Теории размещения производительных сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - это выяснить что такое теории размещения производительных сил, какие существуют факторы, условия и принципы размещения производительных сил.
Чтобы более подробно разобраться в данной теме нужно рассмотреть следующие задачи;
- Факторы, условия размещения производительных сил
- Проекты развития
- Оценка размещения производительных сил
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена
- Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
- Теория промышленного штандорта А.Вебера
- Теория центральных мест Кристаллера

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты размещения производительных сил……………………4
1.1.Факторы, условия размещения производительных сил………………………….4
1.2.Проекты развития…………………………………………………………………12
1.3.Оценка размещения производительных сил…………………………………….15
2.Закономерности и принципы размещения производительных сил………..... .…19
2.1.Закономерности размещения производительных сил…………………………..19
2.2.Принципы размещения производительных сил………………………………...24
3.Анализ теорий производительных сил…………………………………………….28
3.1.Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена…………………………28
3.2.Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта………29
3.3.Теория промышленного штандорта А.Вебера…………………….……………31
3.4.Теория центральных мест Кристаллера…………………………………………36
3.5.Подходы к построению общей теории размещения……………………………39
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….......45

Работа состоит из  1 файл

ТЕРРИТОР. ОРГАНИЗ. НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

Рассмотрена проблема создания системы научно-производственных комплексов разного типа (технополисы, технопарки). Обоснована необходимость создания специальной федеральной программы "Технополисы России".

Подготовлен научный доклад "Выявление потенциально возможных объемов и районов вынужденной миграции и разработка предложений экономического и социального характера по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев".

В результате проведенных исследований выявлены общие контуры ситуации, связанной с вынужденной миграцией населения, на основе ее анализа даны описание механизма регулирования социальных процессов, связанных с вынужденной миграцией, и предложения экономического и социального характера по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, рекомендуется преимущественное расселение мигрантов в областях Нечерноземной зоны России, где обострились проблемы депопуляции населения. Новые миграционные потоки рекомендуется использовать для возрождения малых городских поселений и российской деревни.[2]

В качестве недостатка работы можно отметить слабую проработку вопросов расселения семей демобилизованных военнослужащих и переселенцев с Севера.

Исследования по теме целесообразно продолжить с учетом обострения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, требуются дальнейшие обоснования направлений и механизма помощи в обустройстве вынужденных мигрантов на федеральном и местном уровнях.

В работе исследованы вопросы загрязнения окружающей среды промышленными и радиоактивными отходами. Дается характеристика наиболее загрязненных регионов России с перечнем министерств и ведомств, наносящих наибольший вред окружающей среде. Рассмотрены масштабы загрязнения почв тяжелыми металлами, выхлопными газами автотранспорта в разрезе посевных площадей подзерновыми, техническими, овощными и кормовыми культурами.

Особое внимание обращено на загрязнение почв радионуклидами в результате радиационных аварий. На примере Брянской и Калужской областей показаны размеры загрязнения цезием-137 и стронцием-90 и распределение площадей по уровню техногенного загрязнения. Изучены и обобщены данные по содержанию радионуклидов в сельскохозяйственной продукции в загрязненных районах и возможности ее дальнейшего использования.

Дана экономическая оценка сельскохозяйственного производства в районах техногенного загрязнения и рассмотрены предложения по оценке и возмещению сельскому хозяйству экономического ущерба от воздействия промышленных и радиоактивных отходов. Рассмотрены возможности использования территорий, загрязненных нуклидами и пострадавших от техногенного загрязнения. Этот материал требует дальнейших специальных исследований и проработки с целью совершенствования структуры сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях, в том числе для решения таких вопросов как определение экономической эффективности использования цеолитов для оптимизации состояния агроценозов, пострадавших от техногенного загрязнения земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил

2.1.Закономерности размещения производительных сил

    Становление и развитие рыночных отношении обусловливают определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в процессе взаимодействия законов общественного развития на опре­деленном историческом этапе.

Закономерности размещения производительных сил представ­ляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.

Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечить большую эффективность производст­ва, получить максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сы­рья и топлива. При современном размещении производства в усло­виях формирующегося рынка наибольшую актуальность приобре­тают структурная перестройка всей хозяйственной системы, социологизация экономики, выравнивание уровней экономического раз­вития отдельных регионов Российской Федерации. Совершенство­вание территориальной структуры хозяйства, обеспечение рацио­нального сочетания экономического и социального развития каж­дого субъекта Федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должны быть направлены на улучшение их взаимодействия в хозяйстве страны, комплексность развития, формирование территориально-производственных ком­плексов и промышленных узлов, рациональное освоение природ­ных и экономических ресурсов. К важнейшим закономерностям размещения производства в ус­ловиях развития рынка относятся

1)              рациональное, наиболее эффективное размещение производ­ства;

2)              комплексное  развитие  хозяйства  экономических  районов,

всех субъектов Федерации;

3) рациональное территориальное разделение труда между ре­гионами и в пределах их территорий;

4) выравнивание уровней экономического и социального разви­тия регионов.

1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства, вплоть до готового продукта. Природные ресурсы в разных регионах России отличаются по величине запасов, содержа­нию полезных компонентов, горно-геологическим условиям залега­ния. Большое значение имеют транспортные условия, обеспечи­вающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Огромное влияние на размещение произ­водства оказывает также стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природ­ных богатств. Поэтому повышение эффективности, снижение стоимостных затрат зависят прежде всего от сокращения чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближения материалоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических — к источникам энергии.

Важным условием рационального размещения производства яв­ляются кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейших, наиболее прогрессивных и безотходных тех­нологий. Рациональное размещение производительных сил преду­сматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбере­жение и улучшение экологических условий. Все большее значение приобретают сокращение потерь при добыче и обогащении полез­ных ископаемых, работы по лесовосстановлению, бережное исполь­зование земельных ресурсов.

2. Комплексное развитие хозяйства субъектов Федерации предпо­лагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих об­щероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности Населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Комплексность хозяйства регионов обес­печивает укрепление экономических связей между отраслями ры­ночной специализации, отраслями, дополняющими территориаль­ный комплекс, и сферой услуг.

Каждый экономический район России имеет свой особый природно-ресурсный потенциал, своеобразные экономические и социальные условия, которые определяют его экономический профиль. Экономический район представляет собой хозяйственный комплекс, целостную территориальную хозяйственную систему, где ведущая роль должна принадлежать отраслям рыночной специализации.[1]

В России уже на стартовом уровне становления и развития ры­ночных отношений сложилась система территориально-производ­ственных комплексов различных рангов и типов. В настоящее вре­мя эта система представлена федеральными округами, которые яв­ляются крупнейшими территориальными хозяйственными комплек­сами, районами среднего звена (субъекты РФ) и низовыми района­ми. Непрерывно развивается единый хозяйственный комплекс Рос­сийской Федерации на основе межотраслевых комплексов (топлив­но-энергетического, машиностроительного, химического, строи­тельного, лесного, агропромышленного и др.), а также республи­канские и региональные комплексы.

Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая в настоящее время коренным обра­зом перестраивается с учетом социологизации.

Отраслевая структура общероссийского комплекса связана с территориальной структурой комплексов разных рангов. Основное место принадлежит региональным комплексам, которые представ­ляют собой рациональное сочетание эффективных отраслей рыноч­ной специализации с дополняющими территориальный комплекс отраслями, а также производственной и социальной инфраструкту­рой (транспорт, связь, жилой фонд, предприятия сферы услуг и т.д.).

Территориально-производственный комплекс — это пропорцио­нально' согласованное сочетание производств и предприятий экономи­чески и технологически связанных отраслей.

3. Рациональное территориальное разделение труда между регио­нами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной эко­номики. Особое значение оно имеет для России с ее огромной тер­риторией, богатейшим и разнообразным природно-ресурсным по­тенциалом. Регионы страны имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему рыночную специализа­цию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами. Так, сложившиеся общероссий­ские металлургические базы в Центральном, Уральском и Сибир­ском федеральных округах сохраняют свою специализацию и в пер­спективе будут поставлять свою продукцию на рынок других регионов, как и нефтегазоносные базы Уральского, Приволжского, Севе­ро-Западного федеральных округов. В то же время каждый из них будет получать необходимую им продукцию из других регионов России.

На современном этапе экономического развития в условиях ста­новления и развития рынка особенно важно дальнейшее совершен­ствование разделения труда между регионами путем объединения и согласования их трудовых усилий, правильного сочетания интере­сов государства с интересами каждого региона любого ранга. Во­просы создания новых крупных хозяйственных объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъектов Российской Федерации, утверждения специальных программ.

Территориальное разделение труда и рациональная рыночная специализация регионов при организации правильных экономиче­ских связей между регионами и внутри них будут способствовать повышению уровней экономического развития, необходимому рас­ширению производства и повышению его эффективности.

4. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов имеет огромное значение для обеспечения эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений. При вступлении в рынок отдельные территории России, республи­ки, автономные округа, регионы находятся на разных уровнях эко­номического развития.

В настоящее время при общем падении уровня жизни по терри­тории страны выделяются регионы, которым Правительство России должно уделить внимание в первую очередь. В этих отсталых ре­гионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные деста­билизировать ситуацию во всей России. Поэтому необходимо выде­ление дополнительных средств из бюджета страны для выравнива­ния уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.[13]

В зоне традиционного расселения малочисленных народов Се­вера, как известно, расположены уникальные минерально-сырье­вые, топливно-энергетические и биологические ресурсы, интенсив­ное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и экологических требований в условиях легко ранимой северной природы нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной кулыщ2йг..атих народов. Была подорвана экономическая основа их развития — традиционные отрасли хозяйства: оленеводство, охота, рыбный промысел, т.е. ухудшилась среда их обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих малочисленных народов Севера.  Решение проблем Севера требует проведения специальной государственной политики, главными целями которой являются выравнивание уров­ней, преодоление социально-экономического и культурного отста­вания, достижение качественного улучшения условий их жизнедея­тельности.

В период перехода к рыночной экономике необходимыми усло­виями возрождения малочисленных народов Севера являются уси­ление государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России. Объективные закономерности размещения производительных сил, являясь отражением законов развития рыночной экономики, действу­ют не изолированно друг от друга, все они взаимообусловлены.

 

2.2.Принципы размещения производительных сил

 

Наряду с закономерностями размещения производительных сил производительных сил большое значение имеют и принципы размещения — кон­кретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования.

Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положе­ния, которыми руководствуется государство в своей экономической
политике.

Принципы размещения производительных сил развиваются на
базе изучения и использования опыта и моделей развития рыночной экономики в отдельных странах. В современном размещении
производительных сил в условиях рыночных отношений выделяется
ряд принципов:

1) приближение производства к источникам сырья, топлива,
энергии и районам потребления;

2) первоочередное освоение и комплексное использование наи­более эффективных видов природных ресурсов;

3) оздоровление экологической обстановки, принятие эффек­тивных мер по охране природы и рациональному природопользова­нию;

4) использование экономических выгод международного разде­ления труда, восстановление и развитие экономических связей со
странами ближнего и дальнего зарубежья.

Информация о работе Теории размещения производительных сил