Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание

1. Определение понятия «организация». Предмет и методика ТО
2. Место ТО в системе научных знаний
3. Теория систем как общеметодологический подход к изучению и анализу организации

Работа состоит из  1 файл

otvety_po_to.doc

— 546.50 Кб (Скачать документ)

С учетом рационального охвата контролем и в интересах достижения эффективной координации и управления всеми видами деятельности организация подразделяется на соответствующие структурные блоки (департаменты, отделы, службы). Такой подход к формированию организационной структуры называется департаментализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Основы структурного деления производственных организций.

 

1. Структуризация по количественному  признаку

Структуризация на основе количественного  метода достигается путем объединения  и выделения из общей массы некоего числа людей, призванных исполнять определенные обязанности под руководством управляющего. Суть здесь заключается не в том, что эти люди делают, где они работают или чем они работают, а в том, что успешность их деятельности зависит лишь от количества рабочей силы. Количественный принцип структурного деления применим лишь на низшем уровне организационной структуры. На средних и высших управленческих уровнях группировка видов деятельности происходит на иной основе. Как только приобретают значение другие факторы, помимо рабочей силы, так структуризация на количественной основе перестает быть результативной.

2.Структуризация по функциям предприятия

Широкое распространение получила практика группировки видов деятельности в соответствии с функциями предприятия. Она включает все, чем обычно занимается предприятие.

Функциональная структуризация является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и имеет  место почти на всех предприятиях на том или ином уровне организационной  структуры.

Главное преимущество структуризации по функциям заключается в логичности и оправданности данного метода. Это также и наилучший способ сделать так, чтобы основные направления деятельности предприятия находили поддержку у высшего руководства.     Одним из важнейших недостатков данного метода структурирования является то, что функциональная структуризация обладает свойством затушевывать цели предприятия в целом                                                                                                                                                                      3. Структуризация по территориальному признаку.

Структурное деление по географическому  принципу является довольно распространенным методом структуризации географически рассредоточенных предприятий. Основа этого метода заключается в том, что все виды деятельности предприятия на данной территории группируются и подчиняются управляющему.Территориальная структуризация особенно привлекательна для больших фирм или предприятий, деятельность которых географически диверсифицирована. Территориальная структуризация целесообразна в тех случаях, когда ее цель заключается как в поощрении участия локальных звеньев в процессе принятия решений, так и в некоторой экономии средств, достигаемой за счет локализации коммерческих операций предприятия.

4. Структуризация по продукту.

Группировка видов деятельности на основе продукта или ассортимента продуктов  уже давно применяется крупными предприятиями, выпускающими широкий  ассортимент изделий. Как правило, предприятия, переходящие на данный тип структурного построения, первоначально были организованы функционально. Данный метод допускает делегирование высшим управленческим звеном обширных полномочий по руководству производственной, сбытовой, вспомогательной и инженерной деятельностью, связанной с изготовлением конкретного продукта или ассортимента продуктов.

5. Структуризация по потребителю.

Группировка видов деятельности, отражавшая заинтересованность в потребителях, весьма распространена на самых различных  предприятиях. Потребители являются ключевой основой для группировки видов деятельности в случаях, когда руководство всеми действиями предприятия по удовлетворению их потребностей осуществляется управляющим одного подразделения.

Структуризация по потребителю часто с успехом применяется для группировки сбытовой деятельности тех предприятий, которые ориентируются на различные классы заказчиков.

6. Структуризация по каналам  сбыта.

Одной из новейших форм первичного структурного деления является организация деятельности предприятия в соответствии с каналами сбыта. Один и тот же продукт часто попадает на рынок через весьма различные каналы.

Данную форму структуризации можно  на первый взгляд принять за структуризацию по заказчику, и она действительно  похожа на нее. Однако первая, в отличие от второй, базируется на используемых для сбыта каналах, а не на заказчиках.

 

40. Содержание и цели организационной деятельности.

Организационная деятельность – создание или усовершенствование механизма  управления в соответствии с целями и задачами системы.                                                                                                                            Применительно к социальной системе под организационной деятельностью подразумевается: объединение людей в группы; интеграция деятельности членов коллектива организации (люди работают вместе, сообща); интеграция целей всех членов коллектива (люди работают для достижения общей цели).                                                                                                Субъектом организационной деятельности являются члены коллектива, оказывающие активное влияние на деятельность организации, участие в работе организации предусматривает анализ происходящих событий и явлений, творческое осмысление рабочего цикла и оказание воздействия на него в целях повышения эффективности деятельности организации и получения наибольшего экономического эффекта. В качестве обобщенного субъекта управления деловой организацией выступает административно-управленческий аппарат. Его участие в организационной деятельности наиболее очевидно. Он состоит из сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, принимающих и утверждающих управленческие решения, организующих их исполнение с последующим контролем.                                                                                                              К субъектам организационной деятельности относятся президент компании, генеральный директор, коммерческий директор, технический директор, заместители директора, менеджеры и т. д. В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть лидеры общественных объединений, неформальные лидеры, организационные комитеты, союзы и т. д                                                                                                                     Объект управления – это управляемая подсистема, то, что подвергается управлению со стороны субъекта. Другими словами, это приемник и исполнитель управляющего воздействия, представленного в виде набора функций или задач. В роли объекта может выступать как человек, так и машина. Состояние объекта управления зависит от управляющих воздействий со стороны субъекта управления.                                                                                   Объект организационной деятельности в рамках должностных обязанностей выполняет процедуры подготовки, согласования и исполнения решений, а также все операции, относящиеся к этим процедурам. Объект организационной деятельности получает задание, осмысливает его, проводит информационную работу, выполняет поручение или заказ, сдает выполненную работу заказчику или использует ее в своей организации и т. д.

Значение целей в деятельности организации. Как следует из определения  организаций, среди всех компонентов  ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Вместе с тем цели - один из наиболее спорных моментов в понимании организации.

1)цель есть определенный мотив  . Справедливо утверждают, что цель  относится к мотиву как стакан  воды - к утолению жажды, обладание властью - к самоутверждению, одна цель может удовлетворять несколько потребностей, как одна потребность может удовлетворяться через разные цели; 
2)цель образуется при встрече мотива со средствами, т.е. при оценке способа удовлетворения соответствующей потребности или устремления; 
3) цель в деятельности организации не тождественна результату, поскольку даже при достижении цели в реальный результат привносятся другие следствия, не совпадающие с предполагаемым результатом, поэтому достигнутая цель может быть только частью результата;

4)выбор цели субъектом существенно  предопределен и ограничен индивидуальными предпочтениями, влияниями окружающей среды, побочными целями и т.д.

41. Методы анализа состояния внешней и внутренней среды предприятия

 

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Метод который используют для диагностики  внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций – маркетинг, финансы, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.

SWOT-анализ — это определение  сильных и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

  • Сильные стороны — преимущества организации;
  • Слабости — недостатки организации;
  • Возможности — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Для проведения анализ необходимо:

  • Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)

SNW – анализ  – это усовершенствованный SWOT-анализ.

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления: политических, экономических, социальных, технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

 

 

 

42. Сущность процесса управления, его место в формировании и повышении эффективности организации.

Процесс управления – часть управленческой деятельности, включающий формирование системы коммуникаций, разработку и  реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

Управление (албастова) – специфический вид человеческой деятельности по определению целей организации, разработке механизма их достижения и координации труда для достижения цели.

Практически все  известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса является менеджер.

Сущность и  содержание процесса управления проявляется  в его функциях. Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации контроля, необходимый для достижения целей организации. В широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента.

Наиболее часто  используемые подходы сводятся к  следующим:

1. Менеджмент  как функция направлен на достижение определенной цели или целей. "Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента" - так охарактеризовал социальную функцию и значение.

2.  Менеджмент  как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс формирования, восприятия,  передачи,  обработки  и  хранения  информации.   Следует отметить, что управление не сводится к информации, но и не мыслимо вне   ее.   3.  Менеджмент  как   орган   или   аппарат  управления,   в   рамках которого   реализуются   функции   управления.   Аппарат   управления является  составной частью  любой организации и ассоциируется   с понятием    менеджмента.    Без    него    организация,    как    целостное образование, не может существовать и работать эффективно.

4.  Менеджмент  как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.

5.  Менеджмент  как  наука  и   искусство.   Научные  основы  этой дисциплины  представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установления связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.

Результативность  управления – это степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Она определяется значениями выходных показателей объекта управления, в нашем случае – организации. Эффективность – результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.

 

 

43.Функции управления в организациях. Функциональное содержание процесса управления.

Функции управленческой деятельности:                                                                                                1. Обеспечение целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы.                                                                                                             2. Административная функция. Отражает деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов.                                                                                                              3. Информационно-аналитическая функция. Обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду.                                                                                                                                                               4. Социальная. Заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы.                                                                 5. Прогнозирование. Она заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде.                                                                                                                           6. Планирование. Представляет собой процесс выбора целей данной системы и решений, необходимых для их достижения.                                                                                                                    7. Мотивационно-стимулирующая функция. Предполагает создание необходимых условий побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических , моральных рычагов.                                                                                                 8. Корректирующая деятельность управляемой системы.                                                                            9. Удерживание возможных отклонений в функционировании.                                                               10. Обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала.                                                11. Осуществление контроля всех подразделений данной организации                                                    12. Создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации.                                                                                                                                                        13. Обеспечение целостности системы (организации).                                                                  14. Повышение качества и эффективности служебной деятельности.                                  Процесс управления  включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности.                                          Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, напрямую зависят как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от размеров организации, а также от сферы ее деятельности (производство товаров или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.                                                                                                                                                            То есть авторы считают, что можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления:

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"