаганда по компьютерным сетям русского языка, как средства  межнационального общения и отображение через него культурного, духовного, нравственного и творческого потенциала русского народа. 

                Для осуществления поставленных  целей  необходимо создать  информационную, нормативную и справочную базы данных изданий по филологии в электронном виде (программы, учебные планы, справочные издания, словари, энциклопедии ).

                 Важнейшей задачей является разработка  учебно-методического обеспечения,  дистанционных и открытых форм изучения русского языка и литературы, в том числе электронных учебников, пособий, словарей, мултимидийных программ, аудио- и видео библиотек по лингвистике и литературоведению.

                  Первоочередными перекладными задачами  информационных технологий  в  филологической области можно  считать проведение телеконференций  по важнейшим  проблемам современной  науки, а так же “Заочных  конференций”  по сетям интернет, разработка сайтов по определённой актуальной тематике, издание электронных научных журналов, посвящённым различным статьям филологии.

                  Расширение системы обучения  и тестирования по русскому  языку и другим дисциплинам  филологического цикла через  сеть Интернет, разработка новых образовательных и тестирующих технологий с открытым доступом для всех этапов непрерывного  образования (от до школьного до после вузовского ) позволят наиболее эффективно постигать широчайше возможности русского языкового кризиса и пропаганде, и развитию русского языка в мировом образовательном процессе.

                    Защита и пропаганда русского  языка, внимание к нему и  углубление в него.

Важнейшие задачи,  стоящие перед кафедрой русской  филологии  ТГТУ  сегодня.

Достаточно перечислить дисциплины, преподаваемые в стенах университета силами кафедры, чтобы получить представление об объеме литературоведческих и языковедческих  знаний  которые передаются студентам как гуманитарных, так и технических факультетов: современный русский язык, русский язык и культура речи, стилистика и литературное редактирование, история русской литературы, риторика.  Следует особо подчеркнуть практическую неправильность  преподавания этих предметов: около 2/3 всех курсов  

  - это лабораторные  и практические занятия нацеленные на помощь в овладение студентами теоретических знаний, развития умений и навыков правильного использования языковых богатств, творческих возможностей обучающихся,  способствующие их  раскрепощенности в рамках кодифицированного  языка. Лингвистический и литературный анализ текстов, стилическое экспериментирование  с попутной орфоэпической, орфографической и синтаксической коррекцией, тематическое высказывание (описания, пересказы, истории, рассказы, рассуждения и т.д.)    перед камерой с последующим анализом достоинств и недостатков, дискуссий и полемики и т. д. – вот не полный  перечень работ, предлагаемых студентам, для которых русский язык родной или в достаточной мере изучен как иностранный на подготовительном курсе.

             

                                              

3.  Заключение.   

          Русский язык как иностранный  требует к себе особого внимания  и естественно, иных методов  преподавания. Сознательно-практический  метод с коммуникативной направленностью  в обучение даёт возможность углубиться в функциональные особенности русского языка, познать необходимые тонкости обращения с русским словом . Несомненно это трудоёмкий и длительный процесс, требующий как и от преподавателя, так и от студента огромного напряжения. Преподаватели кафедры опираются в работе на испытанные практикой и временем приёмы изучения русского языка на началом и  продвинутом этапах.  Однако взяв курс на интегрирование в европейское языковое пространство и осознавая при этом спад интереса изучения русского языка за рубежом, кафедра русской филологии стремится к восстановлению статуса русского языка  как международного путём внедрения в теорию и практику в его преподавание новых методов: вводятся элементы интенсивного курса русского языка как иностранного, активно используются аудио- и видеозаписи, разрабатываются новые компьютерные программы для закрепления изученного и презентации фонетического и грамматического материала, с использованием игровых заданий, создаются мультимедийные учебники.

           Как известно, важной предпосылкой образования становится необходимость приобретения обучающимися лингвистической, литературной, страноведческой компетенции, однако многолетнее обучение любому иностранному языку с узкопрограматическими целями  теряет смысл, если в течение долгого времени человек не попадает в страну, язык который он изучал. Создание банка данных в интернете о научном потенциале кафедры филологии и её практических возможностях  в обучение русскому языку иностранцев в русской языковой среде  с использованием оптимальных приёмов формирования, речевой компетенции учащихся, нацеленных на индивидуализацию  процесса обучения, позволяет внести ощутимый вклад в реализацию далеко идущих планов России по поддержке и пропаганде русского языка как международного однако из тех языков которые занимают достойное место в строительстве “общеевропейского дома” и в частности в подготовки европейских инженеров и филологов-русистов, способных обеспечить единое словесное пространство на фоне объединяющийся Европы лишенной общего языка.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             

Библиография.

1) Белоусов 1997 - Белоусов В. Н. Об основных тенденциях употребления русского языка в странах СНГ и Балтии // Русский язык как государственный. М., 1997.  

2) Есаджанян 1999 - Есаджанян Б. М. Статус русского языка в Республике Армения в контексте современности и система образования // Русский язык в Армении.

Ереван, 1999, № 1. 

3) Трубецкой 1990 - Трубецкой Н. С. Общеславянский элемент в русской культуре // Вопросы языкознания, 1990, № 3, с. 127. 

4) Челышев 1998 - Челышев Е. П. Культура России в мировом контексте // Образ России. Русская культура в мировом контексте. М., 1998 

5) http://www.gramota.ru/nws_arch.html?nn=437

               

Информация о работе Экология русского языка