Актуальные проблемы борьбы с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:21, реферат

Описание

Проблема коррупции для современной России является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших экономических и политических задач, подрывающих авторитет власти в глазах народа, мешающих эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей, способствующих росту и укреплению позиций организованной преступности, приобретает масштабы, угрожающие национальной безопасности.

Работа состоит из  1 файл

Борьба с коррупцией.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)
 

Актуальные проблемы борьбы с коррупцией

.

     Проблема  коррупции для современной России является одной из наиболее значимых, препятствующих решению важнейших  экономических и политических задач, подрывающих авторитет власти в  глазах народа, мешающих эффективному развитию международных торгово-экономических и иных связей, способствующих росту и укреплению позиций организованной преступности, приобретает масштабы, угрожающие национальной безопасности.

     Согласно  опросу ВЦИОМ, результаты борьбы с коррупцией в России за последний год отмечают менее трети (30%) опрошенных, в их числе лишь 3% считают, что в этом направлении делается многое, и 27% полагают, что результаты есть, но они слишком незначительны. 44% респондентов считают, что все остается как было, а 21% опрошенных заявляют, что коррупция только усиливается. По данным аналитического Юрия Левады (Левада-Центр), главным препятствием на пути экономического подъема в России половина граждан считают именно коррупцию. 1

     Характеризуя  социально-экономическую обусловленность коррупции в России представляется   необходимым обратиться к рассмотрению понятийного аппарата. В переводе с латинского языка коррупция (corruptio) означает подкуп, порчу. Однако в пределах законов, посвященных борьбе с коррупцией, и юридической литературе этому понятию придают более широкое значение.

     Нам представляется, что наиболее удачным  определение коррупции было высказано  Президентом РФ Д.А.Медведевым на совещании  по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 года: «Коррупция – это угроза для любого государства, отражается на имидже  государства. Но самое главное – коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься. Коррупция превратилась  в системную проблему. И этой системной проблеме мы должны противопоставить системный ответ».

     Особая  опасность коррупционных проявлений заключается в их универсальном  деструктивном характере. Ущерб, наносимый  коррупцией, имеет и материальное, и духовно-идеологическое, и политическое измерение.  В сфере духовной жизни распространение коррупции способствует деградации национального самосознания.

     Опросы  общественного мнения показывают, что  «население РФ постепенно привыкает  к коррупции и принимает как  норму поведения в современном  обществе»2. Значительная часть молодежи прямо ориентирована на карьеру с целью занятия высокого поста в системе власти для того, чтобы обеспечить себе стартовые условия для обогащения и безбедного существования. При этом в массовом сознании стали оправдываться любые средства для достижения цели, в том числе противоправные и безнравственные.

     Наряду  с моральным ущербом коррупция  формирует специфический сектор нелегальной экономики. По мнению экспертов, «сумма взяток за прошедший год составила около 400 миллиардов долларов: эти деньги поступили в карманы чиновников в виде «откатов» и коммерческих поборов»3.

     Анализ  статистических данных показывает крайне устойчивую тенденцию роста коррупционных  преступлений. Согласно официальной  статистики ГИАЦ МВД РФ в 1998 году в  России зарегистрировано 5807 случаев взяточничества и 974 случая коммерческого подкупа, а в 2005 г.- соответственно  9821 и 2178 случаев, а в 2009 году только по факту взяточничества было выявлено 13 141 преступлений4. По признанию же официальных лиц следственного комитета при прокуратуре РФ число выявленных случаев коррупции в России в две тысячи раз ниже реального количества преступлений в этой сфере5.

     О необходимости мер борьбы с коррупцией говорилось всегда и много, а в  последнее время этот вопрос особенно активно обсуждается, причем на самом высоком уровне. Появилась надежда, что этот негативный фактор, вызывающий чувство недоверия к власти, приводящий к падению морали и нравственности в обществе, будет поставлен в правовые рамки и борьба с ним будет вестись по строго определенным правилам.

     Принятие  Правительством РФ пакета антикоррупционных  законов является своевременной и действенной мерой. Однако, если в ближайшее время не будут предприняты внятные и решительные шаги, позволяющие перейти от констатаций, благих пожеланий и жестких заявлений к последовательной и целенаправленной работе по очищению всей системы управления от коррупционных схем и взаимосвязей, к созданию прочного правового и организационного заслона на пути проникновения криминала во власть, к широкомасштабной работе по антикоррупционному воспитанию граждан, поражение неминуемо.

     Однако,прежде чем говорить о борьбе с коррупцией необходимо определить факторы, способствующие укреплению и развитию коррупции в РФ. Сюда относятся - высокая социальная дифференциация населения по уровню доходов, безнаказанность; развитая теневая экономика, организованная преступность и формирование  так называемых коррупционных сетей; плохо организованная миграционная работа; коррупционные традиции, плохой подбор, расстановка и воспитание чиновников, плохой государственный и общественный контроль за их повседневной деятельностью, а также несовершенство российского законодательства, наличие в нем  большого количества пробелов и коллизий.

     Понятно, что антикоррупционная борьба может  быть эффективной только при условии ее системности. Поэтому говорить об антикоррупционной политике следует как о системе взаимосвязанных приоритетов и мер борьбы с коррупцией, включающих политические, законодательные, психологически стимулирующие компоненты. Кроме того, антикоррупционная политика должна быть нацелена на блокирование факторов, способствующих коррупционному поведению и сдерживать коррупционные проявления на ранних стадиях развития.

      В этой связи можно выделить следующие  основные направления борьбы с коррупцией:

  1. Большим плюсом принятого Федерального закона «О противодействии коррупции» является то, что впервые в отечественном законодательстве дается юридическое толкование понятию «коррупция», устанавливаются основные принципы противодействия этому явлению, определяются правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней. Наряду с этим следует отметить и его существенные минусы. Данный закон направлен на усиление контрольных и репрессивных мер за работой чиновников и не затрагивает основ существования коррупции, как в государстве, так и в бизнесе, т.е. в большинстве своем все предпринимаемые шаги направлены на борьбу с последствиями этого явления, а не с причинами.

      Еще одним недостатком закона, требующего его доработки, является отсутствие конкретного определения субъекта коррупционных отношений. Из текста закона следует, что субъектами коррупционных правоотношений являются только государственные и муниципальные служащие. Но граждане гораздо чаще сталкиваются с коррумпированностью должностных лиц, которые не являются ни госслужащими, ни даже «бюджетниками». Это относится к сфере ЖКХ, здравоохранения, образования, строительному сектору. Необходимо четко определить понятие субъекта коррупционных правоотношений, чтобы за скобками не остались многие области, где процветает коррупция, в том числе и госкорпорации, которые получают гигантские средства из бюджета.

  1. Коррупция – динамичное, изменчивое явление. Со временем  меняется не только уровень коррупции и её структурных составляющих, но и представление о ней, её оценки в моральных и правовых системах различных стран. До настоящего времени не существует единого перечня коррупционных преступлений, как в мире, так и РФ, что мешает объективному  криминологическому исследованию и пониманию данного социально-правового явления. Для оказания эффективного противодействия коррупционным деяниям необходимо выявить тенденции и закономерности коррупционной преступности, понять, почему в одних местах и в определенное время коррупция разрастается, а в других её уровень не столь значителен. В настоящее время в УК РФ специально не выделяется блок коррупционной преступности, отсутствует само определение коррупции в уголовном законе, и такие преступления можно выделить только теоретически, объединив отдельные составы преступлений и просуммировав число таких зарегистрированных преступлений за определенный период времени. Следовательно, в УК РФ целесообразно либо выделение блока коррупционных преступлений, либо включение в Общую часть УК РФ определения коррупции и перечня коррупционных преступлений, что обеспечит единый статистический учет коррупционной преступности в нашей стране.
  2. Сегодня в противодействии коррупции нужно больше внимания уделять не уголовно-правовым средствам, а средствам уголовно-процессуальным, повышающим вероятность изобличения коррупционеров, а также совершенствовать тактику оперативно-розыскных, следственных действий и судебных действий, методику расследования коррупционных преступлений.
  3. Совершенно неслучайно появилось такое направление противодействия коррупции, как анализ коррупционности законодательства. В настоящее время необходимо продолжать действовать в данном направлении.

         * После принятия пакета антикоррупционных законов в каждом субъекте РФ, в каждом муниципальном образовании были приняты акты, направленные на противодействие коррупции. Хочу привести пример реализации Национального плана противодействия коррупции Вологодской области, который был утвержден в 2008 г. С 1 июля по 11 декабря 2008 г. на коррупциогенность было проверено 1529 постановлений правительства области нормативного характера. Из них 311 постановлений (около 20%), по результатам экспертизы, требуют соответствующих коррективов. На муниципальном уровне – 689 правовых актов признаны коррупциогенными.

         * В противодействии коррупции все возрастающую роль должно играть гражданское общество и его институты, в частности Общественная палата РФ. Однако в сознании большинства граждан коррупция по-прежнему остается привычным делом, без которого невозможно решить насущные проблемы. Гражданское общество только начинает формировать негативное отношение к коррупции, а социально ответственный бизнес находится еще в зачаточном состоянии. Чтобы изменить ситуацию, предстоит еще очень много работы. Кроме того, как показывает мировая практика, гласность, открытость и гражданский контроль являются наиболее эффективными инструментами антикоррупционных мер.

         * Противодействие коррупции должно строиться с учетом совершенствования деятельности различных государственных учреждений, повышением качества подбора и подготовки государственных чиновников, их своевременной ротации, осуществлении за ними как государственного, так и общественного перекрестного контроля. Важно максимальное сокращение объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного служащего.

      Исходя  из выделенных нами основных направлений  борьбы с коррупцией необходимо наметить меры, направленных на устранение  или  минимизацию действий причин и условий  совершения противоправных деяний коррупционного характера. Эти меры должны сводиться к следующему:

      1. Приведение российского законодательства  в соответствие с положениями  Конвенции Совета Европы «Об  уголовной ответственности за  коррупцию».

      2. В федеральном законе о противодействии  коррупции закрепить перечень  видов коррупционных противоправных деяний, установить систему субъектов и мер борьбы с коррупцией.

      3. В целях практической реализации  конституционного положения о  равенстве всех перед законом  и судом и гарантированности  государством этого равенства  независимо от должностного положения (ст. 19 Конституции РФ) необходимо ликвидировать уголовно-процессуальные привилегии государственных должностных лиц всех ветвей власти, предусмотренные главой 52 УПК РФ.

      4. В связи с укоренением практики  лоббирования законов предусмотреть уголовную ответственность должностного лица за лоббистскую деятельность.

      5. В противодействии коррупции  необходимо сделать упор на  выявлении, пресечении и раскрытии  верхушечной, элитарной коррупции. 

      6. Учитывая большую общественную  опасность, распространенность, латентность и низкую раскрываемость коррупционных преступлений, проработать вопрос о создании специальной федеральной службы по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению этих преступлений.

      7. Разработать и внедрить в правоприменительную практику органов исполнительной власти и местного самоуправления систему антикоррупционных мер политического, правового, правоохранительного, экономического, организационно-управленческого и иного характера.

      Для определения ориентиров юридического образования в нашей стране весьма значим Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятый Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 15 ноября 2003 года. К мерам предупреждения коррупционных правонарушений он относит: формирование антикоррупционного общественного сознания, пропаганда антикоррупционных стандартов, антикоррупционное образование и воспитание.

      Для организации всей этой работы в России, естественно, нужна соответствующая  правовая база. Необходимость создания в нашем обществе общегосударственной системы юридического всеобуча назрела давно. Пора ее реализовать с учетом, разумеется, задач по противодействию коррупции, преодолению правового нигилизма и повышению правовой культуры в российском обществе. Для их реализации требуется высокая правовая воспитанность граждан, которая, как нам представляется, вряд ли возможна без кардинальных законодательных решений и личностных качеств субъектов реализации. Поэтому необходимо разработать Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в области юридического образования, правового обучения и воспитания граждан».

      Курс  на выполнение задачи повышения профессионального  уровня студентов-юристов в сфере  антикоррупционной деятельности ведется  в Башкирском Государственном университете, Уральской государственной юридической академии и в других вузах страны. Считаем целесообразным ввести спецкурс «Международная организация борьбы с коррупционными проявлениями» в нашем филиале по кафедре «Юриспруденция».

Информация о работе Актуальные проблемы борьбы с коррупцией