Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:46, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Теория организация".

Работа состоит из  1 файл

Ответы на экзамен по менеджменту.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

    1.Общими чертами организации является:

  1. Наличие ресурсов (люди, капитал, материалы, технология и информация).
  2. Зависимость от внешней среды.
  3. Горизонтальное разделение труда.
  4. Вертикальное разделение труда.
  5. Необходимость управления
  6. Необходимость осуществления конкретных видов деятельности.

     В менеджменте под организацией понимают группу лиц взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и др. условий  ради достижения общей цели. В Украинском законодательстве организации которые  имеют статус юридического лица называют предприятием или фирмами. Организации бывают формальные и неформальные. Формальные - это группы людей деятельность, которых сознательно планируется и организуется. Неформальные - организации возникают и функционируют спонтанно.

     2. Усложнение внешней среды и организационно-производственных систем привело к росту значимости как науки так и искусства. Бурный рост общественного производства в ХХ в. стимулировал развитие менеджмента как науки. В настоящее время развитие менеджмента продолжается и находит свое отражение в структурировании менеджмента. Такое структурирование происходит по следующим признакам:

  • объект управления (финансы, кадры, предприятия, запасы, технологии и тому подобное);
  • организационно-правовая форма предприятия (ООО, ОАО, совместное предприятие, дочернее, фермерское хозяйство, кооператив, малое предприятие);
  • область действия (производство, медицина, посредничество, коммерция, страхование и т.п.);
  • типы менеджмента (традиционный. Системный, ситуационный, социально-этический (или японский), стратегический, текущий, оперативный и др.).

     В рамках менеджмента как научной  дисциплины формируются следующий  направления: это управление персоналом, инвестиционный менеджмент, инновационный  менеджмент (нововведение), стратегический менеджмент, банковский менеджмент и т.д.

     Менеджмент  имеет ряд аспектов: исторический, методический, методологический, математический, практический аспект.

    3. Формирование структур управления проводится в соответствии с принципами управления. На практике выделяют следующие принципы: целевой, рационального разделения труда, сочетание централизации и децентрализации функции управления.

     Целевой принцип предполагает ориентацию оргструктуры в целом и каждое ее подразделение  на группу взаимосвязанных целей.

     Принцип рационального разделения труда  предполагает сочетание специализации, кооперации и координации работ  в соответствии с установленными целями и функциями.

     Принцип централизации и децентрализации  свидетельствует о том, что важнейшее  решение на высшем уровне должны приниматься централизовано. А организация исполнения этих решений осуществляется децентрализовано. 

5.  Американские ученые Клод Стюарт младший в своей книге «История управленческой мыслью» выделяет следующие исторические события развития менеджмента:

  1. 5000 лет до н.э. шумеры – письменность, регистрация фактов.
  2. 4000 лет до н.э. Египет царь Хамурапи – использование письменности для контрполя установления минимальной зарплаты, признание недопустимым перекладывания ответственности.
  3. 1100 г. н.э. ученый Газалий – формулирование требований к менеджеру.
  4. 1776 г. Адам Смит – необходимость специализации работников, контроль, расчет оплаты труда.
  5. 1820 г. Джон Мил необходимость мотивации труда.
  6. 1900 г. Фредерик Тейлор – создание научного менеджмента.
  7. 1911 г. создан 1-й учебник менеджмента для колледжей.
  8. 1916 г. издана 1-я полная теория менеджмента (это заслуга Анри Файоля).
  9. 1949 г. Н. Двинер системный анализ, теория информации.
  10. 1965 г. И.Ансофер – выделил стратегический менеджмент.
  11. 1975 г. Т.Минцберг – анализ организационных структур.
  12. 1980 г. Портер – теория конкуренции.
  13. 1985 г. Т.Петерс – менеджмент как человеческие отношения.

6.

1 этап 

1900-1930 гг.

Тейлор, Вебер, Файоль и др.

3 этап 

1960-1970 гг.

Чандлер, Гоуренс и др.

2 этап 

1930-1960 гг.

Бернард, Мэйо и др.

4 этап 

1970 –  наст. Время

Марч, Уэйк и др.

 

7. Адаптивні (органічні) організаційні структури розробляються та впроваджуються з метою забезпечення можливостей реагувати на зміни зовнішнього середовища та впроваджувати нову наукомістку технологію. Починаючи з б0-х років деякі організації стикнулися з такою ситуацією, коли зовнішні умови їх діяльності змінювалися так швидко, проекти ставали настільки складними, а технологія розвивалася так бурхливо, що недоліки бюрократичних структур управління почали перевищувати їх позитивні риси. Тому організації почали розробляти та впроваджувати нові, більш гнучкі типи організаційних структур, які засновуються на цілях та припущеннях, що радикально відрізняються від покладених в основу бюрократичних структур. Однак адаптивні структури не можна в будь-якій ситуації вважати більш ефективними, ніж бюрократичні. 
 

8. Система управления по целям базируется на основных элементах процесса управления.

Основные  элементы

Процесса  управления

Основные этапы  управления по целям и результатам Характеристика  управленческой работы
1 2 3
Планирование Процесс определения  результатов Анализ целей, формирование ключевых результатов
Осуществление планов Процесс ситуационного  управления Превращение целей  и планов в желаемые результаты путем организации деятельности работников
Контроль Процесс контроля за достижением целей и результатами Определение выполнения целей и планов; определение запланированных  и случайных результатов.

В организациях применяемых систему управления по целям или систему управления по результатам наиболее значительными решениями являются определение целей и ключевых результатов организации.

     9. В зависимости от характера связей между подразделениями выделяют как подразделения: линейную, функциональную, ленейно-функциональную или комбинированную, а также программно-целевые оргструтуры управления.

     Линейная  структура управления

     

      Линейный руководитель  А

     

     Лин. руководитель В1     Лин.руководитель В2

       

Исполнитель    Исполнитель    Исполнитель Исполнитель   

      Преимущество  линейной структуры  управления:

  • Единство и четкость распорядительства;
  • Согласованность действий исполнителей;
  • Оперативность принятия решений;
  • Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности.
 

     Недостатки:

  • высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления;
  • большая перегрузка информацией, множество контактов.
 

     В чистом виде данная оргструктура не используется. 

     Функциональная  структура управления 

     

      Линейный руководитель  А

     

     Функцион. руководитель В1   Функцион.руководитель В2

       

Исполнитель    Исполнитель    Исполнитель Исполнитель 
 

Преимущества: 

  • высокая компетентность специалистов отвечающих за осуществление  конкретных функций
  • расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению за счет их высвобождения от функциональной деятельности.

Недостатки: 

  • трудности поддержания взаимосвязей между  различными функциональными службами;
  • длительная процедура принятия решений;
  • отсутствие единства действий между руководителями функциональных служб. Дублирование и несогласованность указаний;
  • снижение ответственности исполнителей за работу.
 

     Функциональная  структура в чистом виде не используется, только некоторые элементы.

10. Процесс вхождения нового менеджера в коллектив облегчается рядом условий, среди которых предварительное изучение будущих подчиненных, их достоинств, недостатков, потенциальных возможностей; утверждение себя с первого дня человеком решительным, но осмотрительным, осторожным, не меняющим сразу все, но немедленно

      Психофизиологическая  адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и пр. особых сложностей не представляет и в большей мере зависит от здоровья человека, его  естественных реакций, характеристики самих этих условий.

      Социально-психологическая  адаптация к коллективу, наоборот, может быть связана с немалыми трудностями, и особенно трудна она  бывает для руководителей.

      Другой  проблемой является нахождение общего языка, ибо сначала у обеих сторон отношения друг к другу не могут не быть настороженными. У новичков хорошо заметны

      Затем начинается процесс адаптации нового сотрудника, то есть его приспособления к содержанию и условиям труда, социальной среде. Выделяют 3 вида адаптации: профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую.

      Профессиональная  заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых  навыков, приемов, обусловленных техникой и технологией деятельности, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях.

11.

12.

13. Американский менеджмент выделяет различные школы управления:

  • школа научного управления. Это 1885-1920 гг. Развитие этой школы тесно связано с работами Тейлора, Гилфрейта, Ганта. Они проводили исследования на уровне организации производства (производственный менеджмент).
  • Школа административного управления (1920-1950). Возглавлял Анри Файоль, который разработал основные положения и принципы административного менеджмента.
  • Школа человеческих отношений. Основали ее М.Фоллет и Мэйо. 1930-1950 гг. Она рекомендовала использовать управление человеческими отношениями в процессе работы, деятельности.
  • Школа поведенческих наук. Формируется с 1950 г. внесли свой вклад Мак-Грегор, Герцберг и др. В ее основе лежат методы формирования межличностных отношений, а также повышение эффективности человеческих ресурсов.
  • Школа науки управления. Возникла в Англии во время II мировой войны. Основывается эта школа на разработке и исследовании моделей.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"