Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание

1. Определение понятия «организация». Предмет и методика ТО
2. Место ТО в системе научных знаний
3. Теория систем как общеметодологический подход к изучению и анализу организации

Работа состоит из  1 файл

otvety_po_to.doc

— 546.50 Кб (Скачать документ)

3. Единства общей  цели, где предполагается выбор  глобальной цели для всех подсистем организации. Оптимум подсистем не является оптимумом для всей системы.

4. Функциональность, т.е. совместное рассмотрение  структуры системы и функций.  Приоритет всегда отдается функции  над структурой, где функция — цель, назначение, а структура - состав, элементы. При анализе организационных систем необходимо выделять пересечения функциональных и структурных взаимосвязей.

5. Децентрализация.  Сочетание централизации и децентрализации  в структуре и функциях организационной  системы может эффективно действовать только при оптимальном соотношении распределения решений в управленческих воздействиях.

6. Принцип иерархии. Анализ и учет соподчинения  и соотношения составляющих частей  системы, их ранжирование.

7. Принцип неопределенности, множественности. Детерминированный  характер связей предполагает  жесткую взаимосвязь между причинами и следствиями. При вероятностном подходе нет явной связи между причиной и следствием, где: одна причина может приводить к разным следствиям и наоборот - различные причины могут приводить к одинаковым следствиям.

8. Принцип организованности, упорядоченности, т.е. выявление процессов последовательности и степени выполнения управленческих решений.

Можно выделить ряд научных аспектов, которые  составляют сущность системного подхода:

1. Системно-элементный, отвечающий на вопрос из чего, каких элементов образована система;

2. Системно-структурный,  раскрывающий внутреннюю организацию  системы, способ взаимодействия  образующих ее элементов;

3. Системно-функциональный, показывающий какие функции выполняет  система и образующие ее компоненты;

4. Системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы как по горизонтали, так и по вертикали;

5. Системно-интегративный,  показывающий механизм. Факторы  сохранения, совершенствования и развития системы;

6. Системно-исторический, отвечающий на вопрос как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии она проходила, каковы ее исторические перспективы.

 

 

34.Междисциплинарный подход к организации как системе.

 

Комплексный подход при анализе учитывает внутреннюю и внешнюю среду организации. При его применении должны учитываться технические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

Комплексный подход предполагает учет всего многообразия факторов, могущих повлиять на результат исследования. Его применение для изучении столь общего явления, как организация, позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более и всесторонне раскрыть содержание происходящих здесь процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

Комплексный подход к  организации предполагает раскрытие  новых свойств организации посредством  изучения объекта в междисциплинарном плане на стыке различных наук.

Но комплексный  подход как инструмент познания имеет свои ограничения. В понятии «комплекс» речь идет об объединении компонентов, их взаимосвязи в статике. В случае же динамического подхода «статика, относительная неподвижность, самостоятельность уступают место динамике, движению, в результате которого комплекс поначалу статический, количественный превращается в новое, качественное образование, в систему»

Использование комплексного подхода позволяет, как  бы сделать ряд моментальных фотографий с изучаемого явления, но на каждой из них отобразится данное его состояние с множеством элементов и связей. Монтаж этих фотографий как частей единого фильма позволяет увидеть нечто новое, выступающее взамен комплекса и называемое организацией. Но увидеть это новое можно лишь с помощью специального метода познания, получившего название «системный подход».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Взаимосвязь категорий: связь, отношение, зависимость, закономерность и закон.

 

Составляющие  какого-либо процесса организации:

а) Входное воздействие (вход) – поступающая информация, распоряжения вышестоящего руководителя, инициатива самого руководителя;

б) Преобразование входного воздействия (функция 1) –  обработка входного воздействия по известному или новому алгоритму;

в) Выход –  результат преобразования входного воздействия – управленческое решение  или исполнительное действие самого руководителя;

г) Влияние результата на входное воздействие (функция 2) –  корректировка алгоритма обработки начального входного воздействия, либо изменение  его воздействия.

Функция 1 отражает зависимость результата от входного воздействия, функция 2 – зависимость корректировки на входное воздействие от результата (обратная связь). Функция 2 может либо усиливать входное воздействие с ростом значения результата (положительная обратная связь), либо ослаблять его с ростом значения результата (отрицательная обратная связь).

Особенности вышеописанного процесса:

а) Запаздывание обратной связи; б) Наличие порога нечувствительности; в) Ограничения на переменные; г) Схождение на намеченный уровень или расхождение от него.

Зависимость –  это связь между переменными  входа и выхода, может включать в себя общее и индивидуальное для каждой организации.

Виды зависимостей:

а) Объективные (формируются независимо от воли людей) и субъективные (формируются людьми для реализации глобальных целей организации или страны);

б) Кратковременные (зависимость подбора кадров от личных качеств) и долговременные  ( зависимость зарплаты работника от его производительности);

в) Моральные (связаны  с соблюдением установленных  в общественной формации норма поведения, идеалов человека) и аморальные (связаны  с обычаями и традициями, так или иначе нарушающими права человека).

Закон – это  зависимость, которая либо:

а) зафиксирована  в законодательных документах (конституции);

б) является общепринятой нормой для большой группы людей  и организаций;

в) получила признание  и поддержку авторитетных учёных.

Объективные законы – законы организации, субъективные – законы для организации.

Закономерность  является частью закона.                                                                                                              Закономерность проектирования организации:

а) выявление  конкретной общественной потребности либо потребностей группы людей;

б) исследование потребностей на устойчивость, объём, степень неудовлетворённости;

в) формирование объекта управления (состав, профессиональны  уровень, функциональные обязанности);

г) создание субъекта управления (состав, профессиональны уровень, функциональные права и обязанности); в состав могут входить физические или юридические лица;

д) проектирование организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Сущность, свойства ,содержание и классификация принципов организации.

 

Принципы представляют собой выражение результатов научного познания определенных общественных явлений, отношений и процессов (той их части, которая вызвана организацией и отражает те устойчивые повторяющиеся, необходимые взаимосвязи и взаимодействия, которые и формируют организацию).

Принцип организации должен содержать  в себе объективную основу организации  и своим практическим действием  придавать ей должную рациональность и эффективность. Тем самым принцип организации представляет собой научное положение, отражающее объективно существующие в организации явления, отношения и процессы, необходимые для удержания и воспроизводства организации как общественного явления.

Принципы делятся:                                                                                                                          1)По степени обоснованности. научные и обыденные. Первые сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации, содержат опред. Требования к мыслящему субъекту, ориентирование его на познавательную деятельность. Вторые – правила и действия, сформулированные человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции. Субъективны.

2)По степени универсальности. Универсальные –общие принципы, отражающие правила формирования самых разнообразных систем в природе и обществе. Специфические – особенные, действующие в особых отдельных сферах природной и человеческой действительности. Ситуационные – частные, те, которые характерны для конкретных ситуаций.

3)По способу реализации. Самореализуемые.совместно природой и людьми. Людьми.

4)По масштабу действия. В элементах организации – на уровне работника предприятия (принцип индивидуальной работы). Между элементами организации, между организациями.

 

 

 

 

37. Целевой подход к исследованию и формированию организаций.

 

Целевой подход - это система методов и  методических приемов, обеспечивающих постоянную ориентацию управленческой деятельности, планово-управленческих решений, процесс выполнения этих решений  на конечные результаты с учетом социально-экономических характеристик, которые постоянно меняются, в результате развития системы потребностей, количественных и качественных изменений в производственном потенциале системы, в отношении которого применяется целевой подход.

Целевой подход, жестоко ориентирован на перспективу, требует четкого определения долгосрочных целей развития, путей их достижения, изменения всех компонентов производственно-управленческих систем, которые необходимы для обеспечения эффективных результатов. Это не означает потери внимания к текущей деятельности. Если не уделять определенного внимания промежуточным целям, деятельности по их достижению, возникает опасность не достичь конечных результатов от возложенных усилий и осуществленных вложений в развитие предприятия.

Целевой подход требует и позволяет тщательно разобраться в сложной иерархии целей, определить главную цель и такие, которые «работают» на нее, подцели, сформировать систему приоритетов очередности выполнения целей, то есть обеспечить управляемость процессом разработки и достижения целей в организации .

Целевой подход применяется в различных  сферах деятельности: в научных исследованиях, в процессе производства при построении систем различного назначения, а также при выполнении плановой функции, для изучение характеристик реально существующих систем и т.п.

Основным вопросом по применению целевого подхода в управление является признание  роли цели, как исходного элемента любого действия. Это, в свою очередь, вызывает повышение требований к обоснованию и выбора целей на любом уровне управления; определения методов взаимосвязи и балансировки целей различных уровней, отдельных звеньев; заинтересованных групп и лиц; осуществления перехода от целей до конкретных мер по их реализации.

Таким образом, целевой подход с  самого начала ориентирован на координацию  всего спектра целей организации, за счет чего и создаются предпосылки  для их достижения: «развертывание»  целей идет «по вертикали» - сверху-вниз, «по горизонтали» - осуществляется их балансирование между отдельными звеньями процесса производства и управления. В современных условиях с повышением сложности объектов управления и их связей с внешней средой целевой подход приобретает все большую актуальность, требует применения всего арсенала методов цилевстановлення и цилереализации, накопленного теорией и практикой управления.

 

 

38. Структурный подход к организации. Принципы построения структур.

 

Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Структурный подход применяется в  организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.

Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации

Формальная организация  – это вид организации, в которой  предварительно спланирована и закреплена документально  структура полномочий и функций.

Неформальная организация – вид организаций, в которых взаимоотношения не носят заранее спроектированного и закреплённого характера.

Разделение труда.

Руководитель  верхнего уровня управляет деятельностью  руководителей среднего и низшего  уровня, т.е. имеет большую власть. Вертикальное разделение труда связано с иерархией управления в организации: чем больше ступеней иерархической лестницы, тем сложнее организация. Полномочия распределяются по руководителям и должностям.

Руководитель  высшего уровня имеет прямой контроль над тремя руководителями среднего уровня (например, по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу). Руководители среднего уровня имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня, последние – над определенным числом исполнителей

Охват контролем – это число  подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. Функционализация – это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации.

Масштаб работ – это количество выполняемых работ, их объем. Сотрудник, который выполняет, например, восемь заданий, имеет более широкий масштаб работ, чем тот, кто выполняет четыре задания. Понятие глубины работ относится к объему контроля, который осуществляет работник в ходе работы

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"