Теории размещения производительных сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - это выяснить что такое теории размещения производительных сил, какие существуют факторы, условия и принципы размещения производительных сил.
Чтобы более подробно разобраться в данной теме нужно рассмотреть следующие задачи;
- Факторы, условия размещения производительных сил
- Проекты развития
- Оценка размещения производительных сил
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена
- Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
- Теория промышленного штандорта А.Вебера
- Теория центральных мест Кристаллера

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты размещения производительных сил……………………4
1.1.Факторы, условия размещения производительных сил………………………….4
1.2.Проекты развития…………………………………………………………………12
1.3.Оценка размещения производительных сил…………………………………….15
2.Закономерности и принципы размещения производительных сил………..... .…19
2.1.Закономерности размещения производительных сил…………………………..19
2.2.Принципы размещения производительных сил………………………………...24
3.Анализ теорий производительных сил…………………………………………….28
3.1.Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена…………………………28
3.2.Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта………29
3.3.Теория промышленного штандорта А.Вебера…………………….……………31
3.4.Теория центральных мест Кристаллера…………………………………………36
3.5.Подходы к построению общей теории размещения……………………………39
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….......45

Работа состоит из  1 файл

ТЕРРИТОР. ОРГАНИЗ. НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

Дальнейший анализ проводился последовательно по трем фак­торам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.

Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транс­портных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстоя­ния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в кото­ром с учетом местоположения потребительского центра и источ­ников сырья имеет место минимальная величина транспортных издержек. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Для нахождения этого пункта используется весовой (ло­кационный) треугольник В. Лаунхардта. При этом важную роль играют два показателя: материальный индекс и штандартный вес.

Рабочая ориентация. Далее, учитывая различия издержек на рабочую силу (рабочих издержек), определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наиболее низкими рабочими издержками. Рабочий пункт будет притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо пере­местится в рабочий пункт. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемеще­ния производства.

Для определения промышленного штандорта с учетом совме­стного влияния факторов транспортных издержек и рабочей силы А.Вебер прибегает к построению так называемых изодапан — ли­ний, соединяющих эти пункты одинаковых издержек отклонения.

Поскольку приросты транспортных затрат, обусловленные перемещением производства из транспортного пункта в рабочий, увеличиваются с удалением от транспортного пункта, причем бо­лее или менее равномерно в любом направлении удаления, в каж­дом направлении должны существовать такие пункты, для кото­рых приросты транспортных затрат (или издержки отклонения) будут одинаковыми.[4]

Графически (рис. 1.2) такие линии можно представить в виде замкнутых кривых, которые огибают пункт транспортного мини­мума (Р) и соединяют точки одинаковых отклонений в транспорт­ных издержках при перемещении производства в рабочие пункты (Z1 или L2). При этом изодапана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках, называется критической изодапаной для данного ра­бочего пункта.

Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного пун­кта в рабочий пункт выгодно, если вне ее, то перемещение невы­годно. Например, если для рабочего пункта L, критической изо­дапаной является А3, то предприятие предпочтительнее разместить в транспортном пункте Р. Если же критической изодапаной является А4, то предприятие целесообразно разместить в рабочем пункте L1

Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерацион­ных факторов на размещение промышленного предприятия А.Вебер строит на основе оценки изменений, вызываемых процесса­ми агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентации. Для этого он ввел дополнительное понятие — индекс сбережений. Смысл этого понятия поясним на следующем простом примере

Рис. 1.2. Транспортный и рабочие пункты и изодапаны

 

Пусть различным объемам агломерированной массы (напри­мер, годовым выпускам продукции) соответствуют различные удельные издержки.

1) 100 т ->10 руб.;

2) 400т->6руб.;
3)1600т->4руб.;
4) 6400 т-> 3 руб.

Уменьшение удельных издержек при росте объема производ­ства отражает эффект концентрации. Разница в издержках для этих агломерированных масс по сравнению с первым уровнем концен­трации производства составит для второго уровня 4 (10—6); для третьего — 6 (10—4), четвертого — 7 (10—3). Эти величины (4, 6, 7) и представляют собой те сбережения, которые получаются для различных степеней агломерации и которые повышаются при ук­рупнении производства. Их А.Вебер и называл индексами сбере­жений при агломерации.

Анализ влияния фактора агломерации на размещение произ­водства предполагает отсутствие влияния всех других факторов, кроме транспортного.

Для определения места размещения агломерированного про­изводства вокруг транспортных пунктов проводятся изодапаны, среди которых выделяется критическая изодапана, т.е. геометри­ческое место точек, в котором перерасход транспортных затрат равен экономии от агломерации производства.

А.Вебер утверждал, что отклонение изолированных произ­водств от их транспортных пунктов имеет смысл только тогда, когда все отклоняющиеся производства, не выходя за пределы своих критических изодапан, соединятся в каком-то одном мес­те. Таким местом является площадь общего сегмента, образован­ного пересекающимися критическими изодапанами, так как толь­ко внутри этого сегмента издержки отклонения для каждого производства не превышают той выгоды, которая получается от соединения, т.е. не превышают агломерационных сбережений (рис. 1.3).[11]

Агломерируемые производства должны размещаться в заштри­хованном сегменте. Выбор точки размещения внутри сегмента осуществляется с учетом транспортного фактора. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сег­ментов.

 

 

 

 

Рис. 1.3. Транспортные пункты и площадь агломерации

А.Вебер рассматривал различные ситуации при осуществлении агломерации, конкретизируя методику нахождения штандорта. Он предлагает формулы агломерационных эффектов

Пусть М — производственная масса какого-либо крупного производства. Величина сбережений от агломерации в расчете на единицу продукта будет выражаться в виде функции сбереже­ния — g(M). Тогда общая величина сбережений на всю произ­водственную массу будет равна:

Э1 = M x g(M)

Допустим, что с крупным производством сливается мелкое производство с производственной массой т. Тогда общая сумма сбережений для двух производств составит:

                                               Э2 = (М + m)* g(M + m)

А.Веберу первому удалось разработать многофакторную тео­рию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирова­ние). Однако А.Вебер, так же как и его предшественник В. Лаунхардт, не вышел за рамки проблемы размещения отдельного пред­приятия.

 

3.4.Теория центральных мест Кристаллера

 

 

Представляет собой пер­вую теорию о размещении системы населенных пунктов (цен­тральных мест) в рыночном пространстве.

Центральными местами В.Кристаллер называет экономичес­кие центры, которые обслуживают товарами и услугами не толь­ко себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В.Кристаллеру, зоны обслуживания и сбыта с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся заселенная территория покрывается шес­тиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания (рис. 1.4).

Теория В. Кристаллера объясняет, почему одни товары и ус­луги должны производиться (предоставляться) в каждом насе­ленном пункте (продукты первой необходимости), другие — в средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и т.п.), третьи — только в крупных городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.)Г

Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга (своего шести­угольника), центр производит (предоставляет) товары и услуги, типичные для всех центров низших рангов.

 

 

 

 

Рис. 1.4. Размещение зон обслуживания и населенных пунктов согласно теории В. Кристаллера

Тип иерархии определяется по числу центральных мест сле­дующего, более низкого уровня иерархии, подчиненных одному центральному месту данного уровня. Число подчиненных цент­ральных мест, увеличенное на единицу, обозначается буквой К. Любой центр всегда имеет зависимое от него одинаковое Количе­ство поселений, занимающих более низкую ступень,

Рассмотрим, например, случай, когда имеется трехступенча­тая иерархия поселений: город — поселок — деревня. Тогда при К= 7 вокруг каждого города будет расположено шесть поселков, а вокруг каждого поселка — шесть деревень, т.е. вокруг города будем иметь всего шесть поселков и 36 деревень. При четырехсту­пенчатой иерархии (город — поселок — поселение — деревня) вокруг города разместятся шесть поселков, 36 поселений и 216 деревень и т.д. Общая формула для отражения зависимости между числом мест на каждой ступени иерархии и значением К имеет следующий вид:

Мп = (К- 1) п

где     Мп — число зависимых мест на той или иной ступени иерар­хии;

п — ступень иерархии.

Количество возможных типов иерархии в принципе может быть различным. Однако наибольшее внимание В. Кристаллер и его последователи уделили анализу трех типов, или вариантов, иерархии: при К= 3, 4, 7. Эти варианты иерархии систем рассе­ления интерпретируются следующим образом.

Вариант при К= 3 обеспечивает оптимальную конфигурацию рыночных зон (территорий, население которых приобретает то­вары и услуги в данном центральном месте). Обслуживание тер­ритории достигается наименьшим возможным числом централь­ных мест. При этом каждое центральное место обслуживается тре­мя центральными местами следующего, более высокого уровня иерархии и находится на равных расстояниях от них.[8]

Вариант при К= 4 создает наилучшие условия для строитель­ства транспортных путей, так как в этом случае наибольшее чис­ло центральных мест будет расположено на одной трассе, соеди­няющей более крупные города, что обеспечивает минимальные издержки на строительство дорог,т.е. данное центральное место будет находиться на кратчайшем расстоянии до ближайших цен­тров более высокого уровня иерархии.

Вариант при К= 7 представляется целесообразным, если необ­ходим четкий административный контроль. В этом случае все цен­тральные места, зависимые от данного, полностью входят в его зону.

Из приведенных примеров видно, что функции поселений различны, каждое из них имеет свой радиус влияния и притяже­ния. В соответствии с этим возможны и разные способы террито­риальной организации систем расселения, при которых создают­ся наиболее благоприятные условия выполнения тех или иных их функций. Рассмотренные три случая, соответствующие значени­ям показателя К, можно интерпретировать как рыночную, транс­портную и административную ориентации в формировании тер­риториальной структуры расселения.

Теория центральных мест В. Кристаллера хотя и носит крайне абстрактный характер, но позволяет сформулировать общие пред­ставления о целесообразности расселения на той или иной терри­тории. Ее можно рассматривать как теорию, дающую эталон сис­темы расселения, с которым следует сравнивать складывающиеся в реальности системы расселения с целью выявления направле­ний их совершенствования. Известны также примеры практи­ческого применения теории центральных мест к решению конк­ретных проблем территориальной организации хозяйства и рас­селения в различных странах.

 

3.5.Подходы к построению общей теории размещения

 

Начала теории размещения производства, заложенные И. Тюненом, В Лаунхардтом, А.Вебером, получили интенсивное продолжение в первой половине XX в. при формировании общей теории размещения.

В этом процессе можно выделить три основных направления:

•    построение «чистых» теоретических конструкций, продол­жающих традиции классиков;

•    создание более общих теорий, охватывающих новые факто­ры, условия, аспекты;

•    конструирование общей теории размещения на основе мо­делей пространственного экономического равновесия.

Первый подход к построению общей теории размещения ба­зируется на решении относительно простой проблемы — разме­щения производства или же определения точных правил эконо­мического поведения хозяйствующих субъектов при размещении производства по территории. Пример такого рода «чистой» тео­рии — выявление оптимального размещения производственных фирм, которые при определенном спросе стремятся минимизиро­вать транспортные издержки на единицу площади. Эту проблему, опираясь на идеи В. Кристаллера, поставил и решил А.Леш. Суть найденного им решения состоит в следующем: фирмы должны размещаться в вершинах кристаллеровской (гексагональной) ре­шетки, и каждая фирма должна обслуживать покупателей в пре­делах «своего» правильного шестиугольника.

Основу второго подхода — немецких ученых О. Энглендера и Г. Ритчля, а также шведского ученого Т. Паландера — составляет переход от рассмотрения отдельного изолированного промышлен­ного предприятия к анализу совокупности взаимосвязанных пред­приятий. Этот подход объединяют теории сельскохозяйственного и промышленного штандортов. Для этого теоретического направ­ления характерны переход от минимизации издержек (не только транспортных, но и производственных) к максимизации прибы­ли и доходов, введение в рассмотрение переменных цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики.[6]

Научной основой третьего подхода в развитии теории разме­щения является классическая модель общего экономического рав­новесия Л.Вальраса, точнее, ее логико-математическая структура. Построение модели общего пространственного экономического равновесия представляет собой задачу чрезвычайной сложности. Такая модель в принципе должна синтезировать все частные тео­рии размещения и включать математическое описание условий размещения производства и населения, транспортных сетей, фор­мирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции населения, образования цен на продукты и факторы производства и многое другое.

Информация о работе Теории размещения производительных сил