Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание

1. Определение понятия «организация». Предмет и методика ТО
2. Место ТО в системе научных знаний
3. Теория систем как общеметодологический подход к изучению и анализу организации

Работа состоит из  1 файл

otvety_po_to.doc

— 546.50 Кб (Скачать документ)

Самоорганизация является ключевым для понимания сущности синергетики.

Синергетика подходит к  решению проблемы сжатия информации следующим

образом. Вместо большого числа факторов, от которых зависит  состояние системы

синергетика рассматривает немногочисленные параметры порядка, от которых зависят компоненты вектора состояния системы и которые, в свою очередь, влияют на параметры порядка.

Синергетику и определяют как науку о самоорганизации  или, более развернуто, о

самопроизвольном возникновении  и самоподдержании упорядоченных  временных и

пространственных структур в открытых нелинейных системах различной  природы.

Таким образом, синергетика—теория самоорганизующихся динамических, открытых,

нелинейных систем.

Самоорганизующиеся системы  обладают способностью оптимальным  образом

изменять свои параметрические  характеристики, структуру функциональных

отношений в целом, в  соответствии с изменяющимися внешними условиями, и так,

чтобы энтропия системы  или уменьшалась, или оставалась неизменной либо, в

худшем случае, росла  медленно.

 

60.Особенности и основные формы хозяйственных организаций.

 

Хозяйственные организации – это организации, удовлетворяющие потребности человека и общества во внешней для организации среде.К хозяйственным организациям относятся: -юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д. -неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т. д. Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государствную, муниципальную, общественную, арендную. частную, групповую, смешанные формы собственности. Следующие формы хозяйственных организаций: к о м м е р ч е с к и е: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. н е к о м м е р ч е с к и е: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и другие фонды, учрежд ния. Допускается создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Некоммерческой организацией является организация, основной целью которой не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с уставным капиталом (складочным) капиталом, разделенным на доли его участников. Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат,  кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа, фирма, фонд, франчайз, холдинг. Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – объединение граждан и юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Акционерное общество (АО) –коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество может быть

закрытым (ОАО) или  закрытым (ЗАО). Полное товарищество –коммерческая организация, участники которой в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность всем принадлежащим им имуществом. Товарищество на вере (ТВ) – коммандитное товарищество включает полных товарищей и вкладчиков – коммандитистов. Статус полных товарищей аналогичен полному товариществу. Коммандитисты не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут риск убытков товарищества в пределах внесенных ими вкладов. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан и их имущественных паевых взносов. Часть имущественного комплекса может быть объявлена неделимой. Независимо от величины пая каждый член кооператива имеет один голос. Унитарным предприятием (УП) является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым.

 

 

61.Основные черты и классификации общественных организаций.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. 
Различают следующие виды общественных объединений: 
Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. 
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию. 
Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.  
Участники - это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия. Общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.                                                                                                                            Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.                                                                                                         Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.                                                                                                       Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.                                                                             Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62.Сущность, свойства и особенности государственных и муниципальных организаций.

 

 

Госуд. упр-ние  – организующее, упоряд. деят-ть гос-ва, гос. регулирование различных общественных отношений путем деят-ти всех людей  гос. власти – закон., испол., судебной, их органов, гос. служащих.

Муниципальное упр-ние – тождественно местному самоуправлению, как форма упр-ния местной соб-ти; это самост. вид профессион. деят-ти, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках опред. законов.

Собственность – отношение лица к принадлежащей ему как к своей, к-я выражается во владении, пользовании и распоряжению его, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйст. гос-ва, на к-й простирается власть соб-ти.

Формы соб-ти: 1) частная (гражданин и юрид. лицо) 2) государственная (федеральная и субъект РФ) 3) муниципальная (сп-ть городских и сельских поселений и др. муниципальных образований)  Госуд. орг-ция подразделяется на госучреждение и госпредприятие. Госучреждение – вид орг-ции, созданный для осуществления управленческих, административно-политических и социокульт. задач (закон. и судебные органы, всевозможные академии).

Гос. предприятие  – это хозяйственный субъект, создается в целях произ-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг дл удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Госуд. и муниц. предприятия могут быть организованы в форме унитарного предприятия. Его имущество неделимо. Структура упр-ния не имеет опосредствующих звеньев, рук-ль пред-тия единолично назначается гос-вом или муниц. образованием.  Госуд. пред-тия различны по формам деят-ти и отраслям: промышленные, с/х, транспортные, строительные, торговые. Гос. пред-тия могут быть коммерческие (л. цель – извлечение прибыли), некоммерческие (вся прибыль поступает в доход гос-ву).

Федеральные казенные пред-тия – учреждаются федеральным  органом испол. власти для конкретных видов работ и услуг. В отношении госуд. орг-ций осущ-ся прямое директивное госуд. регулирование не только на уровне законов, но и путем приказов, распоряжений, указаний.

Существует 4 метода ведения муниц. хоз-ва:

1) прямое –  муниципалитеты осущ-ют непосредственное  рук-во муниц. пред-тием 

2) муниц.-подрядная  сис-ма – строительство и выполнение  опред. функций ведется частными  подрядчиками, получающих часть прибыли, временно нанимаемыми на конкурентной основе муниципалитетами.

3) Муниц.-арендная  сис-ма – сдача в аренду  муниц. имущества при условии  невозможности распорядиться им  более выгодным образом, при этом муниципалитет на срок аренды полностью отказывается от дохода регулярно получая арендные платежи.

4) Муниц. концессия  – уступна муниципалитетом на  опред. срок и на договорных  условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хоз-ва в опред. сфере деят-ти.

 

63.Сущность и особенности механистических организаций. Теоретические основы их формирования.

 

Мех-я и органистическая  орг. с-ма.(    )

Механичский тип  орг-ции. Термин исп-ся, чтобы показать, что стр-ра орг-ции спроектирована наподобие машинного мех-ма. Мех. подход к проектир-ю орг-ции хар-ся использ-ем формальных правил и процедур, центр-м принятием решений, узко опред-й ответст-тью и жесткой иерархией власти. С такими хар-ками орг-ция может успешно работать в условиях рутинной технологии и несложного внеш. окр-я.

Этот тип орг-ции  связывают с бюр. орг-цией. В мех. орг-циях чаще всего исп-ся трад-ые орг. стр-ры: линейная, функц-ая, лин-функц-я  и дивизион-я стр-ры упр-я. При  выполнении некоторых важных усл-й: четкие и доступные цели, разд. труда, возмож-ть контроля, общепризнанный лидер и т.п. – мех. тип орг-ции с трад-ми струк-ми может иметь преимущества.

Мех тип орг-ции  – хар-ки: жесткя иерархия, узкая  спец-ция в работе, реглам-ые обяз-ти, высокая степень фрмализацииЮ четкие права и ответ-ть, ясность в  усл=х иерархии, объект-я с-ма вознаграждения, объективные критерии отбора кадров, формализ-ые каналы ком-ций, центр. принятие реш-й. Условия: несложное, стабильное окр-е, цели и задачи известны, задачи поддаются делению, задачи простые и ясные, рбота измеряема, оплата труда мотивирует, признается данная власть.

Механистическая система управления:

1. Основана на формальном разделении  труда и четких операций.

2. Общие цели разлагаются на  частные подзадачи, выполнение  которых  не зависит от решения  общих задач

3. Операционные задания (задачи) задаются жестко в терминах конкретного выполнения.

4. В структуре управления преобладают  вертикальные потоки информации.

5.   Контроль и наиболее  важная информация концентрируется  ближе к вершине иерархии управления.

6. Выполнение всех видов работ не зависят от персональных качеств работников. Работники взаимозаменяемые.

 

64.Сущность и особенности органических организаций. Теоретические основы их формирования.

 

Адаптивные или  органические структуры – это  более гибкие типы оргструктур, которые лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новых наукоемких технологий. Разновидность: матричная структура управления, сочетающая вертикально-линейные и функциональные связи с горизонтальными, а также проектные структуры.

Органический  тип организации. Термин «органический» характеризует организацию как живой организм, свободный от недостатков мех. структуры. Орг. подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, участием работников в принятии решений, гибкостью структуры власти и небольшим кол-вом уровней иерархии. Гибкая структура такой организации позволяет лучше взаимодействовать с новым окруж-м, с измен-ся внеш. средой, быстрее адаптироваться к измен-м. Вместо с-мы формального контроля среди раб-в преобладают самомотивация и внутр-е стремление к достижению целей.

Орг. тип орг-ции  – ха-ки: сотрудничество, широкая  специализация в работе, адаптивнеы обяз-ти, низкая стпень формализации, амбициозная ответ-ть, ур-ни упр-я размыты, субъективная с-ма вознагр-я, субъект-е критерии  отбора кадров, неформ-я комм-ция, децентр-я принятия реш-й. Условия: сложное, нестаб-е окр-е, неопред-ть целей и задач, задачи не имеют четких границ, задачи сложные, работу сложно измерить, мотивирование потреб-й верхнего ур-ня, авторитет власти завоевывается.

Органическая система управления: Она направлена на максимальное высвобождение  человеческого потенциала.

Свойства органической системы  управления:

1. В системах управления отсутствует жесткое распределение обязанностей, задач, ответственности и целей. Происходит их постоянное перераспределение и корректировка.

2. В структуре управления, управленческих  решений иерархия нарушается. Преобладают  над вертикальными горизонтальные  коммуникации и неформальные связи.

3. Регламентация работ низкая, основная  ставка на исполнительность, инициативу  и мотивацию.

4. Главным в управлении и организации  делается на развитии персональных  качеств работников, их творческого  потенциала.

Органическая система управления наиболее эффективна для высоко динамичных организационных систем, адаптивных организаций.

29.  Оценка эффективности  организационных проектов.

Оценка эффективности  является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.                    

Принципиальное значение для оценок эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определение уровня эффективности. Здесь можно указать несколько подходов. Один из них сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры системы управления. Может применяться также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.

Однако возникают некоторые  трудности применения указанных подходов, которые обусловлены необходимостью обеспечения сопоставимости сравниваемых вариантов. Поэтому часто вместо них используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системы. Экспертная оценка может являться составным элементом комплексной оценки эффективности системы управления, включающей все перечисленные подходы, как к отдельным подсистемам, так и к системе в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"