Анализ миграционных процессов в Российской Федкрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ миграционных процессов в России и

механизма государственного управления ими.

Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение

миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их

последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков,

выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание

Введение

4

1. Общие особенности современных миграционных

процессов в РФ


1.1 Понятие и классификация миграции

5

1.2 Современная миграционная ситуация в РФ

8

2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ

2.1 Основные характеристики миграционных потоков

12

2.2 Социальные последствия миграционных процессов

18

3. Государственное управление миграционными

процессами в РФ

3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов

в России

22

3.2 Основные направления деятельности по регулированию

миграционных процессов в Российской Федерации

24

3.3 Механизм реализации современной миграционной политики

на территории Российской Федерации

30

Заключение

42

Приложения

Литература

Работа состоит из  1 файл

Миграционные процессы в РФ.doc

— 339.50 Кб (Скачать документ)

систематизационная  таблица,  в  которой   отражены   основные   особенности

современных  внутренних  и   внешних   миграционных   процессов   в   России

(приложение 1).

      По данным таблицы можно констатировать:

         . активное  вовлечение  России  в  миграционный  обмен  на  разных

           уровнях, как на международном,  так и на государственном;

         . увеличение доли семейной  миграции  и  снижение  доли  мигрантов

           трудоспособного  возраста,  свидетельствующие   о  снижении  роли

           миграции населения  в  регулировании  демографических  процессов

           (это очень важно, особенно  для России, в которой на  сегодняшний

           день отмечается демографический  кризис);

         . низкую степень приживаемости  мигрантов, преобладание  среди   них

           «нелегалов», беженцев, вынужденных  переселенцев

         .  практическое  совпадение   ареалов   концентрации   внешних   и

           внутренних  мигрантов  на  территории  России,  что  приводит  к

           обострению ситуации на рынке  жилья, труда,  увеличению  нагрузки

           на социальную инфраструктуру.

      Анализируя характеристики миграционных  процессов в России,  необходимо

начать  с внутренней миграции, поскольку  она является  основной  составляющей

(почти  90%) общего миграционного оборота в России.

      За  последние  10  лет  миграционная   активность   населения   России

сократилась. Число внутренних перемещений  уменьшилось  более  чем  на  1/3,

причем  отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей  по

сравнению  с  городскими.  Это  обстоятельство  объясняется  более   низкими

доходами  сельского  населения,  которое  стремится  в  промышленные  районы,

сосредоточенные в основном в Европейской части  России.

       В целом география внутренних  межрегиональных потоков  не  изменилась.

Однако  на сегодняшний день среди регионов страны более четко можно  выделить

принимающие и отдающие население. Принимающие  регионы размещены компактно  и

соответствуют  густонаселенным  территориям,  в  которых  сосредоточено  80%

населения (120 млн. чел.). Данная зона располагается  от  Калининградской  до

Новосибирской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая  остальную

территорию  Европейского Севера) до Краснодарского  края.  Регионы,  отдающие

население, расположены некомпактно. В целом  на  этой  территории  проживает

17% населения  (26  млн.  чел.).  К  ним   относятся  северная  часть   Урала,

Восточная Сибирь, Дальний восток,  Дагестан,  Чечня,  Ингушетия.  Причинами,

вынуждающими  россиян переезжать в другие регионы страны,  являются:  военные

действия,   обострение   межнациональных   отношений,   а   также    причины

экономического  характера – потеря  работы,  невыплата  заработной  платы,  а

значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие  уверенности  в  завтрашнем

дне. [10]

      Практически все принимающие  регионы  России  в  большей  или  меньшей

степени  подвержены  кризису,  что  препятствует  успешному  обустройству  и

социальной  адаптации  вынужденных  переселенцев.  Характеризуя  социально  –

экономические процессы, протекающие в принимающих районах,  можно  отметить,

что они  в целом  совпадают  с  общероссийскими:  происходит  падение  уровня

производства,  отрасли  с  прежде  благополучной  динамикой  показателей   в

последние 3 - 4 года стали испытывать определенные  сложности.  Несмотря  на

довольно  высокий  уровень  приватизации  собственности  в  промышленности  и

сфере обслуживания, эффективность работы  этих  отраслей  по-прежнему  мала;

сохраняется  низкий  уровень  денежных   доходов   населения,   сдерживающий

развитие  внутреннего  рынка  товаров  и  услуг;  развитие  мелкого  частного

предпринимательства   в   настоящее   время   также    не    рассматривается

специалистами  в  качестве  существенного  резерва   занятости   не   только

мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает  довольно

неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и  беженцев  на  рынке

труда, поскольку  их  профессиональный  состав  близок  к  профессиональному

составу  местных  кадров.  Область  сельского   хозяйства   не   располагает

возможностями для развития фермерства,  в  среде  которого  могла  бы  найти

работу  часть переселенцев.

      Наблюдается затягивание сроков  обустройства  и  социальной  адаптации

вынужденных  переселенцев  и   беженцев,   ухудшение   и   материального   и

социального  положения,  что  способно  воспроизводить  и  поддерживать   на

высоком уровне негативно – конфликтный  потенциал в общественном сознании.

      Свидетельством  этого  могут   служить  такие  данные  социологического

исследования: свое материальное  положение как бедственное оценивают 27%

опрошенных   переселенцев,   а   66%   испытывают   серьезное   материальное

затруднение.   Наибольшие   потери    от    переезда    понесли    работники

здравоохранения, финансово-экономической сферы  и  лица,  бывшие  в  ближнем

зарубежье безработными.  Негативно  оценивают  условия  жизни  и  труда,  по

сравнению с теми,  которые  они  имели  на  прежнем  месте  жительства,  46%

опрошенных.

      Несомненно,  что  консервация   такой   ситуации   чревата   социальным

конфликтом. Следует учитывать, что среди  видов помощи,  в  которой  наиболее

остро нуждаются мигранты, преобладают  вполне «земные», а  не  оторванные  от

реальности  фантазии и прихоти.

      Следует отметить довольно  низкую  оценку  переселенцами  деятельности

областных  миграционных  служб,  упускающих   из   сферы   своего   внимания

перемещение   мигрантов,   учет   их   проблем,   необходимость   проведения

разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях  отнесения  к

беженцам  и  вынужденным  переселенцам.   Не   случайно,   называя   причины

неоформления  статуса, многие респонденты отвечали, что, по  их  мнению,  это

не влечет за собой никакого  улучшения  в  условиях  жизни  (40%),  что  это

сложная бюрократическая процедура (28%), что не  знают,  как  это  делать  и

куда  обращаться  (19%).  В  немалой  степени  низкий  авторитет   областных

миграционных  служб  объясняется   неудовлетворительным   организационно   –

техническим и финансовым обеспечением.

      Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих

регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев  брать  инициативу  в

свои  руки.  В  ряде  регионов  эффективно  действуют  созданные   на   базе

объединений вынужденных переселенцев «общественные  приемные»,  где  зачастую

и  находят  себе  применение  высококвалифицированные  юристы,   экономисты,

психологи и другие специалисты из числа  вынужденных мигрантов.  [11]

      Социально—экономические   трудности   в    обустройстве    вынужденных

переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность  этих

вопросов,  негативное  отношение  определенной  части  жителей   принимающих

регионов  к  этой  категории  граждан  увеличивают  вероятность  возрастания

объема  возвратной миграции переселенцев в  прежние места проживания.

      Новую волну миграции в ближайшие  годы может  вызвать  и   уже  вызывает

принятый  закон «О пенсионном  обеспечении»,  который  увеличил  возраст  для

выхода  на пенсию гражданам Казахстана (женщинам – до 60 лет и мужчинам –  до

65 лет). Фактически этим актом предполагается  за счет  России,  а  также   за

счет  людей предпенсионного возраста, не желающих проживать в  Казахстане  до

65 лет,  чтобы получить потом скудную  пенсию, и сейчас уже  в  55  –  57  лет

покидающих  это  государство,  сократить  расходы  на  содержание  ветеранов,

которые вложили свой  труд  в  экономику  этого  государства.  По  некоторым

расчетам  демографов, в случае продолжения  подобной  политики,  удельный  вес

казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.

      Исследования показывают, что во  всей работе по приему, обустройству  и

социальной  адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из  стран  ближнего

зарубежья  на  территории  Российской  Федерации  преобладает  формально   –

механический  подход, ориентация на «усредненного  переселенца». К  сожалению,

совершенно  не учитываются и даже не берутся  в  расчет  наработки  ученых  –

антропологов  о  существовании  «культурной  дистанции»  даже  среди  жителей

разных  регионов  одной  страны  и  методах  ее   регулирования.   Возможно,

федеральную  миграционную  программу,   аналогичные   документы   на   более

отдаленную  перспективу  следует  дополнить  соответствующими  разделами,  в

которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий  по  учету

фактора  социальной  адаптации  вынужденных  переселенцев  и   беженцев.[12]

Схематично  можно  обозначить  следующий  ряд  уже  апробированных  в  других

Информация о работе Анализ миграционных процессов в Российской Федкрации