Теории размещения производительных сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - это выяснить что такое теории размещения производительных сил, какие существуют факторы, условия и принципы размещения производительных сил.
Чтобы более подробно разобраться в данной теме нужно рассмотреть следующие задачи;
- Факторы, условия размещения производительных сил
- Проекты развития
- Оценка размещения производительных сил
- Закономерности размещения производительных сил
- Принципы размещения производительных сил
- Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена
- Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта
- Теория промышленного штандорта А.Вебера
- Теория центральных мест Кристаллера

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты размещения производительных сил……………………4
1.1.Факторы, условия размещения производительных сил………………………….4
1.2.Проекты развития…………………………………………………………………12
1.3.Оценка размещения производительных сил…………………………………….15
2.Закономерности и принципы размещения производительных сил………..... .…19
2.1.Закономерности размещения производительных сил…………………………..19
2.2.Принципы размещения производительных сил………………………………...24
3.Анализ теорий производительных сил…………………………………………….28
3.1.Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена…………………………28
3.2.Рациональный штандорт промышленного предприятия В.Лаунхардта………29
3.3.Теория промышленного штандорта А.Вебера…………………….……………31
3.4.Теория центральных мест Кристаллера…………………………………………36
3.5.Подходы к построению общей теории размещения……………………………39
Заключение…………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы…………………………………………….......45

Работа состоит из  1 файл

ТЕРРИТОР. ОРГАНИЗ. НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

Большую роль научно-технический прогресс играет в рацио­нальном размещении производства и производительных сил в це­лом. Изменяется специализация сложившихся регионов, начинает­ся хозяйственное освоение новых территорий со сложными клима­тическими условиями.

Одним из направлений НТП является использование новых тех­нологических решений при освоении природных богатств восточ­ных районов страны. Применение новых технологических схем дает возможность вести комплексную переработку сырья, заменять тра­диционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин и добычи сырья, приспособленных к специфиче­ским условиям Севера, позволило значительно сэкономить денеж­ные ресурсы на оборудовании каждой скважины. Впервые в миро­вой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило уд­воить механическую скорость проходки скважин. Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.

Значительные изменения в территориальной организации хо­зяйства связаны с применением таких новых направлений, как раз­витие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств,  обеспечивающих высокую производительность. Особенно важную роль эти направления играют в районах дефицитных или ограниченных трудовых ресур­сов. Технический прогресс, сокращающий потребность в трудовых ресурсах за счет роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдаленных и трудно­доступных районов.

В условиях формирования рыночных отношений научно-техническая революция требует значительных структурных и каче­ственных изменений основных производственных фондов. Наращи­вание экономической мощи в последние десятилетия имело экстен­сивный характер. Научно-техническая и производственная база на­шей страны не отвечает требованиям интенсификации обществен­ного производства. Свыше 50% оборудования и машин эксплуати­руются более 15 лет, в то время как сменяемость оборудования в Японии составляет 6—8 лет, а в европейских государствах — 10—12 лет. Особенно тяжелая ситуация сложилась в старых промышленных районах Европейской части России, где действующие предприятия в течение длительного времени не подвергались реконструкции и техническому переоснащению. Решение задачи повышения эффек­тивности общественного производства в стране возможно лишь при условии ускорения научно-технического прогресса.[12]

Реализация достижений НТП влияет на формирование террито­риальных народно-хозяйственных пропорций и воздействует на территориальное разделение труда. Велико значение в формирова­нии территориальных пропорций экономических факторов: капи­тальных вложений, освоения основных фондов и т.д.

С учетом факторов размещения производства определяется ме­сто для строительства того или иного предприятия, производятся необходимые изыскания и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транс­портные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы на­мечаемого района строительства и т.п. В технико-экономических расчетах учитываются примерная мощность (размер) проектируемо­го предприятия, его производственная программа с основной но­менклатурой изделий, ориентировочная потребность в главных ви­дах сырья, топлива и электроэнергии, ориентировочная стоимость и очередность строительства и т.п. Технико-экономические расчеты и обоснования строительства обеспечивают правильное территори­альное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значи­тельной степени определяют рентабельность работы этих промыш­ленных объектов.

Составление территориального сводного финансового баланса позволяет:

•     достигнуть единства в экономическом и социальном развитии
территории;

•     точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся
в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, ко­торые предусмотрены территориальной программой;

•     сбалансировать материальные  и  финансовые  ресурсы,  ис­пользуемые в регионе;

•     скоординировать  использование   финансовых  ресурсов  как
территориальных органов, так и предприятий, расположен­ных в регионе;

•     сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в
каждый конкретный период направлениях экономического и
социального развития территории;

•     повысить качество бюджетного планирования;

•     изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования
мероприятий, намеченных территориальными программами;

•     наиболее эффективно использовать денежные средства, выде­ляемые государством для развития производства, социальной
и производственной инфраструктуры в регионе;

•     осуществлять действенный контроль за мобилизацией и ис­пользованием финансовых ресурсов;             

•     активнее воздействовать на формирование всех разделов тер­риториальной программы;

•     добиваться сочетания территориальных и ведомственных ин­тересов.

Концентрация и координация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, способствуют уменьшению потребно­сти в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

 

1.2.Проекты развития

 

Разработаны рекомендации по региональным аспектам общероссийской политики и национально-территориальным аспектам экономической реформы.

Определены основные принципы формирования общего экономического пространства (общероссийского рынка).

Принято решение продолжить разработку этой темы в 1993 г. с более полным рассмотрением факторов и условий регионального развития, более детальной проработкой региональных аспектов реформ, с учетом изменения ситуации в социально-экономическом положении России и ее регионов и с привлечением более широкого круга соисполнителей и материалов с мест.

Комплексный прогноз развития и размещения производительных сил  Российской Федерации в условиях рыночной экономики и развития межгосударственных экономических отношений.

Проведены анализ и оценка возможных изменений в экономике республик бывшего СССР, рассмотрено развитие межгосударственных экономических связей России и их влияние на российскую экономику. Однако проблемы структурных изменений в странах - членах СНГ, развития отношений с ними России,  интеграция ее экономики в общее экономическое пространство СНГ, региональные аспекты этой интеграции разработаны недостаточно глубоко. Фактически это не позволило достаточно полно обосновать сценарии и варианты развития и размещения производительных сил России с учетом изменения отношений с государствами нового зарубежья.

В работе дана оценка современного состояния развития и размещения производительных сил, отмечены негативные и некоторые позитивные тенденции и процессы в развитии регионов России. Определены цели, задачи и этапы развития и размещения производительных сил в условиях перехода к рынку. Проведено обоснование региональной политики перспективного развития России. Разработаны сценарии развития и размещения производительных сил в зависимости от предполагаемого хода реформу. Определена стратегия решения региональных социальных проблем и развития системы расселения.[10]

Необходимое внимание уделено проблемам развития и размещения отраслей промышленности и их комплексов. Намечены пути специализации и комплексного развития крупных экономических районов России. Определены перспективы совершенствования межрегиональных и межгосударственных экономических связей России со странами СНГ, Балтии и Грузией, другими государствами. В заключительном разделе Концепции представлены основные направления развития регионального хозяйственного механизма.

В Методических рекомендациях приведены исходные положения разработки отраслевых схем развития и размещения производительных сил в условиях рыночной экономики. Сформулированы основные задачи и особенности анализа и определены перспективы развития и размещения отрасли. Особое значение придается изучению конъюнктуры рынка и спроса на важнейшие виды продукции отрасли в перспективе, оценкам ресурсных предпосылок, методическим подходам к определению стратегии, сценариев и вариантов развития и размещения отрасли. Рассматриваются принципы учета таких важнейших факторов, как НТП, охрана окружающей среды. Определяются современные подходы к решению проблем инвестирования развития и размещения отрасли, методы оценки эффективности и разработки механизма реализации предложений отраслевых схем.

Данные методические рекомендации по учету особенностей разработки отдельных схем развития и размещения производительных сил отраслей народного хозяйства и промышленности.

Кроме того, подготовлены формы и показатели, рекомендуемые для использования при разработке схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности.

Оценивая в целом материалы Комплексного прогноза и отраслевых схем развития и размещения производительных сил, следует отметить недостаточные учет и разработку проблем разгосударствления, приватизации и демонополизации производства, конверсии ВПК. Не в полной мере учтены такие факторы, как нарушение экономических связей с государствами - республиками бывшего Союза ССР и неопределенность перспективы развития отношений с ними, увеличение потоков беженцев и вынужденных переселенцев, развитие новой транспортной инфраструктуры России для обеспечения мирохозяйственных связей и ряд других.

В результате исследований по теме подготовлены сводный отчет "Анализ современных и обоснование перспективных межреспубликанских и межрегиональных экономических связей Российской Федерации с учетом взаимодействия со странами СНГ" и "Предложения по совершенствованию межрегиональных экономических связей Российской Федерации с учетом сохранения единого экономического пространства".

Принципиально новым в этой работе является детальное изучение вопросов  эквивалентности межрегиональных экономических связей. Убедительно доказана особая важность согласования  цен при  заключении межгосударственных торговых соглашений, с тем чтобы предотвратить неоправданные экономические потери для России».

По заключению сводного отдела социально-экономического развития регионов и сводного отдела комплексного прогнозирования развития и размещения производительных сил Минэкономики РФ материалы отчета могут быть использованы при решении практических проблем формирования межрегиональных связей России.

В "Предложениях по совершенствованию межрегиональных экономических связей Российской Федерации с учетом сохранения единого экономического пространства" освещены вопросы прогнозирования межреспубликанских связей в единой системе товарообмена (межреспубликанского к внешнеэкономического), характеризующие роль республик в формировании общего экономического пространства государств - членов СНГ, оценку эквивалентности и сбалансированности межреспубликанских связей, а также их воздействие на макроэкономические показатели экономики.

 

1.3. Оценки размещения производительных сил

 

Подготовлен научный доклад "Методические подходы к анализу и прогнозированию миграционного движения экономически активного населения и проведение на их основе соответствующих расчетов". Разработаны методические основы анализа и прогноза миграции экономически активного населения; дан анализ существующих миграционных процессов и на его основе краткосрочный вариантный прогноз миграции активного населения, включая обмен отдельных экономических районов РФ, России в целом со странами ближнего зарубежья, а также эмиграцию из РФ в страны дальнего зарубежья.[5]

Одним из важнейших результатов исследования является оценка коренных изменений в миграционных процессах. В связи с трансформацией экономического и геополитическою пространства бывшего СССР значительно возрос приток населения в Россию из стран нового зарубежья за счет беженцев и вынужденных переселенцев: резко снизилась доля трудовой миграции в общем числе перемещений; увеличился приток населения в сельскую местность из городов; усилился отток из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные районы. По оценочным данным, за последние два года доля латентной (не учтенной) миграции увеличилась с одной трети до половины  всех мигрирующих. В связи с этим делается вывод о необходимости проведения регулярных выборочных 5%-ных обследований переселенцев по стабильным методикам, а также переписи беженцев.

Целесообразно продолжить исследования по данной тематике с учетом быстроменяющейся ситуации в миграционных процессах.

Подготовлен научный отчет "Анализ и перспективы развития крупнейших городских агломераций". Определены особенности народнохозяйственного потенциала агломераций и формирования их пригородных зон. Разработан прогноз роста населения крупнейших городских агломераций с центрами-городами свыше 500 тыс. жителей. Выдвинуты предложения по структурной перестройке экономики агломераций с учетом разгосударствления и приватизации предприятий, демонополизация и деконцентрации производства, конверсии ВПК. Здесь эффективно дальнейшее развитие профильных - наукоемких экологически чистых производств, потребляющих относительно меньший объем сырья и топлива, а также производство высоко качественных товаров народного потребления и продуктов питания. Разработаны предложения по экономическим методам формирования агломераций.

Проведены оценка и анализ состояния научно-технического потенциала России и ее регионов по основным составляющим: кадровой, материально-технической, организационной. Рассмотрено финансовое обеспечение сферы научно-технической деятельности. Выявлено, что идет процесс распада ранее мощного научно-технического потенциала России и ее регионов. Сформированы основные принципы региональной научно-технической политики в период перехода к рыночной экономике.

Информация о работе Теории размещения производительных сил