Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории организации".

Работа состоит из  1 файл

teoria_organizatsii.doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

1. Понятие и сущность организации

Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общих целей.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Обязательные требования: наличие хотя бы двух человек; наличие хотя бы одной цели, которую принимают все члены данной группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Определение организации  предусматривает необходимость  формального координирования взаимодействия работников. Структура организации  определяет, каким образом должны быть распределены задачи, иерархия подчиненности, модели взаимодействия.

Черты организации:

  • комплексность – рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделение труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
  • формализация – понимается заранее разработанные установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Степень формализации может быть различной.
  • соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, т.е. действия по разрешению проблем принимаются высшими руководителями, в других случаях децентрализован.

Так как организация – это процесс создания определенной структуры, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей, то организации заранее проектируются, моделируются для формирования структуры, подчиненной интересам достижения установленной цели.

 

2. Основные образы организации

1 – Организация –  трудовой процесс (Тейлор)

2 – Организация –  машина (А. Файоль)

3 – Организация –  община (Мейо)

4 - Организация – социотех-ая модель

5 – Организация –  система

6 – Организация – организм

7 – Бюрократическая  система

8 – Политическая модель (М.Вебер)

9 – Организация - дело

 

 

 

3. Этапы жизненного цикла организации

Один из вариантов  деления жизненного цикла организации  на соответствующие этапы предусматривает:

  • этап предпринимательства (создание). Организация находится в стадии становления. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно. Продвижение к следующему этапу требует обеспечения ресурсами;
  • этап коллективности (рост). Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа. Формируется миссия. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными;
  • этап формализации и управления (зрелость). Структура стабилизируется, вводятся правила, определяющие процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Вырастает роль высшего руководства, процесс принятия решений становится более взвешенным. Роли уточнены, и выбытие членов организации и вызывает серьезной опасности;
  • этап выработки структуры (зрелость). Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития;
  • этап упадка. В результате  конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию и услуги. Увеличивается потребность в работниках, кто обладает наиболее ценными специальностями.

 

 

4. Уровни развития  организации

1 – малая группа

2 – формализация отношений

3 – реструктуризация

4 – мотивация

5 – командообразование

6 – инновационность

7 – стратегические  разработки

8 – культура

9 – идеология

 

5. Противоречия  и проблемы организации

Противоречия

1 – между индивидуальным  и общим

2 – между личным и безличным

3 – между планомерным  и спонтанным

4 – департаментализация  (разделение на подразделение)

Проблемы

1 – познание законов

2 – создание высокоэффективных  организаций

3 – использование  внутреннего потенциала

4 – культура организации

 

6. Базовые ценности организации

1 – управляемость

2 – клиенты

3 – инновационность

 

 

 

7. Виды организационных  патологий

1 – в строении организации

  • господство структуры над функцией
  • автаркия подразделений (замкнутость на собственных интересах)
  • несовместимость личности с функцией
  • бюррократия

2 – в организационных  отношениях

  • конфликт
  • неуправляемость
  • бессубъективность
  • преобладание личных отношений над служебными
  • рассеивание целей
  • клика – сговор работников использовать ресурсы организации в своих целях

3 – в управленческих  решений

  • маятниковые решения
  • дублирование организационного порядка
  • игнорирование организационного порядка – нарушение субординации
  • разрыв между решениями и их реализацией
  • стагнация
  • должно быть преобладание развития над ростом
  • демотивирующий стиль руководства
  • инверсия

 

8. Социальная организация, ее особенности

Система, в набор элементов которой входит человек называется социальной

Особенности

1 – регламентированное  поведение

2 – культура

3 – целостность

4 – умение устанавливать  цели и достигать их с помощью  управления

5 – изменчивость

6 – способность организации  выявлять и решать свои проблемы

Особенности соц.орг-ий:

1. Целостность и устойчивость

2. Наличие организационной культуры

3. Регламентированное  поведение и деятельность членов  организации

Регламентированное поведение  означает, что каждый член (субъект) организации, будь то частное лицо или  более мелкая организация (формальная или неформальная), подчиняется определенным «правилам игры»,

являющимся элементами культуры организации.

4. Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы.

5. Способность к саморазвитию и самообучению.

 

9. Классификация  социальных организаций

1 – по происхождению: естественные  и искусственные

2 – по признаку объединения:  территориальные, деловая основа, духовные объединения

3 – по признаку легитимности:

законные, незаконные

4 – по видам деятельности

5 – по признаку собственные: 

частные, государственные, муниципальные, смешанные

6 – по признаку распределения  прибыли: коммерческие, некоммерческие

7 – по составу субъектов:  элементарные, составные

8 – по строению: ядерные, безъядерные

9 – по типу реш.задач:

 эконом., полит., фин., мед., образоват.  и др.

10 – по виду: деловые,общественные,ассоциативные 
10. Особенности базовых схем организационных отношений

В рамках социальных организаций  существует следующая схема взаимоотношений

 
Линейная схема (в схеме нет обратной связи)

Линейная схема  работает в небольших организациях при высоком профессионализме и  авторитете руководителя, а также  большой заинтересованности подчиненного в успешной работе организации.

Кольцевая схема  хорошо зарекомендовала себя в небольших  организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых  имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

 
Кольцевая схема (функциональные связи)

Схема «колесо» хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

 
Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

Схема «звезда» дает положительные результаты при  филиальной структуре организации  и при необходимости соблюдения конфиденциальности каждой составляющей организации.

 
Схема «звезда» (линейная связь)

 

11. Понятие и классификация  хозяйственных организаций

  1. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

Существует несколько  признаков, по которым классифицируются субъекты хозяйственной деятельности. Они могут быть:

  • по форме собственности - государственные, муниципальные, частные;
  • по происхождению капитала – национальные, иностранные, совместные;
  • по размеру капитала - крупные, средние, малые;
  • по образованию юридического лица - индивидуальные предприниматели, фермерские хозяйства, юридические лица.

 

12. Типология организаций  как юридических лиц

Все юрид. лица подразделяются на:

  • коммерческие орг., преследующие извлечение прибыли в качестве осн. цели своей деят-ти – хоз. тов-ва и общ-ва, произв. кооперативы, гос. и муниц. унитарные предприятия;
  • некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности – потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и учреждения.

Хоз. тов-ва – это коммерческие орг. с разделенным на доли учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом, подразделяются на полное тов-во и тов-во на вере.

Полное тов-во. В соот-ии с закл м/у участниками такого тов-ва дог-ром они занимаются предприн деят-тью от его имени и несут совместную ответственность по обязательствам тов-ва всем принадлежащим им им-вом.

Тов-во на вере (коммандитное) – объед-ие закр. типа, вкл., наряду с участниками, несущими полную имущ. отв-ть по обяз-вам тов-ва, вкладчиков (коммандиты), отв-ть кот. огран-ся размером внесенного вклада и не принимают участия в осущ-ии тов-вом предприн. деят-ти.

Хоз общ-ва – это коммерческие орг. с разделенным на доли учредителей капиталом, которые могут создаваться в след формах: общ-во с ограниченной отв-тью (ООО); общ-во с дополн отв-тью (ОДО); акц общ-во (АО).

ООО– организ. форма предприн-ва, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущ. отв-ти по обяз-вам общ-ва.

Общ-во с дополн отв-тью (ОДО). Осн. различие м/у ними закл. в том, что участники ОДО принимают на себя дополн. отв-ть по обяз-вам общ-ва не только в размерах внесенных в его уставный капитал вкладов, но и др. своим имущ-вом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вклада.

Акц общ-вом признается общ-во, уставный капитал кот. разделен на опред. число акций; участники (акционеры) не отвечают по его обяз-вам и несут риск убытков, связанных с деят-тью общ-ва,в пределах стоимости принадлежащих ему акций. М/б (ОАО) и (ЗАО).

ОАО– это такое общ-во, участники кот могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров. ОАО вправе проводить откр. подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устан. законом и др. прав актами.

ЗАО– такое акц. общ-во, акции кот. распределяются только среди учредителей; такое общ-во не вправе проводить откр. подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"