Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Теории организации".

Работа состоит из  1 файл

teoria_organizatsii.doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, ядро организации  может видоизменяться, одна группа может решать несколько проблем, роль групп может выполнять один человек.

 

 

32. Координация в организации

Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций.

По своему характеру  координационная деятельность бывает: Превентивная, т.е. направленная на предвидение  проблем и трудностей; Устраняющая, т.е. предназначенная для устранения перебоев; Регулирующая, т.е. направленная на сохранение существующей схемы работы; Стимулирующая, т.е. направленная на улучшение деятельности существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов:

Неформальная непрограммируемая координация. Часто координация осуществляется добровольно, неформально, без предварительного планирования со стороны предприятия, поскольку практически  невозможно предвидеть, запрограммировать или взаимоувязать всю деятельность. Поэтому организации в какой-то мере полагаются на добровольную координацию со стороны своих сотрудников.

Программируемая безличная  координация. Если для неформальной координации не создано надлежащих условий или если организация слишком сложная для того, чтобы неформальные связи оказались эффективными, то руководитель может применить стандартны методы и правила работы. Индивидуальная координация. Работники не всегда одинаково понимают задачи и направления работы. Каждый интерпретирует их так, как ему это представляется. Применительно к таким различиям используются два подхода к индивидуальной координации.

Первый подход связан с тем, что координацией, как правило, занимается руководитель, которому подчинены как минимум два подразделения.

Второй подход — деятельность специально назначенного координатора. В особенно трудных областях работа по координации настолько обширна, что возникает необходимость учредить отдельную должность.

Групповая координация. Вопросы координации можно также решать на совещаниях групп — будь то регулярно заседающие комитеты или специально создаваемые комиссии. В ходе обсуждения должны учитываться и личные предпочтения, и групповые интересы, и задачи организации. На основе этих обсуждений принимаются согласованные решения. К

Координация при различных стилях управления

ФАКТОРЫ

СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Либеральный

Промежуточный

Авторитарный

Горизонтальное разделение труда

Не существует или  мало используется

Использование документов, инструкций, руководств

Значительное использование  документации, диаграмм, форм, руководств

Департаментализация

Разделение по целям не слишком детализируется

Специализация подразделений

Максимальная специализация

Использование стандартных процедур и правил

Используются минимально

Процедуры и правила в сочетании с самоорганизацией

Значительная стандартизация

Вертикальное разделение труда

Нестрогое

Промежуточное

Четко закрепленные функции

Высота иерархии

Плоская

Средняя

Высокая

Норма управляемости

Высокая

Средняя

Низкая

Уровень централизации

Низкий

Тщательное делегирование полномочий

Высокий

Координация

Неформальная непрограммированная, групповая; использование некоторых видов технических средств

Индивидуальная; использование  технических средств

Индивидуальная иерархическая; использование технических средств


 

33. Понятие самоуправления

Под самоуправлением понимается автономное функционирование какой-либо социальной системы (коллективов, организаций, объединений и даже одного человека). Оно реализует потребность человека и организации к свободе, самовыражению и самопроявлению. В самоуправлении иерархия подчинения или отсутствует или слабо выражена в отличие от формализованного управления. Самоуправление предполагает выбор целей, формирование сопутствующих им задач, разработку средств и методов их решения. Принципов самоуправления три:

  1. Принцип вторичности. Самоуправление должно быть вторичным процессом в организации после формализованного управления». Данный принцип можно применять как для неформальных организаций, так и для юридических лиц. Для неформальных организаций самоуправление и самоорганизация являются начальным Элементом процесса их объединения. Дальнейшая деятельность требует довольно жесткой регламентации (порядка) в виде инструкций, правил. Порядок предусматривает систему управления, то есть введение системы формализованного управления. И такое управление присутствует во всех, длительное время существующих, неформальных организациях.
  2. Принцип мягкой регламентации. «Процесс самоуправления (самодеятельности) должен регламентироваться законодательными актами и положениями только по ключевым элементам деятельности». К ключевым элементам относится деятельность людей, связанная с международными нормами и ограничениями. Стремление государственных чиновников подчинить неформальные процессы регламентации редко давали положительные результаты. В случае жесткой регламентации самоуправление вырождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих деятельность потребностей и интересов.
  3. Принцип сочетания управления и самоуправления. «В любой организации формализованное управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления». Данный принцип основан на том, что для достижения взаимодействия между руководителем и подчиненным необходимо удовлетворять потребности и интересы как человека (работника), так и самой организации (общества).

 

34. Понятие, виды и  элементы самоорганизации

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Как процесс самоорганизация заключается в формировании, поддержании или ликвидации совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых производственных и межличностных отношений в коллективе на основе свободного выбора принятых правил и процедур. Как явление самоорганизация представляет собой набор элементов, служащих для реализации программы или цели.

Техническая самоорганизация как процесс представляет собой автоматическую смену программы действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды. как явление — это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования.

Биологическая самоорганизация как процесс представляет собой действия, основанные на генетической программе сохранения вида и призвана обеспечить соматическое (телесное) построение объекта. Как явление биологическая самоорганизация — это конкретные изменения в живой природе (мутации) для приспособления к конкретным условиям существования.

Социальная  самоорганизация как процесс основана на деятельности по гармонизации общественных отношений, включающей действия по изменению приоритетов потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей человека и коллектива.

Самоорганизация реализуется в следующих видах: самовоспитание, самообучение и самоконтроль

  • Самовоспитание — это преодоление вредных или создание новых позитивных качеств личности или организации за счет собственных сил и ресурсов.
  • Самообучение — это самопроизвольное стремление человека или организации к совершенствованию или получению информации и знаний. Самообучение опирается на потребность человека в информации, знаниях и общении, а также на потребности общества в прибавочном продукте и саморазвитии.
  • Самоконтроль — это оценка внутренних ощущений с результатами выполняемых или выполненных действий, она может относиться к человеку, коллективу или организации. Самоконтроль позволяет человеку, коллективу или организации неформально оценить свою деятельность, выявить свои возможности для улучшения деятельности, убедиться в соответствии или несоответствии работы своим силам и знаниям.

Личная самоорганизация реализуется в планировании организации рабочего дня, рабочей недели и т. д.; в организации личной гигиены, полноценного питания и отдыха; в контроле личных ощущений, реакций на происходящие события.

Коллективная  самоорганизация типична для общественных отношений. Как явление социальная самоорганизация представляет конкретные поступки человека или группы людей, лозунги, петиции и др.   
35. Основные схемы отношений индивидов при самоорганизации

Самоорганизация (далее везде подразумевается коллективная) и самоуправление имеют схемы отношений, аналогичные организационным отношениям в формальном управлении. Это типовые схемы отношений в виде линии, кольца, колеса, звезды и т.д., в которых основным элементом является не руководитель, а неформальный лидер (НЛ)

 
Схемы самоорганизации в группе людей: а – линия; б – кольцо; в – колесо; г – звезда

 36. Процесс формирования организационной структуры

Этот процесс можно  организовать по трем крупным стадиям:

Формирование общей  структурной схемы во всех случаях  имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения). К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления; основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.

Основная особенность  второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления — разработки состава основных подразделений и связей между ними — заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Третья стадия — регламентация  организационной структуры —  предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделении, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработки информации); разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.

 

37. Методы проектирования  структур

Метод аналогий состоит  в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относятся выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения. Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет, типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельных должностей в четко определенных условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях.

Экспертно-аналитический  метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления.

Метод структуризации целей  предусматривает выработку системы  целей организации и последующий  анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы: разработка системы («дерева») целей, 2) экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений, исходя из взаимосвязей их целей, и т. п.; 3) составление карт прав и ответственности за достижение целей как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности; конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяется подразделение для достижения результатов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"