Актуальные проблемы гражданской авиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание

Мы уже привыкли к тому, что за границу или в Восточную Сибирь и на Дальний Восток нам приходится все чаще и чаще не ездить на поезде, а летать самолетами, в северных районах России самым долгожданным событием для многих жителей является не приход лета, а прибытие вертолета с продуктами, на котором дети улетают учиться в город или наоборот, возвращаются с учебы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………..3

1. Общее состояние современной Гражданской авиации………………………………4

2.Просчёты реформаторов в авиации………………………………………………………………4

3. Низкий показатель Гражданской авиации……………………………………………………5

4. Современное состояние авиационного транспорта…………………………………….7

5.Аэродромы……………………………………………………………………………………………………..8

6. Проблема дефицита квалификационных кадров…………………………………………9

7. Человеческий фактор…………………………………………………………………………………..12

8. Графики состояния Гражданской авиации………………………………………………….18

9. Основные направления развития Гражданской авиации…………………………..21

10. Государственное регулирование Гражданской авиации………………………….22

11. Главные задачи по совершенствованию Гражданской авиации………………25

Заключение……………………………………………………………………………………………………27

Список использованного источника…………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 868.78 Кб (Скачать документ)

         Ещё одна серьёзная причина  авиационных происшествий-вмешательство в действия экипажа и давление него извне.  Это проявилось, в частности, в случае с катастрофой польского Ту-154 в Смоленске в 2010 году. Где как известно на экипаж было сильное давление со стороны вышестоящего состава.

         7 сентября 2011 года в Ярославле  произошла катастрофа самолета  Як-42, где погибла вся хоккейная  команда “Локомотив”. Согласно  заключению экспертов МАК катастрофа  произошла из-за неправильных  действий одного из членов  экипажа, который при взлёте  перепутал педали.

          Однако помимо пилотов в этих  трагедиях повинны и те, кто  допустил их за штурвал самолета, не учитывая недостаточную профессиональную  подготовку и состояние здоровья  летчиков. Роль “человеческого фактора”  в российских авиакатастрофах  заключается не в столько вине  пилотов, сколько в вине людей,  занимающихся их подготовкой.  Подготовка пилотов - главный  тезис последних происшествий. Но  человеческий фактор это не  только пилоты: это в первую  очередь, те люди, которые дали  право пилоту сесть за штурвал.  Человеческий фактор это система  всех людей, причастных к доступу  пилотов к полетам. Это и  гендиректора компании, и служба  медицинского досмотра и люди следящие за соблюдением режима труда и отдыха. А пилот- это уже человек ,на котором концентрируется основное внимание.  Да экипаж виноват, да человеческий фактор . но, сто за этим стоит? С развалом СССР и упразднением централизованного управления отраслью, ,которое осуществляло Министерство гражданской авиации, во многом нарушена система организации летной работы. Где сейчас летная служба и инспектирующие органы, которые должны нести ответственность за обеспечении  безопасности полетов? Они практически упразднены, а те, что имеются на сегодняшний день не  могут в полной мере исполнять возможность. Где качественная первоначальная подготовка летных специалистов в авиационных училищах? Инструкторский и преподавательский состав работает за мизерные зарплаты. Училища не в полной мере обеспечивается не в полной мере необходимыми средствами для полноценной подготовки курсантов. Авиационная техника устарела и перспективы пока еще не видно. И на конец, кто в отрасли отслеживает уровень подготовки персонала  и обеспечения безопасности полетов?

      Практически все отдано в руки коммерческих структур, многочисленные авиакомпании и сертификационных органов, которое, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы получить максимальную прибыль. 
   В процессе расследования происшествий по причине человеческого фактора была выявлена новая тенденция, влияющая на безопасность полетов. Комиссии по расследованию установили, что в процессе психологических обследований экипажей воздушных судов были выявлены, но не учтены, особенности психо-соматического функционирования личности пилотов, которые явились одним из факторов, оказавших негативное влияние на развитие особой ситуации.  Эмоциональная составляющая является не только чувством или аффектом,  а выступает в качестве их комбинации, поскольку и чувство, и аффект играют определенную роль в человеческом поведении. Для этого они должны быть определенным образом уравновешены, потому что при любом перекосе в функциональной системе, произошедшем либо вследствие  утомления, либо под действием внеполетных событий, связанных с сильными эмоциональными переживаниями, аффект может взять верх и при соответствующей ситуации привести к несчастному случаю.

Уровень развития современной гражданской  авиации (ГА) выдвигает на первый план требования к психическому состоянию пилотов. Увеличение эмоциональной устойчивости членов экипажей ГА является одним из ведущих факторов улучшения состояния безопасности полётов. Эмоциональная устойчивость не является врождённым фактором, а может быть увеличена путём специальной подготовки и тренировок. Сами пилоты, как правило, осознают переживание страха, знают о пережитом когда-то сильном аффекте, который является его источником. Общая эмоциональная устойчивость психики пилота зависит от степени тренированности и подготовленности, от уровня доверия членов экипажей к коллегам и технике.

Современные лётные средства представляют собой  компьютеризованные системы, способные  решать полётные задачи без прямого  участия членов экипажей. Для повышения  эмоциональной устойчивости пилотов  необходимо также повысить «степень доверия» к «интеллектуальному»  техническому обеспечению самолёта со стороны пилотов. В большинстве  нештатных ситуаций машина действует  намного быстрее и точнее человека. Однако сам пилот не всегда готов доверить машине свою жизнь, жизни коллег и пассажиров.

Статистика 

Авиационных

катастроф 

     

 

Год катастрофы

Кол-во самолетов

Кол-во погибших

2001

4

260

2002

6

166

2003

3

86

2004

3

126

2005

3

60

2006

5

415

2007

4

58

2008

6

176

2009

5

199

2011

7

118


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Графики состояния  Гражданской авиации с 1996г.-2010года.

 

  1. Действующий парк магистральных пассажирских самолетов.

  1. Структура пассажирооборота российских авиакомпаний.

 

 

 

 

3. Доля современных российских  самолетов в объеме авиаперевозок  воздушного транспорта России

 

4. Динамика  действующего парка пассажирских  самолетов российских авиакомпаний

 

 

   6. Фактические поставки пассажирских  самолетов

Но пока, к сожалению, среди  поставляемых в российский парк самолетов  лидерами являются западные ВС, доля которых  в объеме поставок пассажирских самолетов  приблизилась к 90%. Всего в 2009 году в  парк поступило 129 пассажирских самолетов, в том числе 9 новых отечественных  и 116 западных. В 2010 году из 91 поставленного  самолета 78 – западные ВС. 
В 2010 году на самолетах зарубежного производства было выполнено 83% пассажирооборота  воздушного транспорта России и 74% грузооборота.

 

7. Проблемы продвижения на рынок отечественных самолетов.

 

8. Лидеры поставок  пассажирских самолетов.Лидерство по количеству поставляемых в российский парк магистральных самолетов постепенно переходит к наиболее конкурентоспособным на мировом рынке

9. Основные направление развития Гражданской авиации.

Если  не предпринимать никаких действий, то при нарастающей жесткой конкуренции  с зарубежными авиакомпаниями на нашем собственном рынке авиаперевозок, в условиях критического состояния  региональных аэропортов и парка  воздушных судов проблема усугубится до такой степени, что речь будет  идти уже не о поддержании стабильности отечественного рынка авиаперевозок, а о сохранении самого рынка как такового. 
Учитывая размеры России, а также то, что связь с центром ее отдельных регионов (европейского Севера, значительной части Сибири и Дальнего Востока, анклава Калининград и др.) возможна только посредством воздушного транспорта, следует признать: существующая в отрасли проблема экономической недостаточности фактически переходит в проблему национальной безопасности. 
Растущий спрос на внутрироссийские региональные и межрегиональные пассажирские авиаперевозки остается неудовлетворенным, поскольку авиакомпании, которые бы целенаправленно занимались этим видом деятельности и обладали парком современных региональных воздушных судов, в стране отсутствуют. Система авиаперевозок на местных воздушных линиях находится в неудовлетворительном состоянии. И авиакомпании не испытывают необходимости иметь 20 однотипных самолетов для регулярных перевозок. 
Все индикаторы (рост экономики страны и спроса населения на авиаперевозки, укрепляющиеся экономические связи между регионами страны и др.) указывают на то, что настало время возрождать региональную и межрегиональную авиатранспортную систему, включая региональные авиакомпании, региональные аэропорты, аэропорты местных воздушных линий, другие авиационные предприятия. Очевидно, что такая система станет катализатором развития отрасли и мотивирует наш авиапром на массовое строительство новых региональных самолетов, отвечающих современным требованиям (Ту-334, Ан-140, Ил-114). 
Надо отметить, что регионы, не дождавшись адекватных решений центра, активно работают над восстановлением региональной и малой авиации. Это вселяет оптимизм. 
Для активизации процесса необходимо предпринять ряд конкретных практических шагов: 
• учитывая огромную геополитическую и социальную значимость гражданской авиации для Российской Федерации, придать ее развитию статус приоритетного национального проекта; 
• осуществить срочное обновление отечественного авиапарка, заменив устаревшие воздушные суда на новые, более эффективные с точки зрения потребления топлива; для этого государство должно поддержать национальный авиапром например, через государственную лизинговую компанию закупать отечественные самолеты и отдавать их в бесплатный лизинг нуждающимся авиакомпаниям, выполняющим региональные перевозки; 
• следуя мировой практике, продлевать меры государственной поддержки, т.е. субсидировать затраты на местные авиаперевозки в районах Восточной Сибири и Крайнего Севера и на их авиатранспортную связь с центром; 
• добиться предотвращения экономически необоснованного роста стоимости авиационного топлива; если не будут срочно приняты меры госрегулирования ценообразования на нефтепродукты для внутреннего рынка, последствия нового ценового скачка на авиатопливо для социальной сферы окажутся ущербными, а для гражданской авиации России — губительными; 
• восстановить сети разрушенных аэропортов местных воздушных линий; 
• предусмотреть финансирование долголетних фундаментальных исследований, направленных на выработку новых принципов построения гражданских летательных аппаратов (проект летательного аппарата ЭКИП), обладающих прорывной коммерческой и социальной эффективностью.

 

  10. Государственное регулирование в Гражданской авиации.

 За последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, падения платежеспособного спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации гражданская авиация и авиационная промышленность России оказались в тяжелом положении. Без целенаправленной государственной поддержки Россия уже в ближайшие время может утратить свой потенциал в этой области. Это создаст серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации

 Под государственным регулированием понимается разработка специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти правил осуществления гражданской авиационной деятельности и контроля за их выполнением.       

 Основные направлениями государственного регулирование Гражданской авиации являются:

1) сбалансированное развитие авиационного  потенциала Российской Федерации  для комплексного решения задач  экономической безопасности, социально-экономического  и культурного развития страны  на основе единой государственной  политики;

2) завершение реструктуризации  авиационной промышленности с  целью сохранения и развития  авиационной науки, промышленной  и экспериментально-испытательной  базы;

3) обеспечение потребностей страны  во внутренних и международных  авиационных перевозках с использованием  отечественной авиационной техники;

4) использование воздушного пространства  Российской Федерации в интересах  всех его пользователей;

5) обеспечение безопасности полетов  гражданской авиации и авиационной  безопасности;

6) поисково-спасательное и аварийно-спасательное  обеспечение полетов гражданской  авиации;

7) объединение усилий государств - участников Содружества Независимых  Государств на основе скоординированной  технической политики при осуществлении  гражданской авиационной деятельности, сохранения и дальнейшего развития  единой системы авиационных правил, сертификации гражданских воздушных судов и их производства, международных аэродромов и их оборудования, а также единой системы расследования авиационных происшествий на базе Межгосударственного авиационного комитета;

8) усиление позиции Российской  Федерации в международной авиатранспортной  системе за счет повышения  конкурентоспособности российских  авиационных компаний и воздушных  судов, производимых отечественными  предприятиями авиационной промышленности;

9) совершенствование нормативной  правовой базы гражданской авиационной  деятельности;

10) совершенствование системы подготовки  специалистов в области авиационной  деятельности, обеспечение их социальной  защищенности;

11) активизация пропаганды авиационных  традиций и истории гражданской  авиации Российской Федерации.

Государственное регулирование гражданской авиационной  деятельности осуществляется преимущественно  правовыми и экономическими методами, в том числе государственной поддержкой. В определенных случаях, в рамках законодательства Российской Федерации, государство оставляет за собой право непосредственного вмешательства в деятельность субъектов, осуществляющих гражданскую авиационную деятельность.

    Принципы государства в области регулирование гражданской      авиационной деятельности являются:

1) государственная поддержка разработки  ключевых базовых технологий  и создания научно-технического  задела, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для разработки новых образцов конкурентоспособной гражданской авиационной техники;

2) создание условий для сохранения  и развития необходимой научно-технической  базы, обеспечивающей техническую  оснащенность отечественной гражданской  авиации на мировом уровне;

3) содействие реструктуризации  авиастроительного комплекса в  соответствии с требованиями  обеспечения обороноспособности, экономического  развития Российской Федерации  и потребностями гражданской  авиации в обновлении парка  авиационной техники;

4) обеспечение высокого уровня  безопасности авиационной деятельности  на основе технологического перевооружения  отрасли, развития систем поддержания  летной годности авиационной  техники и обеспечения безопасности  полетов, совершенствования технологических  и организационных основ использования  воздушного пространства;

5) оптимизация сети международных  аэропортов и аэропортов федерального  значения;

6) создание системы и механизмов  кредитования поставок (продаж) отечественной  гражданской авиационной техники  и условий для становления  и развития отечественной системы  авиационного лизинга как основы  обновления парка воздушных судов;

7) создание условий для ведения  в хозяйственный оборот результатов  интеллектуальной деятельности, права  на которые принадлежат Российской  Федерации;

Информация о работе Актуальные проблемы гражданской авиации