Актуальные проблемы современной дидактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:36, лекция

Описание

Дидактика как теория образования и обучения непрерывно развивается. Основными путями ее развития являются: 1) постановка и проведение исследований наиболее актуальных проблем и 2) обобщение практического опыта учителей. Актуальные проблемы дидактики обусловливаются и определяются теми задачами, которые выдвигаются перед школой потребностями общественного развития.

Работа состоит из  1 файл

Актуальные проблемы современной дидактики.doc

— 40.50 Кб (Скачать документ)

Актуальные проблемы современной  дидактики

Дидактика как теория образования и обучения непрерывно развивается. Основными путями ее развития являются: 1) постановка и проведение исследований наиболее актуальных проблем и 2) обобщение практического опыта учителей. Актуальные проблемы дидактики обусловливаются и определяются теми задачами, которые выдвигаются перед школой потребностями общественного развития.

Сегодня в условиях перехода от господства одной официальной методологии, одного общеобязательного мировоззрения к философскому, гносеологическому плюрализму, возникает необходимость методологического перевооружения дидактики как науки, обретения ею такого статуса, который бы адекватно отвечал требованиям к ней практики образования и воспитания подрастающего поколения. Сложность современного этапа развития отечественной дидактики обусловлена также и теми задачами, которые должна сегодня решать школа, условиями и возможностями их осуществления. Российское общество, переживая кардинальные изменения в экономике, социальной, политической и духовной жизни, поставило задачу подготовки в школе в процессе обучения нового человека, способного обеспечить успех демократических социальных реформ.

В настоящее время кардинально изменились в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» возможности и условия существования школы, позиции взаимодействия государства и школы. Эти изменения проявляются в следующем:

1. Образование рассматривается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Следовательно, прежняя приоритетная ориентация образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией. Индивидуальные цели личности начали признаваться обществом как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели. Государство перестает также давать жесткие социальные заказы (типа «всестороннего и гармонического развития личности»), но устанавливает четкие образовательные стандарты (по ряду учебных предметов они уже действуют).

2. В Законе четко определены новые принципы государственной политики в области образования.

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Эти принципы подтверждают гуманистическую и демократическую ориентацию школы, ее автономность (см. ст. 3 ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»). Закон расширяет сферу компетенции и ответственности школы за счет многих прав и обязанностей, прежде присущих органам управления образованием.

3. Государство перестало быть единственным учредителем образовательных организаций, законодательно разрешило создание негосударственных, в том числе частных школ, провозгласило идею плюрализма образовательных систем.

4. Источниками социального заказа школе выступают наряду с государством и другие субъекты: это сами учащиеся и их родители, осознавшие специфику своих культурных и образовательных потребностей; представители региональной и местной власти; представители этнических, национальных групп и религиозных конфессий; учебные заведения среднего специального и высшего образования; представители армии и др..

Сегодня в структуре школьных учебных планов три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

5.Закон ориентирует школу на создание оптимальных условий для свободного развития личности каждого обучающегося.

Сегодня происходит пересмотр множества проблем дидактики под углом зрения условий существования школы, ее возможностей и задач в свете новых нормативных документов о школе в концепции модернизации ее обновления в соответствии с потребностями России на рубеже веков и в ближайшие два-три десятилетия XXI в., возросших возможностей современного школьника, а также использования результатов новых исследований в философии, социологии, теории воспитания, психологии, частных дидактик, смежных наук и творческого развития практики обучения.

Вся исследовательская работа, которая проводится в России в области дидактики, направлена на решение актуальных проблем, ключевых направлений, которые обозначены в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ».

В ряду этих проблем, прежде всего, выдвигается проблема теории содержания образования, связанной с модернизацией современного образования во всех ее аспектах: характер общего образования; федеральный государственный образовательный стандарт как средство сохранения единого образовательного пространства и создания благоприятных условий для демократизации образования, реализации свобод и прав человека; структура, содержание, функции стандарта; учебные планы и их типы; образовательные программы и учебники, их вариативность, качество образования, теория и практика единого государственного экзамена. В тесной связи с этой проблемой требуют разработки вопросы повышения научного уровня преподавания и диагностики образовательных систем, теоретического обоснования педагогических инноваций и педагогических технологий обучения.

В центре дидактики, психологии обучения и предметных дидактик находится проблема развития личности каждого школьника, пути ее реализации: это прежде всего разработка вопросов основных направлений развития вариативного образования, связанного с профилизацией старших классов общеобразовательной школы, конструированием и реализацией личностно-ориентированных детоцентристских моделей обучения. В свете этой проблемы возникают новые аспекты разработки методов обучения и организационных форм его построения. В целом встает проблема разработки личностно-ориентированной дидактики.

Едва ли не самой важной является разработка новых методологических основ построения дидактики как теории образования и обучения. Успех дальнейшего развития отечественной дидактики во многом обусловлен и зависит от дальнейшего совершенствования методов дидактических исследований.




Информация о работе Актуальные проблемы современной дидактики