Теории размещения производительных сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - это выяснить что такое теории размещения производительных сил, какие существуют факторы, условия и принципы размещения производительных сил.
Чтобы более подробно разобраться в данной теме нужно рассмотреть следующие задачи;
- Факторы, условия размещения производительных сил
- Проекты развития
- Оценка размещения производительных сил
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена
- Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
- Теория промышленного штандорта А.Вебера
- Теория центральных мест Кристаллера

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты размещения производительных сил……………………4
1.1.Факторы, условия размещения производительных сил………………………….4
1.2.Проекты развития…………………………………………………………………12
1.3.Оценка размещения производительных сил…………………………………….15
2.Закономерности и принципы размещения производительных сил………..... .…19
2.1.Закономерности размещения производительных сил…………………………..19
2.2.Принципы размещения производительных сил………………………………...24
3.Анализ теорий производительных сил…………………………………………….28
3.1.Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена…………………………28
3.2.Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта………29
3.3.Теория промышленного штандорта А.Вебера…………………….……………31
3.4.Теория центральных мест Кристаллера…………………………………………36
3.5.Подходы к построению общей теории размещения……………………………39
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….......45

Работа состоит из  1 файл

ТЕРРИТОР. ОРГАНИЗ. НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

1. Соблюдение принципа приближения производства к источни­кам сырья, топлива, энергии и к районам потребления позволяет ре­шить проблему сокращения и ликвидации дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда в целом и по всем стадиям про­изводства, повышения экономической эффективности.

Особенно важно приближение энергоемких производств к ис­точникам топлива и энергии, например цветной металлургии (про­изводств алюминия, магния) или отраслей химической промыш­ленности. К источникам сырья приближаются материалоемкие производства, например черная металлургия, тяжелое машино­строение. Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленности приближается к районам потребления, а науко­емкие отрасли — к районам, обеспеченным квалифицированными трудовыми ресурсами.[9]

2.  В условиях развития рыночных отношений с целью реализа­ции принципа первоочередного освоения и комплексного использования
наиболее эффективных видов природных ресурсов созданы и продол­жают   развиваться   территориально-производственные   комплексы
(ТПК), например Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и
газа, Оренбургский газопромышленный комплекс на базе железных
руд ТПК КМА, на основе уникальных угольных ресурсов — Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК.

3.  Очень важное значение имеют оздоровление экологической об­становки, принятие эффективных мер по охране природы и рацио­нальному природопользованию. Так, например, в угольных и метал­лургических базах России применяется утилизация промышленных
газов — коксовых, доменных. Безотходные технологии все больше
внедряются в лесопромышленных комплексах, в цветной металлур­гии и других отраслях.

В условиях рынка в процессе размещения и развития производи­тельных сил в регионах остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. Анализ отечественного и зару­бежного опыта показывает необходимость комплексной системы ре­шения экологических и ресурсных проблем регионального развития. Необходимо преодоление экономической безответственности за ущерб, наносимый природе выпуском экологически грязной продук­ции, разбазариванием природных ресурсов, обусловленным их низ­кой стоимостью по сравнению с мировыми ценами. Для оздоровле­ния экологической обстановки, реализации рационального природо­пользования требуются следующие экономические регуляторы.

•              Законодательная и нормативная база для действия системы
экологических ограничений по регионам и экосистемам, в рамках которых должны осуществляться размещение и разви­тие производительных сил.

•              Введение системы экологического налогообложения и плате­жей за природопользование, стимулирующей экологическое   оздоровление, воспроизводство и рациональное использова­ние природных ресурсов

      • Лимиты потребления природных ресурсов, лимиты выбросов и сбросов     загрязняющих веществ, размещения отходов, а также разработка системы показателей эффективности и комплексности использования природных ресурсов.

4. В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип использования экономиче­ских выгод международного разделения труда, восстановления и развития экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. Взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать про­изводительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и тер­риториальную структуру хозяйства, на более рациональное разме­щение производительных сил. Причем главной формой сотрудниче­ства со странами зарубежья является сотрудничество на базе меж­правительственных двусторонних соглашений.

Так как экономика СССР была очень сильно интегрирована, его распад вызвал разрушение экономических связей с бывшими республиками (ныне странами ближнего зарубежья) и экономиче­ский кризис в России и в этих государствах. Поэтому в настоящее время особое значение приобретают межправительственные согла­шения о взаимных поставках продукции, договоры о выполнении совместных работ по вводу в действие производственных объектов, осуществляемых на долевых началах. Восстановление хозяйствен­ных связей даст возможность выйти из кризиса и успешно осуще­ствить экономические реформы в условиях к рыночной экономики.

В современных условиях особенно важны такие формы эконо­мического сотрудничества с зарубежными странами, как совместное финансирование и строительство хозяйственных объектов в нашей стране, создание совместных предприятий, сотрудничество в фи­нансовой и банковской сферах, сотрудничество на компенсацион­ной основе, внешняя торговля и др.

В размещении производительных сил учитываются и другие принципы, например принцип регулирования роста больших горо­дов, активизации развития малых и средних городов и т.д. Каждый временной этап развития экономики страны имеет свои, присущие данному периоду принципы размещения производительных сил.

 

 

 

 

 

 

3.Теории производительных сил

3.1.Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена

Становле­ние теории размещения (локализации) принято связывать с име­нем немецкого экономиста Й. Тюнена. Главным содержанием его научных трудов было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.

В своих исследованиях Й. Тюнен предполагал наличие эконо­мически изолированного от остального мира государства, в пре­делах которого имеется центральный город, являющийся един­ственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и од­новременно источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые при­нимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности пе­ревозки. Критерий оптимизации размещения в работах Й. Тюнена — минимизация транспортных затрат.

Й. Тюнен ставил вопрос следующим образом: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города? Ответ на этот вопрос он искал на пути сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производ­ства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее бла­гоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в них тех или иных видов сельскохозяйственно­го производства.[5]

Кольца Тюнена. Й.Тюнен доказал, что оптимальная схема раз­мещения сельскохозяйственного производства (в рамках сделан­ных им допущений) — это система концентрических кругов (по­ясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятель­ности.

Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к горо­ду должно размещаться соответствующее производство, и чем до­роже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от горо­да целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города;

Основываясь на условиях ведения хозяйства в своем имении в Мекленбурге, Й. Тюнен выделял шесть поясов (колец) размеще­ния сельскохозяйственной деятельности. В качестве таковых вы­ступают:

•     высокопроизводительное пригородное хозяйство;

•     лесное хозяйство;

•     плодосменное производство;

•    выгонное хозяйство;

•    поля трехпольного севооборота;

•    зона скотоводческого производства.

Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов мо­жет быть другим, однако принцип их чередования сохраняется.

Одновременно Й. Тюнен обосновал основные положения тео­рии земельной ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и той же цене независимо от места своего производства. Земельная рента равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных относи­тельно близко к центру. Она максимальна в первом кольце и па­дает по мере удаления земельного участка от центра. В наиболее удаленном кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственных продуктов соответствует максимуму зе­мельной ренты.

3.2.Рациональный штандорт промышленного предприятия

В. Лаунхардта

Главное открытие немецкого ученого В. Лаунхардта — ме­тод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.

Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весо­вого (или локационного) треугольника.

Решающим фактором размещения производства у В. Лаун­хардта, так же как и у Й. Тюнена, являются транспортные издер­жки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.

Пусть требуется найти пункт размещения нового металлурги­ческого завода. Известны пункт добычи железной руды — точка А (рис. 1.1), пункт добычи угля — точка В и пункт потребления металла — точка С. Транспортный тариф равен t (на 1 т/км). Рас­ход руды на выплавку 1 т металла равен а, расход угля — Ь, сто­имость металла — с. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС= S1, ВС = S2, AB— S3.

Пунктом размещения металлургического завода в принципе может быть каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребле­ния 1 т металла, будут равны:

Рис. 1.1. Локационный треугольник В. Лаунхардта

(aS3 + S1)t — при размещении завода в точке А;

(aS3 + S2)t — при размещении завода в точке В;

(aS3 + S2)t— при размещении завода в точке С.

Оптимальным вариантом размещения завода будет тот пункт, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин ло­кационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.

Расстояния от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: AM = r1, ВМ = г2, СМ = г3.Тогда транспортные из­держки при размещении металлургического завода в точке М бу­дут равны Т= (Аг1 + Вг2 + Сr3). Выполнение требования Т→ min дает точку оптимального местоположения предприятия.

Данная задача может быть решена двумя методами: геометри­ческим и механическим.

Геометрический метод нахождения точки размещения состо­ит в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого от­носятся как а: Ь: с). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описываются окружности, точка пересечения ко­торых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона мень­ше суммы двух других). В противном случае (например, когда S1 > S2 + S3) точка минимума транспортных затрат будет совпа­дать с одной из вершин локационного треугольника.

Механический метод решения рассматриваемой задачи анало­гичен методу нахождения точки равновесия сил. При этом веса руды, угля, металла выступают в качестве сил, с которыми притягивают производство соответствующие вершины локационного треугольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через вершины локационного тре­угольника. При этом к концам нитей подвешены грузы (Qа, Qb, Qc) пропорциональные a, b, с. Весовой треугольник В. Лаунхардта — это одна из первых в экономической науке физических мо­делей, используемых для решения экономических задач.

 

 

3.3.Теория промышленного штандорта А.Вебера

Немецкий эконо­мист А.Вебер поставил перед собой задачу создать общую «чис­тую» теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия.

Он сделал существенный шаг вперед по сравнению с Й. Тюненом и В. Лаунхардтом, введя в анализ новые факторы размеще­ния производства в дополнение к транспортным издержкам и ста­вя более общую оптимизационную задачу по минимизации общих издержек производства, а не только транспортных.

Фактором размещения А.Вебер назвал экономическую выго­ду, которая выявляется для хозяйственной деятельности в зави­симости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта вы­года заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следователь­но, возможность изготавливать данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издержками, чем в другом месте.

Отсеивая элементы производственных издержек, не зависящие от местоположения, А.Вебер оставил три фактора:

1) издержки на сырье;

2) издержки на рабочую силу;

3) транспортные издержки.

Однако первый из них, как считает А.Вебер, можно выразить в виде различий в транспортных издержках, исключив тем самым его в качестве самостоятельного фактора. Остальные же условия, влияющие на размещение предприятий, он предлагал рассматри­вать как некоторую «объединенную агломерационную силу», или как третий штандортный фактор. В конечном счете в расчет при­нимаются три фактора: транспорт, рабочая сила, агломерация.[7]

Информация о работе Теории размещения производительных сил