Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание

1. Определение понятия «организация». Предмет и методика ТО
2. Место ТО в системе научных знаний
3. Теория систем как общеметодологический подход к изучению и анализу организации

Работа состоит из  1 файл

otvety_po_to.doc

— 546.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

56.Развитие организационно-управленческой мысли в России. Тектология А. А. Богданова и теория организации.

 

«Индустриальная утопия» 0. ЕрманскогоХарактерная черта научной мысли той эпохи — ее политизация. О. Ерманский, автор известных учебников по НОТ, предложил глобальный проект переустройства управления обществом. Правильно оценив прогрессивную роль механизации и автоматизации производства, О. Ерманский приходит к несколько неожиданному выводу о том, что в скором времени вес станут руководителями, поскольку работать будут не живые люди, а сложные машины-автоматы. «Индустриальная утопия» Ерманского строилась на одной очень незаметной методологической ошибке: абстрактные теоретические рассуждения подкреплялись не менее абстрактной эмпирикой; вместо конкретного анализа проблемы автор приводил надуманные количественные расчеты.

«Социальная инженерия» А.К. Гастева.Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии («социального инженеризма»), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

Харьковская школа управления.Для перевода понятия «рациональность» из теоретической плоскости в область практического внедрения необходимо выясните ее критерии. На Западе, отмечает Дунаевский, в качестве такого критерия берется эффективность, то есть наиболее продуктивное использование ресурсов. «Продуктивнейшее использование рабочей силы — значит использование по наибольшей доступной ей квалификации». Речь идет о продвижении способных работников, организации правильного подбора кадров сверху донизу. Принцип продуктивности отличается от критерия рациональности (экономии), но мнению Дунаевского, именно социологически.

Для построения тектологии Богданов А. А. использовал материал самых различных наук, в первую очередь естественных. Анализ этого  материала привел автора к выводу о существовании единых структурных связей и закономерностей общих для самых разнородных объектов и процессов.

Основная идея тектологии — признание необходимости подхода  к любому явлению со стороны его  организованности. Тектология считает, что во всех науках принципиально важным становится вопрос организации. Рассмотрение тектологического (организационного) вопроса позволяет любой науке решать задачи, определенные ее конкретным предметом. По А. Богданову, тектология — всеобщая естественная наука. К числу основных методов тектологии следует отнести:

• общие: индукции (от частного к общему, от фактов к гипотезе), дедукции (от общего к частному, от гипотезы к теореме), аналогий (конкретное знание переносится на наименее изученный предмет);

• специализированные: математические, статистические, логические, абстракций, экономические и др.;

• организационные: подбора  ингрессии (связывание элементов в  систему, комбинирование), дезингрессии (дестабилизация системы, распадение). Организационные методы являются общими для всех наук: естественных, общественных, экономических. Все методы наук, по сути, организационные.

Важное место в учении А. Богданова принадлежит определению  элементов и

комплексов как организационных  единиц и их совокупностей. Элемент — единица

комплекса, системы, организации. Комплекс —совокупность элементов.

Центральной идеей тектологии является идея конъюгации. Это объединение  двух комплексов, находящихся во взаимодействии, при котором их элементы перемешиваются, влияют друг на друга, комбинируются, переходят из одного комплекса в другой. При этом возникают двоякого рода отношения: организационные и дезорганизационные

В тектологии различаются  следующие виды связей: однородные (симметричные) —

части системы выполняют  в ней одинаковые функции, неоднородные (несимметричные) — части выполняют разные функции в системе. Кроме однородных и неоднородных связей (отношений), А. Богданов рассматривает взаимодействие комплексов со средой (внешней) через различного рода регуляторы. В результате такого взаимодействия комплекс обретает равновесие. Всеобщая организационная наука (тектология) Александра Александровича Богданова явилась первым научным сочинением, специально посвященным вопросам организации, в котором автор сформулировал основные положения теории организации. Тектология, возникшая в начале XX века, фактически открыла список междисциплинарных наук и послужила методологической основой для целого ряда других перспективных областей знания, таких как теория систем, системотехника, синергетика, кибернетика, информатика, теория коэволюции.

 

57. Понятие, составные части и уровни организационной культуры.

 

Организационная культура – система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

- новая область знаний, входящая  в серию управленческих наук, вытекающая из организационного  поведения.

-совокупность общественно-прогрессивных  норм, правил и стандартов, принятая  и поддерживаемая в области организационных отношений.

Организационная культура включает следующие  компоненты:

мировоззрение, направляющее действия членов организации в отношении  других сотрудников и ее клиентов и конкурентов,

культурные ценности, доминирующие в организации, такие как "качество продукции" или "оцениваемое лидерство", символы и мифология,

характеристики поведения при  взаимодействии людей, такие как  ритуалы и церемонии, а также  язык, используемый при общении,

нормы, принимаемые повсеместно  в организации, например, "заработал - получил" или как обоснованно отказаться от нового задания, к нормам относятся так называемые "правила игры", которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации,

психологический климат в организации, с которым сталкивается человек при взаимодействии с ее сотрудниками.

Три уровня организационной  культуры организации различены  в модели Э.Шейна потому, что они отчетливо различаются по степени наблюдаемости и возможности ими управлять. Когда обсуждают самый глубинный и трудно изменяемый уровень обычно говорят о мировоззрении сотрудников, имеющем национальную составляющую и поэтому с трудом корректируемом.

Срединный уровень  называют уровнем ценностей и  символов, которые можно измерить с помощью интервью. Этот уровень организационной культуры можно корректировать, если прикладывать значительные управленческие усилия в течение длительного времени. Так, часто освоение и принятие рядовыми работниками новой миссии фирмы, провозглашенной руководством, не могут быть гарантированы без ряда дополнительных мероприятий, общий смысл которых состоит в снятии разного рода охранительных и познавательных блоков, присущих актуальному состоянию развития организационной культуры.

Поведенческий уровень организационной культуры оценить гораздо проще, поскольку он целиком наблюдается в поступках сотрудников, в характере их коммуникации, в процедурах взаимодействия, которые не всегда формализованы, но работают без лишних напоминаний со стороны руководителя.                                                                                     Поведенческий уровень культуры – это свод неписаных норм и правил. Исторически многие проявления организационной культуры могут иметь источник в виде письменных положений, правил, распоряжений. Если они оказались действенными, соответствующими обычному порядку ведения дел на предприятии, зафиксированные в документах нормы и правила начинают жить собственной жизнью, выполняя функцию регуляции организационного поведения. поведенческий уровень организационной культуры находится в непосредственной связи с формальными аспектами функционирования организации.

 

 

58. Организация как открытая система. Сущность и компоненты внешней среды организации.

 

Открытая система  характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.

Открытая система  это такая система, которая имеет  постоянные и регулируемые взаимосвязи с внешней средой. Характер этих взаимосвязей предполагает изменчивость как внешней, так и внутренней среды.

Обобщенные характеристики организации как открытой системы.

1.Компоненты или составляющие организации, которые необходимы для достижения общей цели системы. 2.Связи, т.е. компоненты системы связаны между собой, что обеспечивает непрерывность протекающих в системе процессов.3.Структурность. Форма связи организационно закреплена в структуре, что обеспечивает устойчивость и придает системе стабильность. Для системы структура важнее, чем функции.4.Взаимодействие,  т.е. характер и направленность воздействия одних компонентов на другие в результате чего образуется эффект.5.Процессы. В системе одновременно осуществляется ряд процессов, каждый из которых связан с какими-либо изменениями. Процессы изменяют ресурсы,  входящие в систему и превращающих в продукты или услуги.6.Холизм, эмерджентность. Холизм означает целостность, единство, а эмерджентность появление свойств,   возникающих только в результате взаимодействия ее компонентов. 7.Концепция. Система это концепция, ее особая форма, отражает цели и ценности людей, которые являются неотъемлемыми частями и реализуют собственные идеи о том, какая система должна быть.

Система – это  набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.

Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе ее построения лежат предпосылки  экономического, научно-технического, политического, социального или  этического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должен обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.

Организация должна отражать состояние внешней среды. В основе ее построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального или этического характера. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала. Должен обеспечиваться вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. В этом смысле действенная организация не может быть статичной. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Она должна эффективно реагировать на воздействия внешней среды.

 

 

 

59. Процессы организации и самоорганизации в природе и в обществе.

 

Самоорганизация — способность  тех или иных систем к саморазвитию,

самозарождению, применяя при этом не только и не столько  приток энергии,

информации, вещества извне, сколько пользуясь возможностями, заложенными внутри

системы, то есть своим  внутренним потенциалом.

Самоорганизация свойственны живой и неживой материи. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственные управление и организация. В некоторых случаях они инициируют развитие искусственного управления в организации или же функционируют совместно. Иногда трудно определить, что послужило источником профессионального управления: оно само или элементы самоуправления.

Самоорганизация может  рассматриваться как процесс  и как явление. Сущность ее как  процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к  созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур.

Техническая самоорганизация основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация — это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление). Процессы мутации живых организмов, их приспособление к конкретным условиям существования являются проявлением биологической самоорганизации.

Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Как явление социальная самоорганизация — это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"