Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория организации"

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалки - Теория организации.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Основные  виды хозяйственных организаций  и их характеристика

Хозяйственные организации создаются в интересах  учредителей и общества, путем  производства товаров или оказания услуг и получения прибыли. К  ХО относятся общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, АОЗТ и АООТ, полные товарищества или товарищества на вере, дочерние или зависимые общества. Данные организации могут иметь следующие формы собственности: государственная, общественная, частная. Важным критерием разделения ХО является форма ответственности перед эмитентом за нарушение обязательств. 3 вида собственности: долевая, субсидарная, солидарная. Характеристика ООО - объединение граждан и юр. лиц для совместной прибыльно-хозяйственной деятельности. Акционерное общество - комерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенной число акций. Может быть открытым или закрытым. Общетсво с полной ответственностью - полное товарищество (организация, участники которой в соответствии с залюченным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную ответственность всем принадлежащим иммуществом, в том числе и личным), или товарищество на вере. Корнер - кратковременное договорное объединение ряда организации, выполняющих функции, связанной с формированием благоприятной структурой бизнеса. Концерн - долговременное договорное объединение ряда компаний для формирования полной технологической цепи (производство - сбыт - производство - сбыт). Синдикат - объединение компаний на базе договорных отношений для осуществления всей цепочки коммерческой деятельности. Финансово-промышленные группы - долговременные договорные объединения ряда компаний, действующее как основное для экономической и технологической интеграции. Ассоциации - объединение организаций одного рода деятельности координирующих деятельность входящих организаций, информационная и технологическая поддержка. Комбинат - это объединие организаций разных отраслей промышленности, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой организации. Картель - долговременное договорное объединение ряда компаний для выполнения функций, связанных с созданием благоприятной инфраструктуры бизнеса. Консорциум - долговременное договорное объединение ряда однородных компаний - эффективно для размещения займов - проведение эмиссионных операций и осуществления единого капиталоемкого проекта.

Закон информированности и упорядоченности

Роль информации в системе: 1. Изначальное значение - это предстваление понятия “контур”, а также сведения и передачи сообщений. В мире науки под информацией понимают меру определенности в сообщении. Количество информации о том, или ином объекте представляет собой разность оприорной и опосториорной  энтропии, где под энтропией понимается мера неопределенности системы. I=H0(x)-Ha(x) Для дискретных систем энтропии определяется, как H(x)=-Pi*logaPi. Приминительно к социальным организациям закон информированности и упорядоченности звучит следующим образом: любая организация стремится как можно больше получить достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для своего устойчивого функционирования. При этом, под информацией понимаются данные, которые несут в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация разделяется на: 1. Объективную (овеществленная в какой либо продукции). 2. Субъективную (отраженная людьми - впечатления, мнения и т.д.). В зависимости от характера подготовки решения информация классифицируется: 1. По областям применения (управленческая, биологическая, техническая). 2. По функциональной направленности (планирующая, организующая, координирующая, контролирующая). 3. По времени действия (стратегической, операционной, тактической). 4. По уровню неопределенности (низкая, средняя, высокая, сверхвысокая). 5. По масштабам воздействия (общая, частичная). 6. По направлению воздействия (внутренняя, внешняя). При реализации этого закона руководителю необходимо помнить: 1. Формировать для конкретного задания оптимальный набор требуемой хзарактеристики информации. 2. Находить и создавать свои источники с требуемыми характеристиками информации. 3. Повышать квалификацию своих сотрудников. 4. Внедрять информационные технологии. Следсвие из закона: Достижение максимальных значений всех характеристик информации приводит к дезинформации.

 

Типология организаций как юридических  лиц

Организации (юр. лицо): 1. Коммерческие: а) хозяйственные  общества (ООО, ОДО, ЗАО, ОАО, ПТ, ТВ). б) производственные кооперативы. в) государственные муниципальные предприятия. 2. Некоммерческие: потребительские кооперативы, общественные религиозные организации, фонды. Венчур - микро или макро предприятие создаваемое крупной компанией для разработки отработки или опытного внедрения новых технологий, продукций или услуг.

 

Закон развития

Закон развития опирается на ряд принципов: принцип  инерции, самозависимости, эластичности, непрерывности и стабилизации. Принципы инерции: 1. Изменение потенциала организации  должно начаться спустя некоторое время  после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время после их выбытия. 2. Внедрение нового ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания и приобретения, а устаревший ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового. Принцип самозависимости: На ход развития компании влияет потенциал самой компании. Принцип эластичности: каждая компания пытается сгладить последствия внутреннего и внешнего возможного воздействия. 3 уровня эластичности: высокий, средний, низкий. Признаки увеличения эластичности организации: 1. Наличие в компании группы развития. 2. Высоко профессионально подготовленного персонала. 3. Ротация кадров. 4. Универсализация производства, унификация выпускаемых изделий, резервирование и страхование ключевых ресурсов компании. Принцип непрерывности: процесс изменение потенциала компании идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак его изменения. Принцип стабилизации: компания стремится к стабилизации эфективности этапов жизненного цикла. При реализации закона развития необходимо помнить, что стремление быстро развиваться может привести компанию к синдрому большого бизнеса, который характеризуется: 1. Усилением централизованного управления. 2. Постепенная потеря управления персоналом и производством. 3. Бюрократизм процедур принятия обычных повседневных решений, а также рост числа совещаний для принятия таких решений. 4. Передача решений и ответственность из одного раздела в другой. Снять синдром позволяет метод регрессивного развития, путем выдвижения назад, более простой структуре управления.

 

Принципы  рационализации

Условия, при  которых необходимо проводить рационализацию компании: 1. Для расширения рынков сбыта. 2. Увеличения прибыли на инвестируемый  капитал и достижение социальной гормонии в коллективе. Технология выполнения заключается в следующем: 1. Сбор информации о деятельности компании. 2. Разработка и внедрение комплекса рационализации. Этапы: 1. Формирование цели. 2. Анализ существующей ситуации. 3. Выявление проблем. 4. Разработка конкретных мероприятий.

 

Понятие и содержание организационной культуры

Оргкультура означает упорядоченную совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Может быть явной и неявной (зафиксированных в форме документа, или отраженных в сознании человека). Как практика - набор традиций и мировоззрений людей, групп или обществ. ОК может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс - деятельность по формированию и использованию правил и норм. А как явление - набор правил, инструкций, норм, принципов и т.д., зафиксированных письменно или устно. Теория организации рассматривает ОК касающуюся личности, группы компаний и корпоративной ОК. Корпоративная ОК, как правило, охватывает ключевые, или наиболее ценные, с точки зрения их руководства или акционеров, формальные или неформальные правила и нормы их деятельности, это, в основном, касается обычаев, традиций, веры, символики, стиля руководства и перспектив развития. При этом, за соблюдением корпоративной ОК, устанавливается жесткий контроль руководителя. Противоположность ОК выделяют псевдо-ОК, сформировавшуюся на базе аморальных прочных орготношений.

 

Организационные качества руководителя

Типы организационных  способностей: 1. Организационная проницательность, которая включает в себя: а) психологическую избирательность б) практическую направленность интелекта и психологический такт. 2. Эмоционально-волевая результативность, т.е. умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Складывается из следующих факторов: а) энергичность,  б) требовательность, в) способность кретически оценивать свою деятельность. 3. Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к ней, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью. Личные качества: 1. Широкий кругозор. 2. Чувство понимания ситуации. 3. Нестандарстное мышление, избирательность. 4. Инициативность. 5. Стремление к сотрудничеству, коммуникабельность, эмоциональная уравновешенность. 6. Способность и умение рисковать. 7. Способность действовать самостоятельно и т.д. Организаторские способности руководителя не должны расходиться с его этическими нормами. Главная задача руководителя, как организатора состоит в обеспечении эффективного функционирования системы управления, интегрирование в единое целое усилий всех работников, всех функций управления и всех подразделений организации.

Проектирование  организационных систем для бизнес-процессов

Для бизнес-процессов, связанных с международными операциями, формируются различные варианты комбинирования оргструктуры компании, т.е. включение новых подразделений компании или расширение функций, уже существующих. В качестве новых подразделений, обычно, включают следующие: валютно-финансовый, экспортно-импортный, протокольный и др. отделы. При этом механизм внешних отношений реализуется по средствам выполнения междкнародных операций, с помощью различных посредников. Оргпроектирование следует рассматривать, как метод формальной организации целостных образований и как научное применение законов закономерности и принципов организации. Одним из универсальных методов разработки проектов выступает моделирование оргрешений, на основе использования системного подхода, графоаналитических, математических и др. методов представлеия проектируемого объекта. Бизнес-процессы, как правило, представляют собой практические мероприятия и ресурсы, направленные на создание, реструктуризацию и реформирование компании, с целью улучшения ее деятельности. В состав этих мероприятий входят: организационные, технологичесике, экономические, правовые и др. действия. Любой бизнес-процесс может быть представлен в виде иерархической системы взаимосвязанных задач, функций, операций и соответствующих им ресурсов. Реализация бизнес-процессов происходит на основе бизнес-правил, в рамках которых необходимо выполнить хоз. операции. При проектировании орготношений бизнес-процессов исходят из того, что любая оргсистема представляет из себя совокупность двух частей - механизма внутреннего и внешнего построения. Механизм внутреннего функционирования включает в себя элементы, необходимые для процесса управления непроизводственной деятельностью. Механизм внешнего функционирования включает элементы, необходимые для формирования благоприятного экономического поля внутри компании. Принципы: 1. последовательности. 2. Параллельности.

 

Определение целей, задач и этапов проектирования

Определение целей и программ обычно начинают с генеральной цели. Формулировка цели должна содержать  описание ожидаемого результата, начиная  с глагола в повелительном наклонении в неопределенной форме. При определении цели и задачи оргпроекта, для их осуществления, необходима не только подробная разработка самого проекта целевой программы, но и разработка специальных оргпроектов.

 

Закон единства синтеза  и анализа

Под анализом понимается разделение целого на части, представление  сложного в виде простых составляющих, изменение их частей, добавление новых  или ликвидация некоторых из них  для более эффективной деятельности или удобства исследования. Синтез - объединение или соединение (мысленное или реальное) обновленного набора простых составляющих объекта в единое целое, согласование их деятельности для повышение эффективности или удобства исследования. Процедура разделение целого на части учитывает зависимость частей друг от друга, при этом учитывают 3 возможности: 1. В выделенной части слабо зависит друг от друга и при выделении сохраняет все свои свойства. 2. В выделенной части зависит друг от друга и при разделении теряет часть своих свойств, которые необходимо в дальнейшем учитывать. 3. В выделенной части сильно зависит друг от друга и при разделении теряет основные свойства, т.е. становятся неспособными выполнять свои основные функции. При проведения синтеза также учитывают 3 возможности: 1. Объединенные части слабо зависят друг от друга и при объединении не происходит ухудшения или улучшения функционирования целого. 2. Объединенные части зависят друг от друга и при объединении могут существенно, положительно или отрацательно, повлиять друг на друга в рамках функционирования целого.

 

Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

Каждая организация  стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении. Закон основан на выполнении различных принципов планирования, координирования ограничения, стабилизации, согласования и полноты. Принцип планирования - в каждой компании должен быть обоснованный план деятельности и развития, т.е. данный принцип закрепляет первоначальный набор ресурсов и их пропорции, которые должны планироваться на 3 уровнях: стратегическом, тактическом, операционном. Принцип координирования. Каждая компания должна следить за стратегическими, оперативными и тактическими изменениями и вносить соответствующие коррективы в набор и пропорции ресурсов, т.е. данные принцип определяет динамическую часть деятельности по формированию набора и пропорций ресурсов. Принцип согласования: при планировании к использованию ресурсов компании необходимо помнить, что они должны подходить к друг другу по своим характеристикам (техническим, биологическим, интеллектуальным и др.) Принцип полноты: каждая комапния должна включать весь набор функций производства и управления на своем участке, вне зависимовти от состава и колличества ее работников.

     
     

 

Специфические законы социальной организации

Специфические законы базируются на эффективном использовании составляющих и их законов в области функционирования компании и людей. Содержание законов организационной компании: 1. Закон своеобразия - для каждой компании существует наилучшая и, только ей присущая, организационная структура производства и управления. 2. Закон социальной гармонии - для каждой компании развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работников, так и за счет активации их трудовой деятельности. Создание приемлемого социально-психологического климата, улучшение условий труда и отдыха рабочих и членов их семей, забота о здоровьи рабочих и пенсии.

 

Экспертиза  проектов

Общая оценка результатолв проектирования производится на основе экспертизы. Экспертиза основывается на суждении опытных специалистов или ученых, которые имеют высокую результативность выполнения проектов, или на основе научно-исследовательских данных предметной области. Цель экспертизы - проверка несоответствия проекта задачам развития объкта, организации проектирования и исключения экономических потерь. Содержание экспертизы проекта инвестором, в настоящее время, предусматривает необходимость расчета и анализа следующих показателей: 1. Коммерческой эффективности, которая учитывает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. 2. Бюджетной эффективности. 3. Экономической эффективности. Возможные экономические потери: 1. Возрастание затрат и ухудшение экономических результатов. 2. Снижение конкурентоспособности организации. 3. Снижение экономической, бюджетной и коммерческой эффективности проекта.

 

Организационные методы руководства

Основные принципы управления организацией: разделение труда и степени ответственности  каждого работника, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение личных интересов общему делу, справедливое вознаграждение работников, справедливость в разрешении конфликтных ситуаций, поощерение инициативы.

 

 Организационная культура компании

Характер формирования ОК может быть явным и не явным, в результате следующих действий: 1. Прихода в несложившийся коллектив неформального лидера, обладающего сильным влиянием на окружающих. 2. Долговременным практическим действиям компании и ее руководителя. 3. Естественного отбора наилучших норм, правил, привнесенных руководителем или коллективом. 4. Искусственного формирования ОК специалистами консультационных фирм. 3 уровне познания ОК: 1. Фрагментарный (пояснение наиболее ярких правил, поступков, лозунгов и т.д.). 2. Ассоциированный (понимание технических форм и неформальных правил, с которыми человек, внутренне, соглашается). 3. Выстраданный (Принятие всех ключевых, формальных или не формальных, правил). ОК компании - это когда большинство сотрудников разделяют систему взглядов, которая предопределяет взаимопонимание руководства и внешнего окружения. Устойчивость ОК зависит от: 1. Глубины проникновения ОК в орготношения. 2. Широты понимания ОК персоналом. 3. Гармоничность ОК компании с ОК внешней среды. 3 уровня отношений: 1. Абсолютный (80-100%). 2. Средний (50-60%). 3. Низкий (20-30%).

 

Сущность  организационного проектирования

Проектирование - процесс создания проекта, т.е. ... прообраза  предпологаемого или возможного проекта или состояния. В отличии  от конструирования, оно заключается  в описании не только технических сторон будущего объекта, его состава и свойств, но и экономических, социальных и организационных аспектов моделируемых систем. Организационное проектирование является основным методом формальной организации целостных систем. Оно направлено на разработку научно-обоснованной модели, которые бы отражали совокупность нововведений, связанных с их перевооружением и реконструкцией объектов проектирования, строительством и расширением, совершенствованием систем управления, производства и труда. Как процесс, проектирование представляет собой, функционально связанные друг с другом, операции по созданию проекта.

Основополагающие  принципы организации

Принципы организации - общее правило формированияцелостных  образований в природе и обществе, вытекающее из законов организации. Принципы: 1. Универсальные. 2. Специфические. 3. Ситуационные. В основе структуры лежат универсальные принципы. Применительно к оргдеятельности принципы можно трактовать, как общие правила, используемые человеком, при построении систем различного уровня. Поскольку, сама организация может рассматриваться, как упорядоченное состояние целого, т.е. в статике, а т.ж. в виде пропорциональности по упорядоченности (динамики) и прогресс развития, то принципы организации можно разделить на 3 группы: 1. Структуризация. 2. Процессуализация. 3. Разионализация. Все эти принципы отражают подвластные природе и человеку механизмы функционировния, регулирования, сохранения и совершенствования, организации различных форм, окружающей нас действительности.

 

Принципы  статистической и динамической организации

Принципы динамической организации - принципы, которые действуют  на остальную организацию. 1. Принцип  приоритета персонала - персонал должен иметь наивысший приоритет, затем  структура, задачи, цели. Главное внимание уделяется вопросам, связанных с управлением персоналом и стимулированием их деятельности, т.к. человек является основой производства прибавочного продукта. 2. Принцип приоритета структуры над функциями. В компаниях, в системе функций структуры, наивысший приоритет должна иметь структура, т.к. со временем, постепенно, отлаживаются взаимосвязи с элементами структуры, при этом, лишнии из них, постепенно отмирают, а недостоющие постепенно появляются - это приводит к созданию, для компании, своей уникальной оргструктуры, которая будет благотворно влиять на деятельность компании. 3. Принцип приоритета объекта над управляющим субъектом. В действии компании при замене руководителя, или реорганизации подразделений, приоритет должен отдаваться коллективу подразделения, относительно будущего руководителя., т.к. коллектив представляет собой интеллектуальную ценность, на формирование которой были затрачены деньги. Руководители должны подбираться с учетом совместимости с коллективом.

Управление  организационной культурой

Для управления ОК компании используют ряд приемов: 1. Установка приоритетов параметров ОК. 2. Постоянная оценка параметров ОК. 3. Выработка эффективных критериев  оценки параметров ОК. 4. Сравнение параметров ОК с общественными процессами, нормами и правилами. 5. Проведение организационных экономических и психологических мероприятий, по стабилизации значений параметров ОК. Роль руководителя состоит в том, чтобы управлять процессом производства и управления, но и ценностными установками компании и персонала. При этом управление ОК заключается в формировании и поддержании элементов ОК таким образом, чтобы обеспечить ее выгодную устойчивость, а т.ж. в сплочении персонала на базе ОК. В отличии от корпоративной ОК, Ок компании включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий реглпмент деятельности, связанный с онганизацией труда на рабочем месте, систему морального и материального стимулирования. Особенности власти, роли, поступков в ОК находят свое отражение в символике компании, которая может включать героев компании, историю компании, творческий портрет руководителя и т.д. Управляющая культура в компании состоит: 1. Управленческая подготовка включает: знание теории управления, умение формировать и реализовывать управленческие решения (приемы, технологии и методы управления). 2. Искусство управления (приемы управления, основанные на интуиции, озарении, мудрости, опыте). Признаки хорошего искусства управления: 1. Люяльность со стороны подчиненных. 2. Искренняя помощь работникам в бытовых проблемах. 3. Опрятный внешний вид, современный стиль. 4. Положительный имидж во внешней среде. 5. Хорошее настроение. 6. Любовь к персоналу.

Организация как процесс и как явление

Организация, как  процесс, регулируется как гражданским  кодексом, так и уголовно-процессуальным кодексом и различными законами о труде. Для организации характерно вертикальное (по уровню) и горизонтальное (по выполняемым функциям) разделение труда. Организация, в правовом отношении, рассматривается в 4 формах: 1. Юр. лицо, зарегистрированное в государственном органе и имеющее печать и расчетный счет в банке. 2. Неюр. лицо, незарегистрированное в государственном органе. 3. Неюр. лицо, зарегистрированное в государственном органе, но не имеющее отдельного зарегистрированного офиса и официальной печати. 4. Различные неформальные организации. Общими чертами для них являются наличие, по крайней мере, одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.

 

Организационная культура личности

Уникальность  личности определяется: 1. Наследственностью. 2. Воспитанием. 3. Способностью обучаться. ОК личности включает: потребности  и интересы, характер, уровень образования  и культуры, обычаи и традиции, сложившиеся  особенности поведения человека, веру, уровень коммуникабельности и ожидания. Состояние элементов, входящих в ОК личности накладывают свой отпечаток на особенности его отношений с внешней средов. Выделяют следующие характерные реакции личности на внешнее воздействие: 1. Приоритет личных потребностей и интересов над потребностями и интересами компании и окружающих людей. 2. Приоритет потребностей и интересов компании и окружающих людей над личными. Признаки характера, способствующие позитивному влиянию Ок личности на ОК компании: 1. честность и порядочность. 2. Позитивная реакция на лиц, имеющих власть. 3. Стремление к творческой работе. Умение убеждать. 5. Стремление быть неформальным лидером.

Понятие организации как системы, ее свойства

Классификация систем. Любые системы могут быть: 1. Искусственными и естественными. 2. Открытыми и закрытыми. 3. Полностью предсказуемыми и частично предсказуемыми. 4. Мягкими и жесткими. Открытые системы характеризуются широким набором связей и сильной зависимостью от нее.Закрытые системы характеризуются, главным образом, созданием внутренних связей для удовлетворения потребностей своего персонала. Полностью предсказуемые системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом. Частично предсказуемые системы характеризуются тем, что выходные воздействия не всегда могут совпадать с желаемыми. Жесткие системы основаны на высоком професионализме небольшой группы руководителей и отлаженной технологией управления и производства. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним воздействиям и медленно реагируют на слабое воздействие. Мягкие системы имеют высокую чувствительность к внутренним и внешним воздействиям и, в связи с этим, слабо устойчива.

 

Принципы  оптимальности

1. Принцип оптимального  сочетания централизации и децентрализации производства и управления. В каждой компании должно быть найдено наилучшее сочетание объемов административных и технологических функций производства и управления. 2. Принцип прямоточности. Производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути, во избежании дополнительных затрат и искажений. 3. Принцип ритмичности. Производчтвенные и информационные процессы должны идти с заданным уровнем и в течении заданных временных интервалов. Данный принцип требует полной занятости работников. 4. Принцип синхронизации. Среди информационных и производственных процессов или подразделений, необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим деятельности которого должны подстраиваться другие подразделения и процессы компании. Данный принцип способствует реализации принципа приоритета над функциями. Принципы соответсвия: 1. Принцип соответствия целей и ресурсов. 2. Принцип соответствия распоряжений и подчинений. 3. Принцип соответствия эффективности и экономичности.

     
     


Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"