Анализ российского опыта развития туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы выяснить реальную ситуацию на рынке туризма в России и сделать анализ роли законодательства в зарубежных странах.
В ходе подготовки курсовой работы, были представлены следующие задачи:
1) Раскрыть роль туризма в экономике стран.
2) Изучить место туризма в экономике России.
3) Определить состояние и перспективы развития туризма в Сибири.

Содержание

Введение 3
1. Туризм и его роль в мировой экономике 4
1.1 Туризм: понятие и классификация 4
1.2 Ценность туризма в мировой экономике 8
2. Государственное регулирование туризма 12
2.1 Законодательство о туризме в России 12
2.2 Туристическое законодательство зарубежных стран 15
3. Анализ российского опыта развития туризма 22
3.1 Перспективы и проблемы развития активного туризма в Сибири 22
3.2Анализ статистики въездного и выездного туризма в России 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая мэо.docx

— 63.57 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

1. Туризм и его роль в мировой экономике 4

1.1 Туризм: понятие и классификация 4

1.2 Ценность туризма в мировой экономике 8

2. Государственное регулирование туризма 12

2.1 Законодательство о туризме в России 12

2.2 Туристическое законодательство зарубежных стран 15

3. Анализ российского опыта развития  туризма 22

3.1 Перспективы и проблемы развития активного туризма в Сибири 22

3.2Анализ статистики въездного и выездного туризма в России 24

Заключение 27

Список использованных источников 29 

 

     Введение

     Туризм  – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни  населения. При этом в отличие  от многих других отраслей экономики  туризм не приводит к истощению природных  ресурсов.

     Актуальность  выбранной темы связана с тем, что значение туризма в мире постоянно возрастает. В экономике отдельной страны туризм выполняет ряд важных функций, а в отдельных странах является основным источником их существования.

     Подобное  развитие международных туристических  связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли.

     Структура курсовой работы. Данная курсовая состоит  из трех глав,  в каждой главе которых  есть две подглавы. Первая глава  называется «Туризм и его роль в мировой экономике» там приведено классификация туризма, понятие, и ценность его в мировой экономике. Вторая глава называется «Государственное регулирование туризма», здесь описываются основное туристическое законодательство зарубежных стран и РФ. Третья глава «Анализ российского опыта развития  туризма» тут приведен статистический анализ въездного и выездного туризма по России, а так же  проблемы и перспективы развития туризма в Сибири.

     Цель  курсовой работы выяснить реальную ситуацию на рынке туризма в России и сделать анализ роли законодательства в зарубежных странах.

     В ходе подготовки курсовой работы, были представлены следующие задачи:

     1) Раскрыть роль туризма в экономике стран.

     2) Изучить место туризма в экономике России.

     3) Определить состояние и перспективы развития туризма в Сибири. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Туризм и его  роль в мировой  экономике

     1.1 Туризм: понятие и  классификация

     Понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под "временным перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

       В положении о лицензировании  международной туристической деятельности (от 12.12.95 №1222)  установлено, что  под международной туристической  деятельностью понимается прием  иностранных туристов на территории  РФ и направление туристов  за рубеж. Федеральный закон  "Об основах туристской деятельности  в РФ" гласит, что "туризм - это  временные выезды (путешествия) граждан  РФ, иностранных граждан и лиц  без гражданства с постоянного  места жительства в оздоровительных,  познавательных, спортивных, религиозных,  профессионально-деловых и иных  целях без занятия оплачиваемой  деятельностью в стране (месте)  временного пребывания".

     Туризм  уже давно рассматривается как  одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 % общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие  расходы на внутренний и международный  туризм составляют 12 % мирового валового национального продукта.

     Развитие  туризма играет важную роль в решении  социальных проблем. Во многих странах  мира именно за счет туризма создаются  новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения  платежного баланса страны. Необходимость  развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию  системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых информационных технологий и т.д. Туризм оказывает  влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к  гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать  в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

     
     Классификационный признак, который используется для  выделения видов туризма, может  быть разным. Мы выделим лишь основные.

     По  числу участников:

     - индивидуальный;

     - семейный;

     - групповой.

 
       По географическому признаку:

     - Туризм внутренний – путешествие с туристскими целями граждан страны, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

     Следует разрушить миф о том, что большинство  туристских поездок приходится на международный  туризм. На самом деле, по некоторым  оценкам, именно на долю внутреннего  туризма приходится 80–90% всех поездок  в мире.

     - Международный туризм – поездки с туристическими целями за пределы страны постоянного жительства без занятия, оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

     В среднем около 65% всех международных  туристских поездок приходится на Европу, около 20% – на Америку и около 15% – на остальные регионы.

     Развитие  международного туризма (въездного) обусловлено  стремлением увеличить приток иностранной  валюты и создать новые рабочие  места. Многие страны посредством этого  пытаются решить проблемы платежного баланса.

     Приезд  иностранных туристов получил название активного туризма – туристский экспорт, соответственно выезд отечественных граждан за рубеж – пассивный туризм или туристский импорт (рис. 1). 

     

     Рис. 1. Потоки в туристском экспорте и  импорте 

     По  направлению туристского потока:

     - Туризм въездной 

     - Туризм выездной

     Из  рассмотренных выше видов туризма  для России, в целом, и Приморского  края, в частности, приоритетными  являются внутренний и въездной туризм.

     По  цели поездки:

     - рекреационный;

     - оздоровительный;

     - спортивный;

     - шоп-туризм;

     - ностальгический;

     - молодежный.

     - Профессионально-деловой туризм приносит большие доходы как туристским фирмам, так и предприятиям размещения, а также другим сегментам. Так, конгресс-туризм в США приносит свыше 40 млрд. долл. США ежегодно гостиницам и другим предприятиям обслуживания.

     В бизнес-туризм можно включить поездки  на семинары, конгрессы, симпозиумы, посещение  выставок, повышение квалификации, а также инсентив-туризм (Incentive tourism) – поощрение работников предприятия поездками с целью отдыха или повышения квалификации.

     Стремление  многих стран развивать бизнес-туризм связано с тем, что во время  таких поездок туристам предоставляются  как чисто туристские услуги (транспорт, размещение, питание, экскурсионное  обслуживание), так и специальные, приносящие дополнительный доход: изучение информации, сбор данных о деловых  партнерах, переводы, экономические  материалы, организация деловых  встреч и другие. Развитие профессионально-делового туризма – это одно из приоритетных направлений в туризме, но требует  больших затрат на создание инфраструктуры, отвечающей всем современным требованиям.

     - Приключенческий туризм (экзотический  или экстремальный) по праву называют элитарным видом, поскольку он предполагает большие туристские расходы. Данный вид туризма включает:

     ·  походные экспедиции;

     ·  сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.);

     ·  морские путешествия и другие разнообразные поездки.

     - Религиозный (паломнический) туризм. К нему относятся:

     1) паломничество – посещение святых мест для поклонения религиям;

     2) познавательные поездки – знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культурой религии;

     3) научные поездки – поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии и другими.

     - Экотуризм – один из перспективных видов туризма на планете. Ежегодно 500 млн. туристов путешествуют по миру ради удовольствия, и чудеса дикой природы – излюбленная цель их маршрутов. Популярность подобных путешествий может обернуться злом или благом для этих мест. Экотуризм охватывает широкий спектр путешествий – от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках.

     Экотуризм означает сочетание путешествия  с экологически чутким отношением к  природе и позволяет объединить радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите. Экотуризм  призван создавать экономические  стимулы для сохранения окружающей среды. Теория экотуризма проста. Сохраняемые  и защищаемые территории привлекают туристов. Деньги, которые приезжие тратят на транспорт, еду, жилье, найма  проводников и посещение портов, поддерживают местную экономику. При  этом создаются новые рабочие  места и инфраструктура, основанная на соблюдении законов.

     Ежегодно  на нужды экотуризма производится товаров  и услуг на сумму 55 млрд. долл. США, что составляет 25% международной  торговли в сфере услуг и 12% валового мирового продукта. В Кении, к примеру, использование национальных парков приносит ежегодный доход в 450 млн. долл. США. Каждый лев приносит в  казну 27000 долл. США в год, а стадо  слонов примерно 610000. Коста-Рика объявила 30% своей территории природоохранной  зоной. Экотуризм на Галапагосских  островах ежегодно дает Эквадору более 100 млн. долл. США.

     По  источнику финансирования:

     - Коммерческий.

     - Социальный туризм – это поездки, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Целью социального туризма является не извлечение прибыли, а поддержка людей с низким уровнем дохода для реализации их права на отдых.

     Это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее  обеспеченных граждан при использовании  их права на отдых.

     В СССР 80% внутреннего туризма и 50% международного являлось социальным туризмом. Эффективность программ социальной помощи в современной России, поступающие  беднейшим слоям населения, составляет всего 19%, в то время как аналогичный  показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30–50%. К категории потребителей социального  туризма относятся: малоимущие, инвалиды, пенсионеры, дети из многодетных семей, учащаяся молодежь.

     Развитие  социального туризма – это  сложная задача, поскольку, с одной  стороны, каждый гражданин имеет  установленное конституцией право  на отдых, с другой стороны – социальный туризм не способствует итак уже разрушенной  материально-технической базе туризма  в России. Кроме того, как сказано  в Манильской декларации, государство  не может потратить на туризм больше средств, чем оно может от его  развития получить. На самом деле неспособность  обеспечения вышеуказанных слоев  населения полноценным правом на отдых объясняется низким уровнем  жизни граждан, безработицей и другими  социально-экономическими причинами.

     По  организационной форме:

     - Организованный туризм – это  индивидуальные поездки или поездки  групп туристов, организованные  тур предприятием.

     - Неорганизованный или самодеятельный. В России туризм отличается  наличием значительной части  организованного вида, в то время  как в Европейских странах  его доля составляет 20%.

 

     1.2 Ценность туризма  в мировой экономике

     В процессе глобальной смены общественной парадигмы одна из ведущих ролей  принадлежит туризму, в силу нескольких основных причин:

     1. Значительного роста масштабов  туризма в современном мире. В  настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Он составляет значительную часть мирового ВНП, привлекает значительную долю мировых инвестиций, создаёт большое количество новых рабочих мест, является важной статьей налоговых поступлений во многих странах.

     2. Прямого экономического эффекта,  который туризм оказывает на  все ключевые сектора экономики,  все стороны жизни общества. Туризм является одним из эффективных средств структурной перестройки экономики и смены приоритетов общественного развития.

     3. Специфики социальной функции  туризма. На современном этапе  своего развития туризм направлен  главным образом на решение  определённых социальных задач. Социальной нишей туризма является:

     - предоставление прежде всего  нематериальных благ потребителю  в виде услуг;

     - формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения; расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных отношений;

     -обеспечение  отдыха, восстановления жизненных  сил, здоровья потребителей;

     - согласование интересов отдельных  групп населения с долговременными интересами общества, в том числе сохранение благоприятной экологической, социальной, культурной среды.

     4. Исключительной устойчивости туризма  к воздействию неблагоприятных экономических факторов на протяжении своего исторического развития.

     Экологичность или неэкологичность туризма  определяется степенью и характером воздействия индустрии туризма на окружающую среду, то есть на атмосферу, водные ресурсы, почву, флору и фауну. Воздействие помимо чисто вещественного характера может быть также шумовым, электромагнитным, радиоактивным. Понятие экологичности также включает в себя конкретные меры по защите и восстановлению окружающей среды. Так как именно туристско-рекреационные ресурсы являются основным фактором успешного развития туризма, в целом отрицательное воздействие предприятий данной сферы значительно ниже, чем многих предприятий других отраслей. Из данной формулировки следует, что под экологичностью туризма следует понимать весь спектр взаимодействия данной индустрии и окружающей среды, в расширенном понимании.

     Прогнозирование ускоренного развития экологического туризма в мире связано с ухудшением экологической ситуации, которая  характеризуется разрушением экосистем и резким уменьшением биоразнообразия, деградацией почв, изменением климата, истощением природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, исчезновением или уменьшением особо охраняемых природных территорий и т.д. Деградация окружающей среды происходит все возрастающими темпами, что, в результате, негативно влияет на качество жизни населения планеты. Экологический туризм может стать серьезной альтернативой тому пути развития страны или региона, который ориентирован на усиление эксплуатации природных ресурсов.

     Первые  попытки выделения экологического туризма как особого вида были предложены в 1980 г. Экологический туризм, по мнению Г. Цебаллоса-Ласкурейна, мексиканского  ученого, предложившего данный термин, - это сочетание путешествия с  экологически чутким отношением к природе, позволяющим объединить радость  знакомства и изучение образцов флоры  и фауны с возможностью способствовать их защите.

     За  прошедшее время было предложено много определений данного вида туризма.

     Международное экотуристское общество рассматривает  экологический туризм, как «целенаправленные путешествия в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей».

     В свою очередь, Международный союз охраны природы под экологическим туризмом понимает «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности».

     Одно  из самых современных и расширенных  определений экологического туризма (Сергеева Т.К. Экологический туризм, 2004). Экотуризм - это посещение уникальных природных территорий, мало затронутых хозяйственной деятельностью, сохранивших традиционный уклад жизни местного населения; это повышение уровня экологической культуры всех участников туристского процесса и повышение жизненного уровня местного населения, соблюдение природоохранных норм и технологий при выполнении экологических туров и программ.

Информация о работе Анализ российского опыта развития туризма